Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:26, контрольная работа
Моральные ценности и нормы, имеющие отношение к политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и пове-дению членов того или иного сообщества, в совокупности составляют поли-тическую этику, используются в виде оценки политического курса в целом и политической деятельности отдельных лиц в частности.
Чтобы определить функциональную общность и различия между таки-ми широкими понятиями, как мораль и политика дадим им определения, рас-смотрим функциональность, установим взаимосвязь.
Поскольку политика является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, то ее нежелательно отделять от морали и этики. Моральные ценности и нормы, имеющие отношение к политическому миру, к его инсти-тутам, отношениям, политическому мировоззрению и поведению членов того или иного сообщества, в совокупности составляют политическую этику, ис-пользуются в виде оценки политического курса в целом и политической деятельности отдельных лиц, в частности. Мораль удерживает человека от крайних форм поведения, способствует разрешению противоречий между индивидом и всей общностью. В древности первичные человеческие коллек-тивы во многом регулировали взаимодействие людей с помощью обычаев, традиций, табу и вырастающей на основе всего этого морали, а также таких институтов социального контроля, как семья и община. С возникновением сложных общностей и ослаблением традиционных форм социального конт-роля возросла роль политических институтов, которые стали осуществлять основные властно-регуляционные функции в развитии общества, так и мора-ли – в воспитании общества. Мораль может так или иначе характеризовать политическое действие, но сама стоит вне его и лишь вступает с ним в те или иные отношения. Мораль ограничивает политику, свободу бесконтрольного политического действия, поэтому политика часто стремится освободиться от нее. Именно правила нравственности и добродетели и служат основанием ис-тинной политики.
И мораль, и политика представляют собой организационные, регуля-тивные, контрольные сферы общества, но их существование и функциони-рование в нем существенно различаются.
В отличие от других организационно-контрольных сфер, мораль не имеет вещественных форм, не материализуется в аппаратах управления, институтах власти, лишена центров управления и средств связи и объекти-вируется лишь в языке и речи, но прежде всего – в отражении, в признаках и свойствах других общественных явлений. Вместе с тем, она охватывает все феномены политики. Конфуций сказал: «Когда ясно, в чем заключается истинная нравственность, то и все остальное будет ясно».
Можно выделить три основных варианта взаимодействия между моралью и политикой:
1) полное подчинение
моралью и религией политики (например,
в средне-вековье);
2) серьезный разрыв между политикой и
моралью (так, в условиях диктатуры морально
лишь то, что служит диктатору);
3) сохранение аутентичности или разумного
взаимодействия политики и морали (в демократическом,
правовом обществе).
Выделяются
следующие подходы к
Морализаторский подход предполагает, что политика должна иметь не только высоконравственные цели (общее благо, справедливость), но и при любых обстоятельствах не нарушать нравственные принципы (правдивость, благожелательность к людям, честность) используя при этом лишь нравст-венно допустимые средства.
Ценностно-нейтральный подход основывается на игнорировании по-литикой нравственных ценностей. Такой подход делает ее аморальной.
Компромиссный
подход преобладает среди большинства
ученых и нравственных политиков. Он исходит
из признания необходимости учета нравственных
норм в политике, учитывая специфику последней.
Вот почему «хорошая политика» не отличается
от «хорошей морали».
Мораль и политика как специализирующиеся на регуляции поведения людей секторы общества имеют и общие черты, и отличия. Обе этих сферы вырастают из единого источника - противоречия между индивидуальностью и уникальностью человека - с одной стороны, и его коллективной природой, «обреченностью» жить в обществе, невозможностью быть счастливым и даже просто существовать, быть человеком без других людей - с другой стороны.
Рост разнообразных потребностей, опережающий возможности их удовлетворения, порождает у индивида целый ряд искушений получать блага за счет других людей и природы, создавая тем самым угрозу как отдельным личностям, так и всему человеческому роду. Таких искушений у человека достаточно много. Это - искушение богатством и потребительством, обрете-нием все более многочисленных и дорогостоящих материальных благ; иску-шение возможностью повелевать другими людьми, порабощать их и гос-подствовать над природой, не считаясь с ее законами. Все эти искушения создают опасность вырождения рода человеческого и отдельных людей.
Мораль удерживает человека от опасных для него искушений, спо-собствует разрешению противоречий между индивидом и всей общностью. На заре цивилизации небольшие человеческие коллективы (род, племя) мог-ли обойтись без политики, регулируя взаимодействие людей и обеспечивая общественный порядок с помощью обычаев, традиций, различного рода табу и вырастающей на основе всего этого морали, а также таких естественно-исторических институтов социального контроля, как семья и община. Преобладание неполитического регулирования в обществе предполагало социальное равенство, следовательно, низкий уровень конфликтности, сравнительную немногочисленность общностей людей и весьма простые формы их взаимодействия.
Со временем, с возникновением сложных социальных общностей, тра-диционные ритуально-нравственные формы регулирования поведения людей оказались недостаточными. Развитие производства и углубление разделения труда, обострение социальных конфликтов, усложнение общества, в том чис-ле форм взаимодействия людей, появление новых общих дел, ослабление традиционных родовых форм социального контроля - все это привело к воз-никновению политики, политики как особого института и вида деятельности, регулирующего поведение людей с помощью специального аппарата при-нуждения.
