Политика и права человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:49, контрольная работа

Описание работы

Классификация прав человека (личные, политические и социально-экономические). Именно участие индивида в политике в конечном счете показывает, насколько эта сфера жизни способна служить не только интересам крупных социальных групп, но также запросам и чаяниям рядового гражданина, обычного человека.

Содержание

Глава 1. Политика и права человека
1.1 Исторические типы формирования представлений о неотчуждаемых политических правах человека………………………………………………………....3
1.2 Классификация прав человека (личные, политические и социально-экономические)………………………………………………………………………….5
1.3 Политические режимы……………………………………………………………..13
Глава 2. Политическое участие
2.1 Понятие политического участия………………………………………………..…15
2.2 Классификация форм и типов политического участия……………………….…16
Литература………………………….. …………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

котрольная работа(готова).docx

— 45.48 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

Стр.

Глава 1. Политика и права человека

1.1 Исторические типы формирования представлений о неотчуждаемых политических правах человека………………………………………………………....3

1.2 Классификация прав человека (личные, политические и социально-экономические)………………………………………………………………………….5

1.3 Политические режимы……………………………………………………………..13

Глава 2. Политическое участие

2.1 Понятие политического участия………………………………………………..…15

2.2 Классификация форм и типов политического участия……………………….…16

Литература………………………….. …………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Политика и права человека

 

1.1 Исторические типы формирования представлений о неотчуждаемых политических правах человека.

 

Политика происходит от греч. Polis-город государство и прилагательного от него - politikos: все, что связано с городом,- государство, гражданин и пр. - организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, основная в системе других таких же сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной. Термин Политика получил распространение под влиянием  трактата Аристотеля о  государстве, правлении и   правительстве, названного им "Политика".  Вплоть до кон. XIX    в. Политика традиционно   рассматривалась как учение о государстве, т.е. власти институционального, государственного уровня. Однако уже в Новое время развитие политической мысли и  представлений о государстве привело к выделению наук о государстве и их обособлению от политической  философии и политической науки.

Представление о политике  значительно расширилось, и понимание политики стало весьма сложной проблемой, во всяком случае, оно оказалось предметом самых различных толкований. В  настоящее время можно  выделить  не менее  четырех основных  толкований политики:

1. Как отношения, включающего    согласие, подчинение,  господство, конфликт  и   борьбу  между классами (В.И. Ленин),  группами и людьми (внутренняя политика) и государствами (внешняя политика). В  основе такого понимания политики лежат представления об общении людей, их взаимодействии, совместном решении ими  их  общих  дел, понимаемых   как дела государства (Аристотель), а также об отношениях к обществу власти (т.е. государства) и между властями (государств друг к другу) - в средневековой традиции и проблематике Возрождения и Нового времени. Акцент на борьбе, тоже весьма древний, был усилен в марксизме и у   Ленина, в частности, идеей  классовой  борьбы   как движущего   начала   истории.  Новое и более философское обоснование эта концепция политики получила в XX в. в теории конфликтной природы политики у К.Шмитта и Ж.Френда. 

2. Логически вытекающее  из первого понимания  отождествление политики с другими  политическими явлениями, такими,  как господство, власть, а следовательно, и государство (о чем и шла  речь выше);  средства политики - та   же  власть,  насилие, язык  и   языковые  структуры, речь   и  символика  и  т.п.; деятельность  -  управление, организация, контроль  и  пр.; знание, умение   (Платон и современные     технократические концепции); жизнедеятельность (у Аристотеля наиболее  органическое   представление о природном свойстве человека заниматься совместно с другими людьми  их общими  делами).

3. Объяснение через функции  (функциональное) - управления, поддержания порядка, сохранения внутреннего и внешнего мира или, наоборот, ведение войны, контроль общества и человека и т.д. и т.п. Перечисление функций политики  ради ее, возможно более полного, определения (как и ее задачи, хотя сама по себе не может  иметь их, поскольку решение  политических задач опосредовано наличием действующих  ради этого сил, направлений, власти, которая и решает их) не имеет ни конца, ни, следовательно, смысла.

