Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:26, контрольная работа
Моральные ценности и нормы, имеющие отношение к политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и пове-дению членов того или иного сообщества, в совокупности составляют поли-тическую этику, используются в виде оценки политического курса в целом и политической деятельности отдельных лиц в частности.
Чтобы определить функциональную общность и различия между таки-ми широкими понятиями, как мораль и политика дадим им определения, рас-смотрим функциональность, установим взаимосвязь.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ
АКАДЕМИЯ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
Факультет экономики и финансов
Кафедра
финансы и кредит
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
Дисциплина:
«Политология»
Тема:
Политика и мораль: функциональная общность
и различия.
.А.
Подпись: _____________________________
2010 г.
Содержание
На взаимосвязь политики и морали решающее влияние оказывает ха-рактер общества, переживаемая эпоха, господствующая социокультурная среда. Одно дело политика и мораль в традиционном обществе, где главное – это инерция сознания и поведения. Совсем другая ситуация возникает с пе-реходом в эпоху техногенных цивилизаций. Иными словами, и в морали, и в политике живут эпохи особенности культурного наследия и традиций, раск-рываются биологические черты наций и рас. В традиционном обществе нет отдельных групп, все слиты коллективно. Осознание человека личностью, членом группы, противопоставления морали одного морали другого еще не происходит. Различие личного и общественного отсутствует, и все, что было вне традиционного общества, было вне закона. В эпоху традиционных обществ была характерна неразделенность политики и морали. Особенно четко это проявилось, да и продолжает проявляться в наиболее устойчивых районах традиционализма – на Востоке. Для западной культуры, особенно с накоплением потенциала индивидуализма и динамизма, характерно нарас-тание разграничения сфер политики и морали, их взаимодействие как разли-чающихся форм сознания и деятельности. Спорят, сближаются и расходятся две основные позиции: единство морали и политики и разделение границ по-литически значимого, определение собственно политических критериев по-литической деятельности. Поскольку политика является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, ее невозможно отделить от морали.
Моральные ценности и нормы, имеющие отношение к политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и пове-дению членов того или иного сообщества, в совокупности составляют поли-тическую этику, используются в виде оценки политического курса в целом и политической деятельности отдельных лиц в частности.
Чтобы
определить функциональную общность и
различия между таки-ми широкими понятиями,
как мораль и политика дадим им определения,
рас-смотрим функциональность, установим
взаимосвязь.
В современные языки и культуру термин «политика» вошел как заимст-вование с древнегреческого (politika). Он основывается на древнегреческих понятиях, связанных с государством, властными отношениями, наукой ру-ководства и управления людьми и обществом: «полис» (город-государство), «политес» (гражданин), «политикос» (государственный деятель), «политейя» (конституция). В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 до н.э.). По его определению политика - это цивилизованная форма общности, которая служила достижению общего блага» и «счастливой жизни».
Политика – это многообразный мир отношений, деятельности, пове-дения, ориентации и коммуникационных связей между людьми по поводу власти и управления обществом; основными факторами политики выступают прежде всего большие социальные группы (классы, нации, народы, цивили-зации), выражающие их интересы политические организации, институты, движения и лидеры.
А также существует ещё много трактовок это понятия: политика — это сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства; это всеохватывающий феномен общественной жизни, пронизывающий все её формы и включающий в себя все формы со-циальной активности людей, все виды деятельности по их организации и руководству в рамках процессов производства; это управление распределе-нием ресурсов; это сфера жизнедеятельности общества, связанная с полу-чением, удержанием и использованием власти; это стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между госу-дарствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает; это совокупность мер и действий, направленных на дости-жение заведомо заданного результата; это форма общественного сознания, выражающая корпоративные интересы сообщества, и проявляющаяся в граж-данском обществе (государстве) в виде течений, движений, профсоюзов и других общественных организаций и объединений по специфическим инте-ресам. Наиболее совершенные и организованные из них партии и церковь.
Политика включает в себя отношения между классами и социальными группами по поводу завоевания и удержания власти; управление обществен-ной жизнью; систему принципов, норм и традиций по регулированию жизни общества в целом и его больших и малых социальных групп. Политика не-отделима от психических состояний и свойств человека, модифицирующихся в процессе взаимодействия с властью, от понимания и осуществления ее лю-дьми. Она формируется и реализуется в определенной институциональной, социокультурной и цивилизационной среде, испытывает воздействие разно-образных факторов.
Политика
выступает как выдающееся культурно-историческое
явление. Ее становление и развитие
предстает как всемирно-
Содержание политики определяется интересами ведущих социальных групп, классов или сил общества. Любая общественная проблема приоб-ретает политический характер, если ее решение прямо или опосредованно связано с проблемой власти. Содержание политики выражается в ее целях, программах и ценностях, в проблемах и задачах, которые она решает, в мо-тивах, механизмах, способах и методах принятия и реализации политических решений. Соответственно политика может быть демократической и автори-тарной, передовой и традиционной, революционной и реформаторской, пуб-личной и закрытой, проводимой от имени того или иного класса или со-циально-политического блока и т.д.
