Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 09:04, реферат
История политической мысли уходит в глубокую древность, поскольку политические идеи рождаются вместе с появлением государства. Первоначально они носили отрывочный характер, но уже с II и I тысячелетий до нашей эры дошли до нас крупные памятники законотворчества и философско-правовые учения. Древний Египет и Междуречье, Индия и Китай оставили нам великие памятники человеческой мысли, такие как Законы Ману, законы Хаммурапи, Авеста, а также целые философские системы (конфуцианство, зороастризм).
Введение.
1. Политические идеи Древней Греции.
2. Политические идеи Древнего Рима.
Заключение.
Платон решительно
выступал против демократии как власти
многих (большинства), которым недоступны
ни истинное знание, ни умелое управление,
ни высокая мораль. Демократию он считал
источником чуть ли не всех бед, особенно
в политике, ибо она связана с неуважением
знания и заслуг, с уравнительностью, некомпетентностью,
непредсказуемостью. Порождаемая ею тирания
- наихудшая из форм государства. По его
мнению, разгул свободы и демократии неизбежно
ведет к рабству и тирании большинства.
В то время демократия воплощалась в устройстве
Афин. Тем не менее, в своем позднейшем
произведении “Законы” Платон признал
идеальной такую форму государства, которая
сочетает в себе признаки монархии и демократии.
Дальнейшее развитие
и углубление античной политико-правовой
мысли после Платона связано
с именем его ученика и критика
- Аристотеля. Он предпринял попытку
всесторонней разработки науки о
политике. Политика как наука у
него тесно связана с этикой. Научное понимание
политики предполагает, по Аристотелю,
развитые представления о нравственности,
знание этики. Объектами политической
науки являются прекрасное и справедливое,
но те же объекты в качестве добродетелей
изучаются и в этике. Этика предстаёт как
начало политики, введение к ней.
Аристотель различает
два вида справедливости: уравнивающую
и распределяющую. Критерием уравнивающей
справедливости является “арифметическое
равенство”, сферой применения этого
принципа - область гражданско-правовых
сделок, возмещения ущерба, наказания
и т.д. Распределяющая справедливость
исходит из принципа “геометрического
равенства” и означает деление общих
благ по достоинству, пропорционально
вкладу и взносу того или иного члена общения.
Здесь возможно как равное, так и неравное
наделение соответствующими благами (властью,
почестью, деньгами). Основным итогом этических
исследований, существенным для политики,
является положение о том, что политическая
справедливость возможна лишь свободными
и равными людьми, принадлежащими к одному
сообществу, и имеет целью их самоудовлетворённость.
Государство, по
Аристотелю, - продукт естественного
развития. В этом отношении оно
подобно таким естественно
Аристотель развил
идеи своего учителя о формах государства.
В основе его классификации этих
форм лежат, с одной стороны, количественный
критерий, то есть количество лиц, осуществляющих
правление в государстве, с другой,
качественный критерий, то есть цели государственного
управления. В итоге формы государства
подразделялись им на три “правильные”
и три “неправильные”. “Правильные”
- это монархия (правление одного), аристократия
(правление немногих) и полития (правление
большинства), при которых власть преследует
цель достижения общего блага; “неправильные”
формы - это тирания, олигархия и демократия,
когда у власти находятся те, кто правит
в интересах личной выгоды. Олигархия
(власть богатых) и демократия (власть
бедных) рассматривались в этой связи
как основные формы правления, различное
сочетание которых создает другие формы
правления.
Симпатии Аристотеля
на стороне политии, ибо она как
смешанная форма (“золотая середина”)
сочетает в себе преимущества других
форм: добродетели от аристократии,
богатства от олигархии, свободы от демократии.
Власть в политии принадлежит воинам.
Примерами ее тогда могли служить Спарта
и Крит. Причину смены различных государственных
форм Аристотель видел в одностороннем
преувеличении места и роли тех или иных
черт и принципов, лежащих в основе различных
государственных форм, и в связанном с
этим нарушением принципа справедливости.
