Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:07, реферат
Особую актуальность рассмотрение информационных технологий обретает применительно к реалиям современной Беларуси, которая, несмотря на экономические и политические сложности, активно включается в глобальное информационное пространство, развивает и осваивает новейшие телекоммуникационные технологии, создавая технологическую инфраструктуру для эффективного функционирования всех систем общественного организма.
Именно важность научного осмысления феномена, определяющего будущую эпоху, послужило выбором темы данной работы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК МЕХАНИЗМ ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ: ПОЛИТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 8
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
СОДЕРЖАНИЕ
Значительной особенностью современного мирового развития является рост масштабов применения новых информационных технологий в различных сферах жизни общества. Технические системы современности, без которых невозможно глобальное взаимодействие, полностью зависят от опережающего развития фундаментальных и прикладных научных исследований. Наука становится сердцевиной информационного и технологического развития в глобальном масштабе. Процессы информатизации пронизывают все сферы человеческой деятельности. Создание мощных информационных ресурсов, развитых информационных сетей увеличивает научный вклад в социальные и духовные инновации, механизмы социальных, культурных и политических изменений. Работа с информацией, владение навыками использования современных технологических систем становится приоритетом во всех сферах функционирования государства и общества. Это касается не только естественных и технических наук, но, прежде всего, социально-гуманитарных наук, вырабатывающих когнитивную основу для принятия государственных решений и выработки политической стратегии.
В тоже время информационные
технологии могут быть использованы
не только в созидательных и
Появился спектр новых информационных угроз, осуществляемых с помощью специально подобранной системы информации и направленных на дестабилизацию общества. В политической сфере появляются новые возможности для манипулирования общественным сознанием, политическими установками и ориентациями различных социальных групп. Технологические достижения, их широкое проникновение и фактическая доступность ведут к формированию особого мироощущения. Виртуальная реальность существенно трансформирует современную политическую действительность.
Последствия проникновения информационных технологий в традиционные модели взаимоотношений в сфере политики неоднозначны и противоречивы. С одной стороны, информационные технологии способствуют формированию более совершенных, не существовавших ранее принципов взаимодействия власти и общества. С помощью электронных устройств укрепляется личная информационная независимость, расширяются возможности для конвенционального участия людей в политическом процессе. С другой стороны, информационные технологии порождают дополнительные угрозы и риски для традиционных принципов демократии. В обществе возникают новые информационные барьеры, новые измерения неравенства, «виртуальная политика» и «манипулятивная демократия».
Особую актуальность рассмотрение информационных технологий обретает применительно к реалиям современной Беларуси, которая, несмотря на экономические и политические сложности, активно включается в глобальное информационное пространство, развивает и осваивает новейшие телекоммуникационные технологии, создавая технологическую инфраструктуру для эффективного функционирования всех систем общественного организма.
Именно важность научного осмысления феномена, определяющего будущую эпоху, послужило выбором темы данной работы.
В современных политологических исследованиях все чаще встречаются обширные аналитические описания роли и места информации в системе политического управления (политического менеджмента). Трактовка понятий «информация», «информационные технологии», «информационно-коммуникативные средства» дается в инструментальном ключе, т.е. в том смысле, что политическая система обретает дополнительные возможности к саморегулированию с помощью эффективных информационных технологий. Так, Р.Ф. Авдеев квалифицирует феномены управления и информации следующим образом: «информация превращается в глобальный, в принципе неистощимый ресурс человечества, вступившего в новую эпоху развития цивилизации – эпоху интенсивного освоения этого ресурса и неслыханных возможностей феномена управления» [1, с. 7].
Принимая тезис об информационных технологиях как механизме политического управления, можно внести дополнительную ясность в понятие «политическое управление».
Во-первых, следует определить соотношение понятий «государственное управление» и «политическое управление». Государственное управление – это центральный элемент политического процесса, т.н. ядро политического управления.
Кроме того, «политика
более эмоциональна, в том смысле,
что чувствительна к
Во-вторых, «политическое управление» должно исследоваться с позиции законов синергии, в том смысле, что феномены социума должны изучаться в парадигме гуманитарного знания. Например, С. Бир определяет управление как «гомеостатическую машину, предназначенную для саморегулирования» [4, c. 374]. Однако подобный подход требует корректировки, поскольку создан в рамках естественно-научной (механистической) парадигмы. «Механизм управления создается одним человеком, а использоваться может другим. Подмена сущности управления его целью становится неоправданной» [4, c. 384].
В определении, предложенном О.Ф. Шабровым, политическое управление – «функционирование в обществе таких политических механизмов, в которых субъекты и объекты связаны отношениями управления – власти и обратной связи» [15, c. 405].
Сюда могут быть отнесены отношения политической власти и политической обратной связи, возникающие в рамках государственного управления, и отношения подчинения в других организационных структурах общества, включенных в политический процесс. Обратная связь особенно актуальна, когда требуется оперативное реагирование политических структур на новые реалии в политической жизни общества.