4. Объяснение политики через ее цели (телеологическое от греч. teleos - цель), т.е. определение путем еще более бесконечного и малосодержательного перечисления, чем функциональное толкование,  к тому же очень  близкое к  нему и по сути своей чрезмерно конкретное.    Всем  этим  толкованиям  присущи  многие общие  и  их  собственные недостатки: они не конечны,  и сами нуждаются в дальнейших определениях, особенно  тождества, которые не столько определяют, сколько замещают  политику; они часто неспецифичны для  нее - как, например, деятельность, средство, отношение, конфликт, борьба, решение   задач; наличие функций  и целей может   определять любое другое  смежное общественное явление - право, идеологию, мораль, экономику  и т.п.; многие определения не просто и не  только взаимосвязаны, но и пересекаются, иногда многократно, например, власть как бы тождественна  политике и в  то же время она  и  деятельность, и средство, и цель, и, наконец, функция  политики; отпадают, далее, самые слабые определения - через средства, цели и др. Решение проблемы наметил уже К.Шмитт, ее усовершенствовали  современные исследователи. Оно состоит в выделении самой  политики ее универсальной абстрактной сущности ее принципиального начала, что избавляет от частных, неполных,            чересчур конкретных определений и   перечислений и   позволяет   выработать  обобщенную   емкую    формулу, определяющую  ее сущность, и  отдельно собрать ее конкретные виды, формы   и проявления (много разных  политик - внутренних, внешних, мирных, силовых и  т.д. и т.п.), относительно которых  возможны  соответствующие частные  определения, справедливые и по  отношению  к более общим  трактовкам политики.

 

1.2 Классификация прав человека (личные, политические и социально-экономические).

Личные (гражданские) права и свободы.

Они охватывают такие права и  свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства  как человеческой личности и другие естественные права, связанные с  его индивидуальной, частной жизнью.

Право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ)

Образует первооснову всех других прав и свобод, складывающихся в  этой сфере. Оно представляет собой  абсолютную ценность мировой цивилизации, ибо все остальные права утрачивают смысл и значение в случае человека, это фундаментальное право допустимо рассматривать в 2 аспектах: во-первых, как право личности, на свободу от любых незаконных посягательств на её жизнь как со стороны государства, так и со стороны частных лиц; во вторых, как право личности на свободное распоряжение своей жизнью. По-сути дела, все остальные права так или иначе объединяются вокруг этого стержневого права. Например, такие права-как право на социальное обеспечение, на охрану здоровья, на благосостояние окружающей среды.

Право на достоинство (ст. 21 Конституции РФ.)

Является основной целью всех остальных прав человека. В этом смысле-достоинство человека-источник его прав и свобод. Разделы о правах и свободах человека во многих современных Конституциях открываются понятием “достоинство человека”. Достоинство-это признание обществом социальной ценности уникальности конкретного человека. Достоинство может быть нравственным, интеллектуальным. Никто не может быть подвергнут пыткам, жестокому обращению, или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским и научным и другим опытам.

Право на неприкосновенность личности. (ст.22 Конституции РФ)

Лицо вправе совершать любые  действия, не противоречащие закону, и  при этом оно не должно подвергаться ограничением. Человек имеет право  на физическую и духовную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу допускается  только по судебному решению, а без  него не более 48 часов.

Право на неприкосновенность частной  жизни, личную, семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Каждый человек имеет право  знать какая информация о нём  и его жизни имеется в органах  государства и контролировать эту  информацию. Для сбора информации о частной жизни лица нужно  его согласие, так как  вполне возможно злоупотребление владения данной информацией. Это правило  распространяется на всех. Каждый человек так же вправе выбирать себе круг знакомых, определить характер и меру общения с ними, граждане имеют право на тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений на учреждения возлагается обязанность хранить эту тайну. Ограничения этого права допускается только по решению суда. Для защиты доброго имени установлен судебный порядок, включая право на возмещение морального вреда.

Право на неприкосновенность жилища (ст. 25)

Доступ в жилище посторонних  лиц возможен лишь при ясно выраженном согласии проживающих в нем граждан, поскольку каждый человек имеет  право на уединение в занимаемом им помещении. Кроме того, там могут  находится личные бумаги, вещи,то что  может быть связано с оглаской частной жизни человека. Лицо полагающее, что должностные лица, или государственные  органы, или юридические лица, или  граждане нарушили его право на неприкосновенность жилища, вправе обжаловать их действия. При этом пострадавший может требовать возмещение ущерба, причиненного жизни незаконными действиями.

Есть ограничение этого права, допускающие вход в помещение.