По сути дела политика представляет собой регулирование общест-венных отношений посредством их ориентирования, направления развития во многих областях или во всей их совокупности. Какова будет политика, то есть в каком направлении, с какой целью и с использованием каких средств будут осуществляться властные усилия, зависит от степени развития каждого общества, от его социальной структуры, соотношения классовых сил, особен-ностей исторического развития, традиций и культуры. Политика дифферен-цируется по видам: внутренняя – курс государства, партии, деятельность субъектов политики внутри государства; внешняя – курс государства, пар-тии, деятельность других субъектов политики в международных делах; меж-дународном проводится международными государственными и негосударст-венными объединениями. Направления политики: экономическая, социаль-ная, национальная, демографическая, молодежная, студенческая, женская, аг-рарная, культурная, образовательная. коммунальная, техническая, научная, экологическая, военная, геополитика и др.
В основе политики лежат либо сотрудничество, кооперация и взаимо-помощь людей, либо их конфронтация, вражда, насилие и конфликты между ними, а также организациями, выражающими их интересы. В самом широком смысле политика включает процессы принятия решений и процессы принуж-дения в любых группах, которые создают и реализуют правила для своих членов. Соответственно, политику можно и нужно рассматривать, как свое-образную науку об изучении и разрешении конфликтов.
Политика
проявляется через людей. Она
адекватно отражает их ка-чества, ценности.
Содержание политики выражается в ее целях,
в проблемах, которые она решает, в мотивах,
правилах и механизмах принятия полити-ческих
решений. Политика выявляет смысл существования
общности людей, определяет общие интересы
всех субъектов политики, то есть участников
данной общности, вырабатывает приемлемые
для них правила поведения, распределяет
между ними функции и роли, наконец, создает
общепонятный для всех субъектов язык,
способный обеспечить эффективное взаимодейст-вие
и взаимопонимание между всеми участниками
данного сообщества.
Мораль (от лат. moralis – нрав, нравственный) – одна из форм общест-венного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей.
Мораль — один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью.
В отличие от правовых норм, соблюдение которых поддерживается и контролируется государственными органами, нормы морали опираются на общественное мнение и воздействие, на убеждение, традиции и привычку. Мораль находит выражение в поступках человека по отношению к обществу, властным структурам, коллективу, семье и т.д. Ценности морали меняются с течением времени и различны у разных народов и слоев населения. Основ-ными проблемами в морали являются вопросы о том, что такое «хороший обычай, поведение, деятельность», что «прилично, порядочно, достойно». К господствующей морали, кроме социальных ценностей и оценок, принад-лежат также и те, которые расцениваются религией как «благое поведение». Мораль – это составная часть индивидуального мировоззрения, она во мно-гом определяет для личности картину социально-политического мира.
Важную роль в регулировании политической жизни общества игра-ют нормы морали, существующие в обществе представления о добре и зле, о тех ценностях на основе которых должна строиться жизнь любого человека. Субъекты политики в своих действиях руководствуются имеющимися у них представлениями о добре и зле, справедливом и неспра-ведливом, прекрасном и безобразном. Эти нравственные нормы задают направленность действиям участников политической жизни. На практике взаимодействие политики и морали редко когда строится на какой-то одной из этих норм, скажем, добре, справедливости и прекрасном, - такой вариант можно было бы считать идеальным. В реальной жизни зачастую оказывается, что даже самые честные и благородные люди, попадая в политику, утрачивают свои лучшие качества, деградируют сами и ведут к деградации других. Более точно соотношение политики и нравственных качеств политика отражает издавна известная формула: каковы конкретные люди, делающие политику, такова и политика,
проводимая ими. Не случайно те или иные исторические эпохи мы называем именами конкретных политиков (эпохи Цезаря, Петра Великого, О. Бисмарка, В. И. Ленина, И. В. Сталина, Дж. Кеннеди, М. С. Горбачева и т. д.), подразумевая вполне определенный характер этого соотношения.
Но сама мораль во многом зависит от существующей в обществе религии. Макс Вебер показал, какую исключительно важную роль в возникновении капиталистического общества и демократических институтов сыграла религиозная Реформация и явившаяся ее следствием протестантская этика. Более того, роль религии в политической жизни общества не ограничивается только выработкой тех или иных моральных ценностей. Религия способна утверждать в общественном сознании и определенные идеологические представления о политике (о соотношении духовной и светской власти, обязанностях государства и т.д.), она может сама претендовать на роль универсальной политической доктрины, а церковь – на роль политической элиты, как это происходит в исламском фундаментализме.
В целом можно сказать, что политическая сфера, политическая жизнь,
будучи относительно самостоятельной формой человеческой жизни, органически связана сложными функциональными взаимосвязями со всеми остальными формами общественной жизнедеятельности.
Информация о работе Политика и мораль: функциональная общность и различия