Кризис древнегреческой
государственности отчётливо
Политико-правовая
мысль этого периода нашла своё выражение
в учениях Эпикура, стоиков и Полибия.
Главная цель государственной
власти и основания политического
общения, по Эпикуру, состоят в обеспечении
взаимной безопасности людей, преодоления
ими взаимного страха, непричинения
ими друг другу вреда. Настоящая безопасность
достигается лишь благодаря тихой жизни
и удалению от толпы. Исходя из этого государство
и закон трактуются Эпикуром как результат
договора людей между собой об их общей
пользе - взаимной безопасности.
Основателем стоицизма
был Зенон. Мироздание в целом, согласно
стоицизму, управляется судьбой. Судьба
как управляющее и
В основе гражданского
общежития лежит, по мысли стоиков,
естественное тяготение людей друг
к другу, их природная связь между
собой. Государство, следовательно, выступает
как естественное объединение, а не искусственное,
условное, договорное образование. Отталкиваясь
от универсального характера естественного
закона стоики обосновывали представление
о том, что все люди - граждане единого
мирового государства и что человек - гражданин
вселенной.
Учение стоиков
оказало сильное влияние на взгляды
Полибия - греческого историка и политического
деятеля. Для него характерен государственнический
взгляд на происходящие события, согласно
которому то или иное устройство государства
играет определяющую роль во всех человеческих
отношениях. Историю возникновения государственности
и последующей смены государственных
форм Полибий изображает как естественный
процесс, совершающийся по “закону природы”.
Всего имеется шесть основных форм государства,
которые в порядке их естественного возникновения
и смены занимают следующее место в рамках
полного их цикла: царство, тирания, аристократия,
олигархия, демократия, охлократия.
Обычаи и законы
характеризуются Полибием в качестве
двух основных начал, присущих каждому
государству. Он подчёркивал взаимосвязь
и соответствие между добрыми обычаями
и законами, хорошими нравами людей и правильным
устройством их государственной жизни.
Мы видим, что
уже в Древней Греции были созданы
социально-политические теории, которые
во многом предопределили дальнейшее
развитие социально-политической мысли.
Древнегреческие мыслители были первооткрывателями
в многочисленных областях человеческого
познания. Поэтому можно говорить не только
о вкладе древних греков в историю философской,
политической и правовой мысли, но и о
создании ими фундамента и формулировании
отправных идей и концепций в разнообразных
сферах теории и практики.
Политические
идеи Древнего Рима.
Политические
идеи древнегреческих мыслителей получили
свое развитие в трудах древнеримских
ученых и государственных деятелей, прежде
всего у Марка Туллия Цицерона (106-43 гг.
до н.э.) - знаменитого римского оратора,
государственного деятеля и мыслителя.
В его обширном творчестве значительное
внимание уделено проблемам государства
и права. Специально эти вопросы освещены
в его работах «О государстве» и «О законах».
Целый ряд политико-правовых проблем рассматривается
и в других его произведениях (например,
в работе «Об обязанностях»), а также в
его многочисленных политических и судебных
речах.
Вслед за Платоном
и Аристотелем он видел в государстве
“дело народное”, выражение и
защиту общего интереса, общего достояния
и правопорядка, воплощение справедливости
и права. Как и Аристотель, он связывал
возникновение государства с внутренней
потребностью людей в совместной жизни,
а основой этого процесса считал развитие
семьи, из которой естественным образом
вырастает государство. Связующей силой,
основой общества свободных граждан выступает
право, закон.
В русле традиций
древнегреческой мысли Цицерон уделял
большое внимание анализу различных форм
государственного устройства, возникновению
одних форм из других, «круговороту» этих
форм, поискам «наилучшей» формы и т. д.
Критерии различения
форм государственного устройства Цицерон
усматривал в «характере и воле» тех, кто
правит государством. В зависимости от
числа правящих он различал три простые
формы правления: царскую власть, власть
оптиматов (аристократию) и народную власть
(демократию). Все эти простые формы (или
виды) государства не совершенны и не наилучшие,
но они, по Цицерону, все же терпимы и могут
быть вполне прочны, если только сохраняются
те основы и связи (в том числе -- и правовые),
которые впервые накрепко объединили
людей в силу их общего участия в создании
государства. Каждая из этих форм имеет
свои достоинства и недостатки. В случае,
если бы предстоял выбор среди них, предпочтение
отдается царской власти, а на последнее
место ставится демократия.