Выделение в
структуре системы
Информация является постоянно действующим фактором и как необходимое условие осуществления управления вообще и отдельных его функций в частности» [5, c. 62].
В аспекте теории управления информационные технологии «представляют собой способ организации и упорядочивания целесообразной практической деятельности, а также совокупность приемов, направленных на изменение состояния социального объекта или на достижение заданного результата» [17, c. 326]. Российский исследователь М.Н. Грачев пишет о «существовании устойчивой тенденции постепенного замещения однонаправленных, униполярных процессов «вещательного» типа формами информационного обмена, предполагающими обязательное наличие и повышение роли обратной связи между участниками политико-коммуникационных процессов» [4, c.191].
Таким образом, информационные технологии как механизм политического управления становятся все более интегрированными в систему политического менеджмента, что в свою очередь ведет к сокращению временных и иных затрат на процесс принятия решений. Кроме того, налаженная система обратной связи позволяет говорить о выраженной мобильности, гибкости системы управления между субъектами и объектами политических отношений.
Одним из процессов, определяющих облик современной Беларуси, выступает качественная и количественная фрагментация пространства: при наличии единого экономического центра страны, куда перекачивается большая часть финансов, во взаимоотношениях "центр-периферия" нарушаются внутренние связующие функции. На территориальную поляризацию накладывается цивилизационная: белорусская деревня в массе своей живет едва ли не на уровне условий средневековья, провинциальный город зачастую воспроизводит нравы XIX в., а "продвинутые" жители столиц и индустриальных центров, ощущая себя современниками эпохи постмодерна, предпринимают попытки вывести в "виртуальное пространство" пока малосостоятельную экономику.
Теряется связность потоков информации, капитала, товаров между центром и периферией на любом территориальном уровне. Регионализация в этих условиях приобретает особые размеры и значение в общественной и политической жизни.
На фоне общемировых тенденций эта белорусская особенность может показаться не столько угрожающей, сколько подтверждающей становление новой фазы цивилизации. Согласно сложившимся представлениям, регионализация – процесс универсальный. Автономизация территорий в той или иной степени проявляется в большинстве развитых стран: для них характерны дифференциация государства на отдельные части, претендующие на более самостоятельное функционирование, а также возрастание роли регионов в развитии социума.
Можно выделить
несколько подходов к интерпретации
содержания данного процесса. Так, на
глобальном уровне интеграция и регионализация
предстают как естественные для
современности векторы
Существует и иная точка зрения, которую разделяют некоторые исследователи (И. Валлерстайн, Ч. Фербенкс, Д. Лестер, В. Шляпентох и др.) [3, 18, 20, 24].
Регионализация
Особо нужно выделить информационный ракурс рассмотрения данной проблемы.
Сторонники так называемого сетевого подхода видят процессы регионализации как неизбежный результат институционализации нового, информационного общества, означающий, что суверенное национальное государство вступает в фазу непреодолимого кризиса. Полномочия государства в силу применения новых информационных технологий (прежде всего, Интернета) резко сокращаются, и чтобы легитимировать этот процесс, оно проводит политику децентрализации власти, передавая свои функции и ресурсы региональным и местным правительствам. Таким образом, государство информационной эпохи выступает новым типом государственного образования, "основанного на сети политических институтов и органов принятия решений национального, регионального, местного и локального уровней, неизбежное взаимодействие которых трансформирует принятие решений в бесконечные переговоры между ними" [7, c. 25].
Регионализация в условиях развития информационных технологий приводит к тому, что изменяются принципы организации социального пространства – на смену иерархии территорий приходит так называемая "сетевая организация".
В какой мере данный подход и разрабатываемые в его рамках проекты применимы к белорусской реальности?
Напомним некоторые
Территориальная идентичность и рост ее общемировой активности ведут к возвращению на историческую сцену "города-государства", но уже как характерной черты века глобализации. Женские сообщества и движения экологистов также, по его мнению, имеют потенциал для формирования идентичности, устремленной в будущее [6, c. 300-307].
Важным признаком соответствия этих образований новой архитектуре общества являются их сетевая, децентрализованная форма организации и самоорганизующиеся системы циркулирования информации внутри сообщества.
Глобализация, а также децентрализация властных полномочий и переход их к региональным и локальным правительствам создают новую геометрию власти, возможно, рождая новую форму государства – сетевое государство. Эта форма, становясь все более "прозрачной" для граждан, одновременно теряет свои политические качества.
Во-первых, интернет-технологии способствуют качественному преобразованию гражданского общества. Если с помощью Сети люди общаются достаточно долго, возникают устойчивые взаимоотношения, при которых стираются географические, расовые, возрастные и иные дистанции. В итоге возникает возможность разрастания локальных общин до национального и интернационального масштаба [23].
Во-вторых, изменяется характер самих взаимоотношений "власть-общество". Ожидается, что контроль граждан за деятельностью властвующей элиты станет более реальным и всеобъемлющим, в том числе за счет интерактивного характера коммуникации.