Таким образом, главные общественные функции морали и политики совпадают. Политика, как и мораль, имеет основание претендовать на защиту общего блага и социальной справедливости, хотя очень часто она далека от выполнения этих гуманных задач. Политика возникает вследствие регулятив-ной недостаточности морали, как ее специфическое дополнение. Не случай-но, отражая этот факт, мыслители древности рассматривали политику как одну из ветвей этики. Разделение политики и морали и учений о них впервые произвел лишь в конце XV - начале XVI в. Николо Макиавелли.
Политика выступает как бы формой объективации, внешнего выраже-ния и материализации механизмов нравственного самоконтроля. Так, напри-мер, характерную для морали функцию угрызений совести здесь выполняет суд, формализовавший критерии своих оценок в виде права и предусмат-ривающий определенные санкции за нарушение установленных норм.
Общее
между политикой и моралью заключается
в том, что и политика, и мораль относятся
к наиболее ранним регуляторам общественной
жизни, к сфере социального выбора, в силу
чего они подвижны и изменчивы; являют-ся
регуляторами поведения людей.
4.
Различия между политикой
и моралью
Несмотря на элементы общности политика имеет и принципиальные отличия от морали. Важнейшим из них является конфликтность политики. Как уже отмечалось, политика представляет собой деятельность, направ-ленную на разрешение групповых социальных конфликтов, затрагивающих все общество и требующих применения власти. Мораль же характеризует повседневные индивидуальные отношения между людьми, частным случаем которых являются конфликты, обычно не достигающие политической остроты.
Непосредственным источником политики являются экономические и другие насущные интересы людей, причем в первую очередь интересы круп-ных социальных групп: наций, классов, слоев и т.п. Непосредственным же источником морали выступают общечеловеческие, а также другие коллек-тивные ценности, следование которым не сулит индивиду личной выгоды. Поэтому соперничество моральных и политических мотивов поведения - это борьба духовных ценностей и непосредственных, прежде всего материаль-ных, личных интересов.
Многие императивы морали носят характер идеалов, с которыми сле-дует сообразовывать свои действия, но которых в реальной жизни едва ли кому-нибудь удается достичь. Так, например, вряд ли можно найти человека, который за всю свою жизнь ни разу не слукавил, говорил лишь одну правду или же в соответствии с христианскими нравственными заповедями возлюбил каждого своего ближнего как самого себя.
Отступления от морали - общераспространенное явление.
В отличие от абстрактно-нормативного характера нравственных импе-ративов, требования политики конкретны и обычно облечены в форму за-конов, нарушение которых влечет за: собой реальные наказания.
Политика направлена вовне и целесообразна, т.е. ориентирована на достижение определенных целей, результатов. Мораль же оценивает субъе-ктивное, внутреннее переживание поступков. Для нее важны не столько дос-тигнутые результаты, сколько сам поступок, его мотивы, средства и цели, независимо от того, достигнуты они или нет.
Мораль всегда индивидуальна, ее субъект и ответчик - отдельный че-ловек, делающий свой нравственный выбор. Политика же носит групповой, коллективный характер. В ней индивид выступает как часть или представи-тель класса, нации, партии. Его личная ответственность как бы растворяется в коллективных решениях и действиях.
Политика ситуативна. Ориентируясь на успех, она призвана учитывать реальную ситуацию, все факторы, способные повлиять на достижение целей. Моральные же требования в своей основе универсальны и, как правило, неза-висимы от конкретной обстановки.
Отмеченные
выше особенности политики по отношению
к морали свидетельствуют об автономности
этих сфер жизнедеятельности и дают
основания для различных
Если выделить основные различия, то их можно выразить следующим образом:
1.
Политика представляет собой
деятельность, направленную на
2.
Источником политики являются
экономические и другие
3.
Многие императивы морали
4.
Мораль всегда индивидуальна,
ее субъект – отдельный
5.
Важнейшей отличительной
Моральные
аспекты политики приобретают в наше
время большую актуальность, активно обсуждаются
в прессе, научной литературе. Нередко
задается вопрос, совместимы ли вообще
понятия политика и нравственность. И
рассмотрев выше различия и общности этих
понятий можно понять, что они напрямую
взаимосвязаны. Особенно это проявляется
во время избирательных кампаний, в борьбе
за власть, должности. И когда звучит высказывание,
что «все средства хороши», тогда понятно,
что между поли-тикой и моралью возникло
своеобразное поле напряжения. Конечно,
их взаимоотношение напрямую зависит
от политического режима. Современная
политическая ситуация в России сложна,
противоречива и труднопред-сказуема.
Одной из основных причин является социально-экономический
кризис в стране, что способствует глубокому
духовному кризису в обществе. Страна
нуждается в необходимости повернуть
российскую политику в русло подлинного
гуманизма и нравственности. Это придаст
нашему обществу социальную устойчивость
и поспособствует его духовному возрождению.
Информация о работе Политика и мораль: функциональная общность и различия