Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 09:04, реферат
История политической мысли уходит в глубокую древность, поскольку политические идеи рождаются вместе с появлением государства. Первоначально они носили отрывочный характер, но уже с II и I тысячелетий до нашей эры дошли до нас крупные памятники законотворчества и философско-правовые учения. Древний Египет и Междуречье, Индия и Китай оставили нам великие памятники человеческой мысли, такие как Законы Ману, законы Хаммурапи, Авеста, а также целые философские системы (конфуцианство, зороастризм).
Введение.
1. Политические идеи Древней Греции.
2. Политические идеи Древнего Рима.
Заключение.
Введение.
1. Политические
идеи Древней Греции.
2. Политические
идеи Древнего Рима.
Заключение.
Введение
История политической
мысли уходит в глубокую древность,
поскольку политические идеи рождаются
вместе с появлением государства. Первоначально
они носили отрывочный характер, но
уже с II и I тысячелетий до нашей эры дошли
до нас крупные памятники законотворчества
и философско-правовые учения. Древний
Египет и Междуречье, Индия и Китай оставили
нам великие памятники человеческой мысли,
такие как Законы Ману, законы Хаммурапи,
Авеста, а также целые философские системы
(конфуцианство, зороастризм). Однако современная
политическая наука развивается на основе
эволюции западной политической мысли,
начало которой было положено в эпоху
античности.
Труды историка
Геродота (485-425 гг. до н.э.), размышления
философов Платона и Аристотеля можно
рассматривать как теоретические предшествования
современной политической науки. На определенных
стадиях развития общества проблемы власти
и управления приобретали такую важность,
что усилия лучших умов того времени концентрировались
на рассмотрении человека, помещаемого
в фокус политики. Аристотель назвал “политику”
королевой наук.
Впрочем, нужно
отдавать себе отчет в том, что
подобные размышления представляют
собой скорее протополитику - так уместнее
называть теоретическую деятельность
предшественников современной политической
науки.
Протополитика
носила отчетливо выраженный политический
характер. Это была практическая наука,
стремящаяся воздействовать на человеческую
жизнь, осветить путь человеческой практике
- больше всего ее интересовали цели и
смысл человеческого бытия и человеческой
деятельности. Поэтому главным предметом
ее исследования являлось государство
как идеальный образец человеческого
объединения, а в центре ее внимания всегда
оставалась идея всеобщего блага. При
этом Аристотель, например, полагал, что
знание, которое направлено на уяснение
смысла человеческой деятельности, должно
быть практическим, т.е. применимым к жизни,
а потому в практических науках не могут
использоваться строгие (как в математике)
методы доказательства - практическое
знание никогда не может быть таким точным
и определенным, как теоретическое.
Политические
идеи Древней Греции.
Усилиями древнегреческих
исследователей был совершён переход
от мифологического восприятия окружающего
мира к рацонально-логическому способу
его познания и объяснения.
Развитие политико-правовой
мысли в Древней Греции можно
разделить на три этапа:
ранний период
(IX - VI века до нашей эры) связан с
возникновением древнегреческой государственности.
В этот период наблюдается заметная рационализация
политико-правовых представлений и формируется
философский подход к проблемам государства
и права;
период расцвета
(V - первая половина IV века до нашей
эры) - это время расцвета древнегреческой
философской и политико-правовой мысли;
период эллинизма
(вторая половина IV - II век до нашей
эры) - время начавшегося упадка древнегреческой
государственности, попадания греческих
полисов под власть Македонии
и Рима.
Остановимся подробнее
на каждом из этих периодов.
На ранней стадии
своего развития воззрения древних
народов на мир носят мифологический
характер. В эти времена политические
и правовые взгляды ещё не выделились
в самостоятельную область и
представляют собой составную часть
целостного мифологического мировоззрения.
В мифе господствует представление о божественном
происхождении существующих отношений
власти и порядка. Право и закон ещё не
выделились в особую сферу норм и существуют
в виде аспекта религиозно одобряемого
порядка частной, общественной и государственной
жизни. В законах этого времени тесно переплетены
мифологические, религиозные, нравственные,
социально-политические моменты, и законодательство
в целом возводится к божественному первоисточнику.
Законы приписываются или прямо богам,
или их ставленникам - правителям.
Политические
и правовые учения появляются лишь
в ходе довольно длительного существования
раннеклассовых обществ и государств.
Древние мифы теряют свой сакральный
характер и начинают подвергаться этической
и политико-правовой интерпретации. Особенно
это проявляется в поэмах Гомера и Гесиода.
