Политическое устройство острова «Утопия» Томаса Мора

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 01:10, реферат

Описание работы

Утопический социализм как великое достижение общественной мысли, явившийся одним из важнейших источников научного коммунизма, рождением многих идей обязан Томасу Мору. Написанная Мором в 1516г. «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», или сокращенно «Утопия», дала название домарксистскому социализму. В своих произведениях Мор предложил совершенно новые для его эпохи демократические начала организации государственной власти, поставил и решил с гуманистических позиций правовые проблемы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2
Эпоха Томаса Мора…………………………………………………………2
Биография……………………………………………………………………4
Творчество…………………………………………………………………...6
Мор-гуманист и «Утопия»………………………………………………….8
Общественный строй «Утопии»…………………………………………...9
Заключение…………………………………………………………………16
Список литературы…………………………………………………………17

Работа содержит 1 файл

готовый.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

       Первое из обвинений Т.Мора  в «государственной измене» – за связь с некоей «прорицательницей» смерти короля – было простым поклепом и провалилось. Второе – за отказ от присяги новым королевским актам – повлекло заключение Т.Мора в Тауэр.

       Несмотря на уговоры родных, близких  ему по духу жены и старшей дочери, Т.Мор не соглашался признать ту реформу королевского акта, которая отрицала верховенство римского папы.

       В начале заключения это грозило  осуждением не за «государственную  измену», а за изменнический  умысел, что не могло повлечь  смертной казни. Но Генрих 8  провел через парламент еще ряд актов, по которым присягать королю и признавать все его, в том числе новые титулы, обязан был каждый. Отрицание хотя бы одного титула короля приравнивалось к государственной измене.

    Суд королевской скамьи, состав комиссии которого был подобран самим Генрихом 8, вынес Т. Мору жесточайший приговор к мучительной казни. «Милостью короля» она была заменена  отсечением головы.

       Казнь состоялась 6 июня 1535г.

       После смерти Томаса Мора осталось  большое литературное наследие, лишь частично опубликованное при его жизни. Кроме упоминавшихся выше трудов, оно включает в себя обширную переписку, стихотворения, эпиграммы, оригинальные переводы, автобиографическое произведение «Апология», написанный в Тауэре «Диалог об угнетении против невзгод» и др. Не все работы Т.Мора изучены в полной мере. Подлинной жемчужиной всего написанного Т. Мором остается его «Утопия». Она сделала его имя бессмертным. 
 

    Творчество 

       Литературное творчество Томаса  Мора отличается не только богатством, но и разнообразием жанров. Личная судьба Мора, как и все его творчество, была тесно связана с бурной и сложной эпохой гуманистических исканий и острой социально-политической борьбы Реформации и Контрреформации.

       Находясь в самом центре идейной  и политической борьбы своего времени, Мор со свойственным ему огромным темпераментом, честностью и искренностью отразил надежды и чаяния той гуманистической среды, к которой он принадлежал. И в этом смысле его поэзия и проза представляют собой яркую страницу духовной жизни и борьбы целого поколения европейских гуманистов, обнаруживающих на рубеже 15-16вв. поразительную общность своих интеллектуальных интересов и идейных исканий.  В частности, латинская поэзия, «История Ричарда 3» и особенно «Утопия» Мора прекрасно передают ту духовную атмосферу, с ее четко очерченным кругом идей, которая была характерна для гуманистического кружка Колета, Мора, Эразма  накануне Реформации.

       Если поздние религиозные трактаты  Мора являются в известном  смысле итогом развития гуманистической концепции реформационной поры, точнее, обнаруживают превращение ее в свою противоположность, то все, написанное Мором в канун Реформации, отражало полные оптимизма мечты о справедливом переустройстве общества на разумных началах, при содействии мудрых правителей и посредством реформы церкви.

       Среди произведений Мора предреформационной  поры важное место принадлежит  его поэзии. Поэтическое творчество  Мора, включающее более 250 латинских  стихотворений, эпиграмм и поэму  на коронацию Генриха 8, приходится на блестящий период в истории английского гуманизма и одновременно счастливейшее время в жизни самого Мора.

