Политика и мораль

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 15:35, контрольная работа

Описание работы

В современные языки и культуру термин «политика» вошел как заимствование с древнегреческого (politika). Он основывается на древнегреческих понятиях, связанных с государством, властными отношениями, наукой руководства и управления людьми и обществом: «полис» (город – государство), «политес» (гражданин), «политикос» (государственный деятель), «политейя» (конституция).

Содержание

Понятие политики
Мораль и политика
Различая между политикой и моралью
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная по политологии.docx

— 44.99 Кб (Скачать)
Бурятский филиал

Образовательного учреждения профсоюзов

                        высшего профессионального образования

«Академия труда и социальных отношений»

 ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Политология»

тема:   «Политика и мораль»

 

               Выполнила:

               студентка  гр. 202

               Белоусова А. Н.     

               Проверил:

               к.и.н. Башинова Т. Д.                                              

                                                  

     

Улан-Удэ, 2012

 

Содержание:

 

  1. Понятие политики
  2. Мораль и политика
  3. Различая между политикой и моралью
  4. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие политики

 

В современные языки и  культуру термин «политика» вошел как  заимствование с древнегреческого (politika). Он основывается на древнегреческих понятиях, связанных с государством, властными отношениями, наукой руководства и управления людьми и обществом: «полис» (город – государство), «политес» (гражданин), «политикос» (государственный деятель), «политейя» (конституция). В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философ Аристотель (384 – 322 до н.э.), по его определению политик – это цивилизованная форма общности, которая служила достижению общего благо и счастливой жизни.

Политика – это многообразный  мир отношений, деятельности, поведения, ориентации и коммуникационных связей между людьми по поводу власти и  управления обществом; основными факторами  политики вступает прежде всего больше социальные группы (классы, нации, народы, цивилизации), выражающие их интересы политические организации, институты, движения и лидеры.

А так же существует еще  много трактовок это понятия:

политика – это сфера  деятельности, связанная с отношениями  между социальными группами, сутью  которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства;

политика - это всеохватывающий феномен общественной жизни, пронизывающий все её формы и включающие в себя все формы социально активности людей, все виды деятельности по их организации и руководству в рамках процессов производства;

политика - это управление распределение ресурсов;

политика - это сфера жизнедеятельности общества, связанная с получением, удержанием и использованием власти;

политика - это стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будет то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя заключает;

политика - это совокупность мер и действий, направленных на достижение заведомо заданного результата;

политика - это форма общественного сознания, выражающая корпоративные интересы сообщества, и проявляющаяся в гражданском общества (государстве) в виде течений, движений профсоюзов и других общественных организаций и объединений по специфическим интересам. Наиболее совершенные и организованные из них партии и церковь.

Политика включает в себя отношение между классами и социальными  группами по поводу завоевания и удержания  власти; управление общественной жизнью; систему принципов, норм и традиций по регулированию жизни общества в целом и его больших и  малых социальных групп. Политика неотделима от психических состояний и свойств  человека, модифицирующихся в процессе взаимодействия с властью, от понимания  и осуществления ее людьми. Она  формируется и реализуется в  определенной институциональной, социальной и цивилизационной среде, испытывает воздействие разнообразных факторов.

Политика выступает как  выдающееся культурно историческое явление. Ее становление и развитие предстает как всемирно исторический процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением и  трансляцией политических ценностей, с критическим преодолением и  становлением новых форм политических отношений, управления и опыта, со сложными системами корреляции многообразных  проявление политической деятельности человека в различных обществах. Оно во многом зависит от своего времени, от конкретно исторических и цивилизационных условий, от господствующих в обществе идеологии, моральных и религиозных норм, от уровня развития самого человека, его миропонимания и культуры. Каков человек, каково общества людей, каковы в нем господствующие политические институты, норма и традиции – такова и политика в целом.

Содержание политики определяется интересами ведущих социальных групп, классов или сил общества. Любая  общественная проблема приобретает  политический характер, если ее решение  прямо или опосредованно связано  с проблемой власти. Содержание политики выражается в ее целях, программах и  ценностях, в проблемах и задачах, которые она решает, в мотивах, механизмах, способах и методах принятие и реализации политических решений. Соответственно политика может быть и демократической и авторитарной, передовой и традиционной, революционной  и реформаторской, публичной и  закрытой, проводимой от имени того или иного класса или социально  – политического блока и т.д.

По сути дела политика представляет собой регулирование общественных отношений посредством их ориентирования, направлениях развития во многих областях или во всей их совокупности. Какова буде политика, то есть в каком направлении, с какой целью и с использованием каких средств будут осуществляться властные усилия, зависит от степени развития каждого общества, от его социальной структуры, соотношение классовых сил, особенностей исторического развития, традиции и культуры. Политика дифференцируется по видам: внутренняя – курс государства, партии, деятельность субъектов политики внутри государства; внешний курс государства, партии, деятельность других субъектов политики в международных делах; международном проводятся международными государственными и негосударственными объединениями.

Направление политики: экономическая, социальная, национальная, демографическая, молодежная, студенческая, женская, культурная, образовательная, коммунальная, техническая, научная, экологическая, военная, геополитика  и др.

В основе политики лежит  либо сотрудничество, кооперация и  взаимопомощь людей, либо их конфронтация, вражда, насилие и конфликты между ними, а также организациями, выражающие их интересы. В самом широком смысле политика включает процессы принятия решений и процессы принуждения в любых группах, которые создают и реализуют правила для своих членов. Соответственно, политику можно и нужно рассматривать, как своеобразную науку об изучении и разрешении конфликтов.