Согласно их трактовке, борьба богов за
власть над миром и смена верховных богов
(Уран - Крон - Зевс) сопровождалась сменой
принципов их правления и властвования,
что проявлялось не только во взаимоотношениях
между богами, но и в их отношениях к людям,
во всём порядке, формах и правилах земной
общественной жизни.
Характерные для
поэм Гомера и Гесиода попытки
рационализации представлений об этическом,
нравственно-правовом порядке в человеческих
делах и отношениях получают дальнейшее
развитие в творчестве семи мудрецов Древней
Греции. К ним обычно причислялись Фалес,
Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул
и Хилон. В своих кратких изречениях (гномах)
эти мудрецы сформулировали уже вполне
рациональные и светские по своему духу
этические и политические сентенции, максимы
мирской практической мудрости. Мудрецы
настойчиво подчёркивали основополагающее
значение господства справедливых законов
в полисной жизни. Многие их них сами были
активными участниками политических событий,
правителями или законодателями и приложили
немало усилий для практической реализации
своих политико-правовых идеалов. Соблюдение
законов, по их мнению, - существенная отличительная
черта благоустроенного полиса. Так, наилучшим
государственным устройством Биант считал
такое, где граждане боятся закона в той
же мере, в какой боялись бы тирана.
С идеей необходимости
преобразования общественных и политико-правовых
порядков на философских основах
выступили Пифагор, пифагорейцы (Архит,
Лизис, Филолай и др.) и Гераклит. Критикуя
демократию, они обосновывали аристократические
идеалы правления “лучших” - умственной
и нравственной элиты.
Определяющую
роль во всём мировоззрении пифагорейцев
играло их учение о числах. Число, по
их представлениям - это начало и сущность
мира. Исходя из этого, они пытались выявить
цифровые (математические) характеристики,
присущие нравственным и политико-правовым
явлениям. При освещении проблем права
и справедливости пифагорейцы первыми
начали теоретическую разработку понятия
“равенство”, столь существенного для
понимания роли права как равной меры
при регулировании общественных отношений.
Справедливость,
согласно пифагорейцам, состоит в
воздаянии равным за равное. Идеалом
пифагорейцев является полис, в котором
господствуют справедливые законы. Законопослушание
они считали высокой добродетелью, а сами
законы - большой ценностью. Наихудшим
злом пифагорейцы считали анархию. Критикуя
её, они отмечали, что человек по своей
природе не может обойтись без руководства,
начальства и надлежащего воспитания.
Пифагорейские представления о том, что
человеческие отношения могут быть очищены
от распрей и анархии и приведены в надлежащий
порядок и гармонию, в дальнейшем вдохновляли
многих приверженцев идеального строя
человеческой жизни.
Автором одной
из таких идеальных моделей полиса
был Фалей Халкедонский, который
утверждал, что всякого рода внутренние
беспорядки возникают из-за вопросов,
касающихся собственности. Чтобы достигнуть
совершенного устройства полисной жизни,
необходимо уравнять земельную собственность
всех граждан.
Мнения противоположного
пифагорейскому придерживался Гераклит.
Мир образовался не через слияние,
а через разделение, не через гармонию,
а через борьбу. Мышление, согласно
Гераклиту, присуще всем, однако, большинство
людей не понимают всеуправляющего разума,
которому надо следовать. Исходя из этого
он разделяет людей на мудрых и неразумных,
лучших и худших.
Социально-политическое
неравенство оправдывается им как
неизбежный, правомерный и справедливый
результат всеобщей борьбы. Критикуя демократию,
где правит толпа и нет места лучшим, Гераклит
выступал за правление лучших. По его мнению,
для формирования и принятия закона вовсе
не обязательно всеобщее одобрение на
народном собрании: главное в законе -
его соответствие всеобщему логосу (всеуправляющему
разуму), понимание чего одному (лучшему)
более доступно, чем многим.
Принципиально
общим для подходов Пифагора и
Гераклита, оказавших заметное влияние
на последующих мыслителей, является
выбор ими интеллектуального (духовного,
а не природного) критерия для определения
того, что есть “лучший”, “благородный”,
“добронравный” и т.п. (всё это - символы
“аристократа”). Благодаря такому переходу
от аристократии крови к аристократии
духа, сама она превращалась из замкнутой
касты в открытый класс, доступ в который
был поставлен в зависимость от личных
достоинств и усилий каждого.
Развитию политико-правовой
мысли в V веке в значительной мере
содействовало углубление философского
и социального анализа проблем общества,
государства, политики и права.