       Видное место в поэзии Мора  занимает политическая тема. Говоря  о политических мотивах поэзии  Мора, следует, прежде всего, выделить проблему наилучшего политического устройства общества, тесно примыкающую к проблемам «Утопии» и волновавшую в то время умы многих гуманистов Европы. Трактовка ее гуманистами 16в. так или иначе, связывалась с идеалом совершенного государя. Каким должен быть совершенный государь, способный обеспечить общественное благоденствие? Быть слугой народа, соблюдающим законы и защищающим мир.

       Традиции античного свободолюбия  и ненависть к различным формам  тирании, проповедуемые в сочинениях  Эразма и Мора, в условиях феодальной Европы 16в. имели глубоко прогрессивное значение, способствуя развитию политической идеологии формирующейся буржуазии.

       Осуждая политическую тиранию  и противопоставляя ей свой  идеал государя, Мор решительно  отвергал идею якобы о божественном происхождении власти короля и развивал мысль о происхождении королевской власти от народа. На этом основании Мор считал не только возможным, но и необходимым ставить вопрос об ответственности государя перед народом, утверждая, что «народ своей волей дает власть и отнимает ее».

       Томас Мор, как и его друзья-гуманисты,  искренне верил в возможность  осуществления идеала просвещенной  монархии. Для Мора добрая воля  просвещенного монарха при тогдашних  условиях представлялась наиболее  приемлемым и наиболее реальным средством к осуществлению разумного переустройства общества на основе гуманистических принципов.

       В латинской поэзии Мора нашли  отражения и настроения предреформационной  эпохи. Известно, сколь важное  место в гуманистической концепции  совершенного общества занимал вопрос о реформе церкви. Следуя своим наставникам и друзьям Джону Колету и Эразму, мечтавшим о реформе церкви и разумном переустройстве общества  в духе идеалов раннего христианства, Мор в своих эпиграммах остроумно высмеивал пороки католического духовенства. Он бичевал их роскошь и стяжательство.

       Отдавая должное глубоко прогрессивной  для своего времени идейной  борьбе Мора и Эразма против  церковного обскурантизма, суеверий  и пороков католического духовенства,  следует все же не упускать  из виду, что, несмотря на остроту и бескомпромиссность, их критика основывалась на позитивной программе реформ, цель которых была не в ниспровержении католицизма, а в очищении церкви от порочного духовенства, а теологии от схоластического догматизма. Мечтая восстановить «истинное» учение  Христа  путем возвращения к идеалам раннего христианства, Мор, Эразм и их единомышленники рассчитывали обновить и укрепить католическую церковь, сделать ее  опорой справедливого переустройства всего общества. В этом проекте отражалась не только специфика социальной среды, порождением которой были гуманисты, но и историческое своеобразие духовной жизни эпохи. 
 

    Мор-гуманист и «Утопия» 

             Хорошо зная социальную и моральную  жизнь своей родины, английский  гуманист,  Томас Мор,  проникся сочувствием к бедствиям ее народных масс.  Эти его настроения и получили свое отражение в знаменитом  произведении  с  длинным  заголовком в духе того времени - "Весьма полезная,  как и занимательная,  поистине золотая книжка  о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия...".  Она была издана при ближайшем участии Эразма  Роттердамского,  близкого друга, посвятившего ему свою "Похвалу глупости", законченную в доме Мора, в 1616 г. и сразу приобрела большую популярность в гуманистических кругах.

             Гуманистическое мировоззрение  автора "Утопии" привело  его  к выводам большой социальной  остроты и значимости,  особенно  в первой части этого произведения. Проницательность автора отнюдь  не ограничивалась констатацией  ужасной картины социальных бедствий, подчеркнув в самом конце своего  произведения,  что  при  внимательном наблюдении жизни не только Англии,  но и "всех государств",  они не представляют собой "ничего,  кроме некоего  заговора  богатых,  под предлогом и под именем государства думающих о своих выгодах".