1. если имеется санкция прокурора или постановление суда о разрешении провести оперативно-следственные действия.

2.налоговой полиции, если помещение используется для предпринимательской деятельности.

3. работникам милиции при наличии достаточных оснований полагать, что там совершаются или совершено преступление или произошел несчастный случай.

4. судебному исполнителю для наложения ареста на имущество или для выселения проживающих в силу судебного решения.

Право свободно передвигаться, выбирать местопребывания и местожительства (ст. 27)

Свобода касается возможности передвижения лица как внутри страны, так и  его права покидать свою страну и  возвращаться, прибыв на новое место жительство, гражданин в течение 7 дней должен милиции зарегистрироваться, предъявив паспорт и документ, являющийся основанием для вселения (ордер, договор). Выезд за рубеж осуществляется по заграничным паспортам. Ограничение его на выдачу установлены законом и в частности, отказ может быть получен по причине владения человеком сведениями, составляющими государственную тайну.

Свобода совести, вероисповедания (ст. 28)

Означает, что каждый может свободно действовать в соответствии со своими убеждениями. Он вправе выступать в  существующие религиозные и иные убеждения, действовать в соответствии с ними, наличие религиозных убеждений  запрещено фиксировать в официальных  анкетах. Государство не вмешивается  в вопросы определения человеком  своего отношения к религии.

Свобода мысли и слова (ст. 29)

Статья провозглашает и гарантирует  духовную, творческую свободу –  свободу идей, мнений, убеждений. Мысли  человека, его убеждения, мнения относятся  к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться. Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден  к выражению своих мнений и  убеждений и отказу от них. Инакомыслие, т.е. мысли и мнения, идущие в разрез с господствующей идеологией, не наказывается. Цензура запрещена.

Право на информацию. (ст. 29)

Предполагает обязанность органов  власти и местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами, материалами, непосредственно  затрагивающими его права и свободу, если иное не предусмотрено законом (государственная тайна).

Политические  права и свободы.

 

В отличие от личных прав, которые  принадлежат каждому от рождения, политические права связаны с  обладанием гражданством, т.е. политико-правовой связью человека  с определенным государством, в частности с Россией. Они в принципе не отчуждаемы (правда, имеются исключения) и естественны так же, как естественно право народа и, следовательно, каждого гражданина в демократическом обществе, быть носителем суверенитета. Политические права выражают свободу граждан формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности. Наиболее важным из этих прав являются следующие:

Право на участие в управлении делами государства (ст. 32)

Осуществление этого права может  выражаться в различных формах: непосредственно  или через своих представителей.

В этой же статье перечислен ряд прав, конкретизирующих указанное выше. К  ним относятся: право граждан  избирать своих представителей в  органы государственной власти и  право быть избранным в эти  органы, право участвовать в референдуме. Право избирать заключает в себе возможность принимать решение  по формированию указанных органов, должностных лиц и граждан. Отдавая  предпочтение программе той или  иной партии, независимому кандидату, избиратели определяют направленности высших должностных лиц право  быть избранным означает возможность  осуществлять политическую деятельность в составе органов государственной  власти. Оно связано с обладанием личностью кандидата определенными  профессиональными и моральными достоинствами признанными избирателями. Каждый гражданин имеет право равного доступа к государственной службе без каких - либо ограничений. Важны лишь способности и профессиональная подготовка. Граждане имеют право участвовать в отправлении правосудия (быть судьёй, присяжным заседателем, и, наконец, конституционно закреплено право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления).

Право на объединение (ст. 30)

Речь идет о создании и участии  в профсоюзах, политических партиях  и других общественных организациях. Это право дает гражданам возможность  объединять усилия для организованной общественной деятельности. Общественные объединения позволяют выразить интересы общественных слоев и довести  их до сведения органов власти, а  так же  позволяют удовлетворить  различные потребности. Вступление в общественное объединение-дело добровольное, но вступив в него, гражданин обладает всеми правами и несет обязанности, предусмотренные в уставе этого объединения, можно быть участником, нескольких объединений.  Общественными объединениями обеспечиваются возможности участия в выработке решений органов власти, они могут выступать с инициативами защищать интересы своих членов. Наиболее значимой формой влияния общественных объединений является их участие в избирательных кампаниях.

Информация о работе Политика и права человека