На фоне описанных
выше современных политических процессов,
внедрение новых разработок и
политтехнологий в странах СНГ
особо необходимо. Говоря о компаниях,
занимающихся такой информационной
деятельностью, в качестве примера
можно привести Центр исследования политических процессов и компанию
Politsoft [16].
Различают несколько
видов программных продуктов, используемых
для поддержки принятия политических
решений. Их, в основном, различают
по функциональному назначению:
- информационные продукты, направленные на автоматизацию деятельности политических партий и организаций на любом этапе их функционирования и решение следующих задач:
- управление процессом развития партийной структуры;
- автоматизация реализации политических проектов любого типа;
- координация процесса приема в партию новых членов и организация учета всех членов и сторонников партии;
- координация межрегиональных и международных связей;
- мониторинг деятельности исполнительной и законодательной власти региона и др.
- Информационные системы, разрабатываемые для поддержки принятия решений и снижения рисков во время реализации избирательной кампании, которые дают возможность:
- прогнозировать электоральные настроения с помощью сложных инструментов планирования, анализа и моделирования;
- контролировать работу агитаторов;
- управлять проведением аналитических и социологических исследований;
- определять эффективность проведения разных политических мероприятий;
- вести мониторинг действий конкурентов;
- оптимизировать распределение ресурсов по направлениям, этапам и мероприятиям и др.
- Системы, которые используются для автоматизации деятельности команды отдельного политика, позволяющие:
- управлять процессами, целью которых является формирование и поддержание его имиджа;
- автоматизировать реализацию мероприятий политического пиара;
- планировать и контролировать встречи с избирателями;
- отслеживать и анализировать работу рекламных агентств и СМИ на подряде; др [16].
Таким образом, в условиях
нестабильности социально-экономической
ситуации, особую значимость, при проведении
избирательных кампаний, приобретают инновационные
методы управления политическими процессами.
Одним из эффективных инструментов управления
деятельностью в этой сфере является специализированное
программное обеспечение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние годы, развитые
страны движутся к информационному обществу, в
котором качество жизни, социальные изменения
зависят от использования информации.
Развитие информационной сферы связано
с открытостью общественного устройства,
действенностью феномена общественного
мнения и степенью зрелости общества.
В свою очередь, осуществляемый
переход к информационному обществу,
основанный на производстве, распространении
и внедрении информации в общественное
бытие, управление обществом вызывает
социально – экономические сдвиги
в обществе и воздействует на все сферы человеческой жизнедеятельности.
Рост политической активности населения,
ломка традиционных стереотипов общественного
сознания, не устоявшаяся структура политических
интересов связаны пока со слабым механизмом
функционирования информационных коммуникаций,
что в свою очередь снижает полноценное
политическое участие граждан в вопросах
политической модернизации и развития
страны. В таких условиях возрастает потребность
в создании эффективного механизма –
прогнозирования и моделирования социально-политических
процессов с применением информационных
технологий.
Обеспечение позитивных
тенденций развития демократии и
политической активности граждан невозможно
без развитой системы коммуникаций
и особенно информационных технологий.
Информационное пространство, образовавшееся в последние
десятилетия, сегодня участвует в политико-правовых,
социальных и экономических отношениях.
Поэтому властные структуры многих стран,
в том числе и Беларуси, столкнулись с
необходимостью пересмотра классических
моделей политического управления, которые
стали неадекватны информационным возможностям
времени.
Беларусь только вступает
в информационное общество и находится
в 4 начальной фазе информатизации.
Сегодня мало квалифицированных
специалистов знакомых с новейшими
информационными технологиями, на уровне
регионов низка обеспеченность современной
вычислительной техникой, на уровне управления
отсутствует системность знаний и перспектив
развития информационной сферы.
Остается проблемой
информационно-аналитическое обеспечение управленческих решений в различных
сферах государственного управления.
В этой связи постановка проблем более
полного вовлечения информационно-аналитических
ресурсов в процессы государственного
управления является актуальной задачей
на государственном уровне.
Модели регионального
управления социально-политическими
процессами только начинают формироваться,
поэтому сегодня особенно важны
попытки обобщения управленческой
практики, с применением новых
информационных технологий, направленных
на поиск оптимальных путей регионального развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Авдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос,1994
- Анализ, прогноз, технологии в современной политике. / Под общ. ред. В.С. Комаровского, д-ра филос. наук, проф. - М.: Издательство РАГС, 2001 (в соавторстве)
- Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется? // Социол. исслед. 1997. № 1
- Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. – М., 2004
- Зиннуров Р.Г. Информационные технологии в управлении социально-политическими процессами: региональный аспект: Дис. … канд. полит. наук. – Саратов, 2005
- Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М, 2000
- Кастельс М., Киселева Э. Россия и сетевое общество // Мир России. 2000. Т. IX. № 1
- Луман Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. М., 1998
- Мелешин М.Д. Технологии в политике и политическом управлении. - М., Изд-во РАГС, 2000, (в соавторстве)
- Павлютенкова М. Ю Интернет-технологии в государственно-административных реформах на постсоветском пространстве / Диалог Восток-Запад: становление и развитие постсоциалистических систем. М., 2007
- Павлютенкова М. Ю. Новые информационные технологии в современном политическом процессе. - // Власть, 2000, №8.
- Политический процесс: основные аспекты и способы анализа/Под, ред. Мелешкиной Е.Ю. М., 2001
- Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт / Под ред. В.И. Дрожжинова. М.: Эко-Трендз, 2002
- Титаренко В.А. Политические механизмы управления в российском государстве: Дис. д-ра полит. наук. – Саратов, 2005
- Шабров О.Ф. Политическое управление: проблемы стабильности и развития. М., 1997
- Шаронов А.В. Основные направления применения ИКТ в деятельности органов государственной власти / Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2004. №12
- Юдаев В.В. Информационные технологии в политическом процессе: теоретико-прикладной анализ: Дис. канд. полит. наук. – Москва, 2005
- Fairbanks С. The Feudalization of the State // Journal of Democracy.
Vol. 10. № 2. April;
- Jacobs J. Cities and the wealth of nations. N.Y., 1984.
- Lester D. Feudalism's Reverge: The Inverse Dialectics of Time in Russia //
Contemporary Politics. 1998. Vol. 4. № 2;
- Ohmae K. The Rise of the Region State // Foreign Affairs.
1993. Spring
- Rheingold H. A Slice of Life in my Virtual Community // Global
Networks. Cambridge (Mass.), 1993
- Rheingold H. The Great Equaliser// Whole Earth Rewiew. Summer,
1991
- Shlapentokh V. Early Feudalism - The Best Parallel for Contemporary
Russia // Europe-Asia Studies. Formerly Soviet Studies. 1996. Vol. 48. № 3
- Интернет как фактор демократизации в Беларуси // http://tutby.com/publications/analysis/19.html