Достоинства разных
форм правления (благоволение, мудрость,
свобода), по мысли Цицерона, могут и должны
быть в их совокупности, взаимосвязи и
единстве представлены в смешанной (а
потому и наилучшей) форме государства.
В простых же формах государства эти достоинства
представлены односторонне, что и обусловливает
недостатки простых форм, ведущие к борьбе
между различными слоями населения за
власть, к смене форм власти, к их вырождению
в «неправильные» формы.
Основной порок
простых форм государства состоит,
согласно Цицерону, в том, что все
они неизбежно, в силу присущей им
односторонности и неустойчивости, находятся
на «обрывистом и скользком пути», ведущем
к несчастью. Царская власть, чреватая
произволом единовластного правителя,
легко вырождается тиранию, а власть оптиматов
из власти наилучших (по мудрости и доблести)
превращается в господство клики богатых
и знатных. Хотя такая власть и продолжает
ошибочно именоваться правлением оптиматов,
но на деле, замечает Цицерон, «нет более
уродливой формы правления, чем та, при
которой богатейшие люди считаются наилучшими».
Соответственно и полновластие народа,
по оценке Цицерона, приводит к пагубным
последствиям, к «безумию и произволу
толпы», к ее тиранической власти.
Эти уродливые
виды властвования (тирания единоличного
владыки или толпы, господство клики)
уже не являются, согласно Цицерону,
формами государства, поскольку в таких
случаях вовсе отсутствует само государство,
понимаемое как общее дело и достояние
народа, отсутствуют общие интересы и
общеобязательное для всех право.
Предотвратить
подобное вырождение государственности,
по мнению Цицерона, можно лишь в условиях
наилучшего (т. е. смешанного) вида государственного
устройства, образуемого путем равномерного
смешения положительных свойств трех
простых форм правления. В качестве важнейших
достоинств такого государственного строя
Цицерон отмечал прочность государства
и правовое равенство его граждан.
Творческое наследие
Цицерона, в том числе и его
учение о государстве и праве,
оказало большое влияние на всю
последующую человеческую культуру.
Его труды находились в центре внимания
римских (стоики, юристы, историки) и христианских
(Лактанций, Августин и др.) авторов. Пристальный
интерес к его идеям проявляли мыслители
эпохи Возрождения, а затем и французские
просветители, видевшие в Цицероне своего
великого предтечу и гуманиста. Большим
авторитетом имя и идеи Цицерона как великого
республиканца, борца за свободу и справедливость
пользовались у деятелей Французской
революции (О. Мирабо, М. Робеспьера и др.).
Заключение.
Уже в древности
в рамках всеохватывающего философского
знания сложились и развивались политические
теории, в центре внимания которых находились
такие вопросы, как сущность, происхождение,
цели, основные формы и пути развития государства,
его воздействие на граждан и др. Главное
из них - поиск основ наилучшего порядка
и правления, обоснование идеи необходимости
привлечения к управлению именно тех,
кто действительно умеет управлять. Отсюда
- признание в целом аристократии, монархии
и отказ от демократии и охлократии, выбор
смешанных умеренных форм правления, отрицание
деспотизма и тирании. Политические взгляды
того времени носили чаще всего достаточно
общий характер, не опирались обычно на
соответствующий эмпирический материал,
хотя и разрабатывались нередко в тесной
связи с наблюдением за политическим развитием
реальной жизни в городах-полисах. Уже
в то время были выделены такие важнейшие
для политического знания понятия, как
“политика”, “власть”, “государство”,
“закон”, “право”, “республика”, “демократия”,
“монархия”, “аристократия”, “олигархия”,
“тирания”, “деспотия”, “свобода” и
многие другие. Политические идеи древности
оказали очень большое влияние на последующее
развитие политической мысли.