Политика проявляется  через людей. Она адекватно отражает их качества, ценности. Содержание политики выражается в ее целях, в проблемах, которые она решает, в мотивах, правилах и механизмах принятия политических решений.

Политика выявляет смысл  существовании общности людей, определяет общие интересы всех субъектов политики, то есть участников данной общности, вырабатывает приемлемые для них правила поведения, распределяет между ними функции  и роли, наконец, создает общепонятные для всех субъектов язык, способный  обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание между всеми  участниками данного сообщества.

 

 

2. Мораль и политика

 

Мораль (от лат. Moralis – нрав, нравственность) – одна из форм общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей.

Мораль – одна из основных способов нормативной регуляций действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненных ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границы между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестие, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью.

В отличие от правовых норм, соблюдение которых поддерживается и контролируется государственными органами, нормы морали опираются  на общественное мнение и воздействие, на убеждение, традиции и привычку. Мораль находит выражение в поступках человека по отношению к обществу, властным структурам, коллективу, семье и т.д. Ценности морали меняются с течением времени и различных у разных народов и слоев населения.  

Основными проблемами в морали являются вопросы о том, что такое  «хороший обычай, поведение, деятельность», что «прилично, порядочно, достойно». К господствующей морали, кроме социальных ценностей и оценок, принадлежат так же и те, которые расцениваются религий как «благое поведение». Мораль – это составная часть индивидуального мировоззрения, она во многом определяет для личности картину социально политического мира.

Важную роль в регулировании  политической жизни общества играет нормы морали, существующие в обществе представления о добре и зле, о тех ценностях на основе которых должна строиться жизнь любого человека.

Субъекты политики в своих  действиях руководствуются имеющимися у них представления о добре и зле, справедливом и несправедливом, прекрасном и безобразном. Эти нравственные нормы задают направленность действиям участников политической жизни.

 На практике взаимодействие политики и морали редко когда строится на какой-то один из этих норм, скажем, доброе справедливости и прекрасном, – такой вариант можно было бы считать идеальным.

В реальной жизни зачастую оказывается, что даже самые честные  и благородные люди, попадая в  политику, утрачивают свои лучшие качества, деградируют сами и ведут к  деградации других.

Более точно соотношение  политики и нравственных качеств политика отражает издавна известная формула: каковы конкретные люди, делающие политику, такова и политика, проводимая ими. Не случайно те или иные исторические эпохи мы называем именами конкретных политиков (эпохи Царя, Петра Великого, О. Бисмарка, В.И. Ленина, И.В. Сталин, Дж. Кеннеди, М.С. Горбачев и т.д.), подразумевая вполне определенный характер этого соотношения.

Но сама мораль во многом зависит от существующей в обществе религии. Макс Вебер показал, какую  исключительно важную роль в возникновении  капиталистического общества и демократических  институтов сыграла религиозная  Реформация и явившаяся ее следствием протестантская этика. Более того, роль религии и политической жизни  общества не ограничиваются только выработкой тех или иных моральных ценностей.

Религия способна утверждать в общественном сознании и определенные идеологические представления о  политике (о соотношении духовной и светской власти, обязанностях государства  и т.д.), она может сама претендовать на роль универсальной политической доктрины, а церковь – на роль политической элиты, как это происходит в исламском фундаментализме.

В целом можно сказать, что политическая сфера, политическая жизнь, будучи относительно самостоятельной  формой человеческой жизни, органически  связана сложными функциональными  взаимосвязями со всеми остальными формами общественной жизнедеятельности.

Поскольку политику является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, то ее нежелательно отделять от морали и этики. Моральные ценности и нормы, имеющие отношение к  политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению  и поведению членов того или иного  сообщества, в совокупности составляют политическую этику, используются в  виде оценки политического курса  в целом и политической деятельности отдельных лиц, в частности.

Мораль удерживает человека от крайних форм поведения, способствует разрешению противоречий между индивидом  и всей общностью. В древности  первичные человеческие коллективы во многом регулировали взаимодействие людей с помощью обычаев, традиции, табу и вырастающей на основе всего  этого морали, а также таких  институтов социального контроля, как  семья и община. С возникновением сложных общности и ослаблением  традиционных форм социального контроля возросла роль политических институтов, которые стали осуществлять основные властно – регуляционные функции в развитие общества, так и морали – в воспитании общества. Мораль может так или иначе характеризовать политическое действие, но сама стоит вне его и лишь вступает с ним в те или иные отношения. Мораль ограничивает политику, свободу бесконтрольного политического действия, поэтому политика часто стремится освободиться от нее. Именно правила нравственности и добродетели и служат основанием истиной политики.

И мораль, и политика представляет собой организационные, регулятивные, контрольные сферы общества, но их существенные и функционирование в не существенно различаются.

В отличии от других организационно – контрольных сфер, мораль не имеет вещественных форм, не материализуется в аппаратах управлениях, институтах власти, лишена центров управления и средств связи и объективируется лишь в языке и речи, но прежде всего – в отражении, в признаках и свойствах других общественных явлений. Вместе с тем, она охватывает все феномены политики. Конфуций сказал: «Когда ясно, в чем заключается истинная нравственность, то и все остальное будет ясно».

Можно выделить три основных взаимодействия между моралью и  политикой:

  1. Полное подчинение моралью и религией политики (например, средневековье);
  2. Серьезный разрыв между политикой и моралью (так, в условиях диктатуры морально лишь то, что служит диктатору);
  3. Сохранение аутентичности или разумного взаимодействия политики и морали (в демократическом, правовом обществе).

Информация о работе Политика и мораль