У Демокрита
встречается одна из первых попыток
рассмотреть возникновение и
становление человека, человеческого
рода и общества как часть естественного
процесса мирового развития. В ходе
этого процесса люди постепенно под
влиянием нужды, подражая природе и животным
и опираясь на свой собственный опыт, приобрели
все свои основные знания и умения, необходимые
для общественной жизни.
Таким образом,
человеческое общество появляется лишь
после долгой эволюции как результат
прогрессивного изменения исходного природного
состояния. В этом смысле общество, полис,
законодательство созданы искусственно,
а не даны по природе. Однако само их происхождение
представляет собой естественно-необходимый,
а не случайный процесс.
В государстве,
по Демокриту, представлены общее благо
и справедливость. Интересы государства
превыше всего, и заботы граждан
должны быть направлены к его лучшему
устройству и управлению. Для сохранения
государственного единства требуется
единение граждан, их взаимопомощь, взаимозащита
и братство. Законы, по Демокриту, призваны
обеспечить благоустроенную жизнь людей
в полисе, но чтобы действительно достигнуть
этих результатов, необходимы соответствующие
усилия и со стороны самих людей, их повиновение
закону. Законы, соответственно, нужны
для обычных людей для того, чтобы обуздать
присущие им зависть, раздоры, взаимное
причинение вреда. С этой точки зрения
мудрому человеку подобные законы не нужны.
В условиях укрепления
и расцвета античной демократии политико-правовая
тема широко обсуждалась и связывалась
с именами софистов. Софисты были платными
учителями мудрости, в том числе и в вопросах
государства и права. Многие из них были
выдающимися просветителями своей эпохи,
глубокими и смелыми новаторами в области
философии, логики, гносеологии, риторики,
этики, политики и права. Софисты не составляли
какой-то единой школы и развивали различные
философские, политические и правовые
взгляды. Различали два поколения софистов:
старших (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий
и др.) и младших (Фрасимах, Калликл, Ликофрон
и др.). Многие из старших софистов придерживались
в целом демократических воззрений. Среди
младших софистов наряду со сторонниками
демократии встречаются приверженцы и
иных форм правления (аристократии, тирании).
Принципиальным
критиком софистов был Сократ. Уже
при жизни он был признан мудрейшим
из всех людей. Споря с софистами,
он вместе с тем воспринимал ряд
их идей и по-своему развил начатое
ими просветительское дело. Сократ
занимался поисками рационального,
логически-понятийного обоснования объективного
характера этических оценок, нравственной
природы государства и права. Обсуждение
морально-политической проблематики Сократ
поднял на уровень понятий. Тем самым закладывались
начала собственно теоретического исследования
в данной области.
Сократ различал
естественное право и закон полиса,
но он считал, что и естественное
право и полисный закон восходят
к разумному началу. Своим понятийным
подходом Сократ стремился отразить
и сформулировать именно эту разумную
природу нравственных, политических и
правовых явлений. На этом пути он пришёл
к выводу о торжестве разумного, справедливого
и законного. В плане практической политики
идеи Сократа означали правление знающих,
т.е. обоснование принципа компетентного
правления, а в теоретическом плане - попытку
выявить и сформулировать нравственно-разумную
основу и сущность государства.
Учеником и
последователем Сократа был Платон,
автор таких выдающихся произведений,
посвященных политической проблематике,
как “Государство”, “Политика”, “Законы”.
Государство трактуется им как реализация
идей и максимально возможное воплощение
мира идей в земной общественно-политической
жизни - в полисе.
В своём диалоге
“Государство” Платон, конструируя
идеальное справедливое государство,
исходит из того соответствия, которое,
по его представлениям, существует между
космосом в целом, государством и отдельной
человеческой душой. Справедливость состоит
в том, чтобы каждое начало занималось
своим делом и не вмешивалось в чужие дела.
Кроме того, справедливость требует иерархической
соподчинённости этих начал во имя целого:
способности рассуждать подобает господствовать;
яростному началу - быть вооружённой защитой,
подчиняясь первому началу; оба этих начала
управляют началом вожделеющим, которое
“по своей природе жаждет богатства”.
Определяя полис,
как совместное поселение, обусловленное
общими потребностями, Платон подробно
обосновывает положение о том, что
наилучшее удовлетворение этих потребностей
требует разделения труда между
гражданами государства.
Для Платона
идеальной формой государства выступала
аристократия как правление нескольких
мудрейших и старейших