Политика и мораль

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 15:35, контрольная работа

Описание работы

В современные языки и культуру термин «политика» вошел как заимствование с древнегреческого (politika). Он основывается на древнегреческих понятиях, связанных с государством, властными отношениями, наукой руководства и управления людьми и обществом: «полис» (город – государство), «политес» (гражданин), «политикос» (государственный деятель), «политейя» (конституция).

Содержание

Понятие политики
Мораль и политика
Различая между политикой и моралью
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная по политологии.docx

— 44.99 Кб (Скачать)

Выделяются следующие  подходы к взаимоотношениям политики и морали: морализаторские, ценностное – нейтральные и компромиссные.

Морализаторский подход предлагает, что политика должна иметь не только высоконравственные цели (общее благо, справедливость), но и при любых обстоятельствах не нарушать нравственные принципы (правдивость, благожелательность людей, честность) используя при этом лишь нравственно доступные средства.

Ценностно – нейтральный подход основывается на игнорировании политики нравственных ценностей. Такой подход делает ее аморальной.

Компромиссный подход преобладает  среди большинства ученых и нравственных политиков. Он исходит из признания  необходимости учета нравственных норм и политике, учитывая специфику  последней. Вот почему «хорошая политика»  не отличается от «хорошей морали».

 

 

3. Различия между политикой и моралью

 

Несмотря на элементы общности политики, имеет и принципиальные отличия от морали. Важнейшим из них является конфликтность политики. Как уже отмечалось, политика представляет собой деятельности, направленную на разрешение групповых социальных конфликтов, затрагивающих все общество и требующих применения власти. Мораль же характеризует повседневные индивидуальные отношения между людьми, частным случаем которых являются конфликты, обычно не достигающие политической остроты.

Непосредственным источником политики является экономические и  другие насущные интересы людей, причем в первую очередь интересы крупных  социальных групп: наций, классов, слоев  и т.д. Непосредственны, же источником морали выступает общечеловеческие, а также другие коллективные ценности, следование которым не сулит индивиду личной выгоды. Поэтому соперничество  моральных и политических мотивов  поведения – это борьба духовных ценностей и непосредственных, прежде всего материальных, личных интересов.

Многие императивы морали носят характер идеалов, с которыми следует сообразовать свои действия, но которых в реальной жизни едва ли кому-нибудь удается достичь. Так, например, вряд ли можно найти человека, который за свою жизнь ни разу не слукавил, говорил лишь одну правду или же в соответствии с христианскими нравственными заповедями возлюбил каждого своего ближнего как самого себя.

Отступления от морали –  общераспространенное явление.

В отличии от абстрактно нормативного характера нравственных императоров, требования политики конкретны и обычно облечены в форму законов, нарушение которых влечет за: собой реальные наказания.

Политика направлена вовне  и целесообразна, т.е. ориентирована  на достижение определенных целей, результатов. Мораль же оценивается субъективное, внутреннее переживание поступков. Для нее важны не только достигнутые  результаты, сколько сам поступок, его мотивы, средства и цели, независимо от того, достигнуты они или нет.

Мораль всегда индивидуальна, ее субъект и ответчик – отдельный  человек, делающий свой нравственный выбор. Политика же носит групповой, коллективный характер. В ней индивид выступает  как часть или представитель  класса, нации, партии. Его личная ответственность  как бы растворяется в коллективные решение и действиях.

Политика ситуативная. Ориентируясь на успех, она призвана учитывать  реальную ситуацию, все факторы, способные  повлиять на достижений целей. Моральные же требования в своей основе универсальны и, как правило, независимы от конкретной обстановки.

Отмечены выше особенности политики по отношению к морали свидетельствуют об автономности этих сфер жизнедеятельности и дают основания для различных толкований вопроса о совместимости политики и морали.

Если выделить основные различия, то их можно выразить следующим образом:

  1. Политика представляет собой деятельность, направленную на регулирование групповых социальных конфликтов, затрагивающих все общество и требующих применения власти. Мораль же характеризует повседневные индивидуальные отношения между людьми, частным случаем которых является конфликты, обычно не достигающие политической остроты.
  2. Источником политики является экономические и другие насущные интересы и потребностей людей. Непосредственным же источником морали выступает общечеловеческие, а также другие коллективные ценности, следование которым не сулит индивиду личной выгоды.
  3. Многие императивы морали носят характер идеалов, с которыми следует сообразовывать свои действия, но которых в реальной жизни едва ли кому-нибудь удается достичь. Мораль оценивает субъективное, внутреннее переживание поступков. Политика же целесообразна, т.е. ориентирована на достижение определенных целей, результатов. Политические деятели обычно не руководствуются любовью или ненавистью, их направляют интересы, а не чувства.
  4. Мораль всегда индивидуальна, ее субъект – отдельный человек, делающий свой нравственный выбор. Политика обычно носит групповой, коллективный характер.
  5. Важнейшей политической особенности политики является ее опора на силу, использование принудительных санкций за невыполнение требований. Мораль же в принципе осуждает насилие и опирается главным образом на «санкции» совести. Политика, писал Макс Вебер, «оперирует при помощи весьма специфического средства – власти, за которой стоит насилие». Собственная совесть, особенно если она не развита, может простить человеку даже преступления. Политика же карает не только противников и нарушителей, но нередко и невинных, вызывая у людей страх.

 

 

 

 

 

4. Список литературы

 

  1. Гаджиев К.С. «Политология». Учебник. – М.: Логос, 2003. 188 с.
  2. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. «Политология» Учебник. – М.: Юрист, 2001
  3. «политология. Краткий словарь». Под ред. В.Н. Коновалова. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2001
  4. Перевалов В.Д. «Политология» Учебник – М.: Норма, 2003.
  5. Василика М.А. «Политология» Учебник – М.: Юрист, 2001.
  6. Пугачев В.П., Соловьев А.И. «Введение в политологию». Учебник – М.: Аспект – Пресс, 2001.
  7. Коротец И.Д. «Политология» – М.: «Март», 2005. – 256 с.
  8. Тавадав Г.Т. «Политология». Учеб. пос. – М.:Фаир – Пресс, 2000
  9. Панарин А.С. «Политология: Учебник.» – М.:Гардарики, 2004
  10. «Курс политологии: Учебник.» – 2-е изд., испр. И доп. – М.:ИНФРА-М, 2003

политика ценность моральный мотив

Размещено на Allbest.ru

 

 


Информация о работе Политика и мораль