             Уже эти глубокие констатации  подсказали Мору основное направление  проектов и мечтаний во второй  части "Утопии". Многочисленные  исследователи этого произведения  констатировали не только  прямые,  но и косвенные ссылки на тексты и идеи Библии (прежде всего евангельские),  в особенности же античных и раннехристианских авторов.  Из  всех  произведений,  оказавших  на  Мора  наибольшее воздействие,  выделяется платоновское "Государство". Многие гуманисты, начиная  с  Эразма,  видели в "Утопии" долгожданную соперницу этого величайшего творения политической мысли, произведения, существовавшего к тому времени почти два тысячелетия[3].

             Если ли не самую характерную,  определяющую черту социально-философской доктрины,  лежащей в основе "Утопии", составляет антиинди-видуалистическая трактовка  общественной  жизни,  мыслимой  в идеальном государстве.  Последовательный же антииндивидуализм с необходимостью требует отмены частной собственности. Максимальное равенство в размерах  собственности и сопутствующего им уравнения в потреблении - нередкое требование народно-оппозиционных движений  в эпоху средневековья,  получавших  обычно  религиозное обоснование.  Элементы его имеются и у Мора  как активного сторонника  "христианского гуманизма", взывавшего к первоначальному христианству с его идеалами всечеловеческого равенства. 

    Общественный и политический строй «Утопии» 

    "Утопия" написана в форме рассказа  о путешествии, который ведется от имени вымышленного лица Гитлодея. Книга делится на две части и в ней преобладают два круга тем: критика современного Мору обцества; описание государственного строя на острове Утопия, затерянного в просторах Индийского океана.

    Мор разоблачает паразитизм аристократии, духовенства, армии слуг, наемного войска и безудержное стремление высших классов к роскоши при полном отсутствии забот о тружениках.

    "Существует большое число знатных, - пишет он, - которые живут в праздности, будто трутни, трудами других, например, держателей своих земель, которых для увеличения доходов они стригут до живого мяса".

    Столь же бескомпромиссен Мор и к  первым шагам капитализма на английской почве - "огораживанию", приводящему к тому, что "овцы пожирают людей".

    Критика феодального и раннекапиталистического  общества фокусируется на политике государства. По Мору, европейское общество само создало воров для того, чтобы наслаждаться зрелищем их повешения. Он видит решение проблемы преступности в упразднении социальных контрастов, заботе о тружениках, охране их земельных наделов, в обеспечении работой безземельных и т. п.

    Мор выдвигает новаторские для своего времени идеи о том, что наказание  должно перевоспитывать, а не устрашать; о соразмерности преступления и наказания: о замене смертной казни принудительными работами.

    Mop подвергает резкой критике феодальных правителей, видящих свое призвание в завоевании, а не в общественном благоустройстве. Корень социальной несправедливости Мор видит в частной собственности. "Я полностью убежден, - говорит Гитлодей, - что распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно, иначе, как вовсе унич-тожив собственность..."

    На  острове Утопия нет частной собственности, денежного обращения, царит полное равенство. Основу общества составляет семейный и трудовой коллектив. Труд обязателен для всех. Все граждане осваивают какое-нибудь ремесло и поочередно занимаются земледельческим трудом, переселяясь для этого в сельскую местность на два года. Чтобы не способствовать развитий собственнеческих инстинктов, семьи регулярно обмениваются домами. Коллективизм воспитывают также совместные трапезы граждан. [8]

    Все необходимое для жизни главы семей получают с общественных складов.

    Однако  осталость технической базы вынуждает Мора пойти на некоторый компромисс с принципом равенства. Для исполнения неприятных работ утопийцы прибегают к рабскому труду. Правда, количество рабов немногочисленно. Ими становятся военнопленные', граждане Утопии, осужденные за преступления (на острове запрещена смертная казнь).

    Политический  строй Утопии проникнут принципами демократизма и основан на выборности всех должностных лиц - от филарха или сифогранта, избираемого каждыми 30 семействами, до принцепса, который выбирается всеми филархами из четырех кандидатов, названных народом. Принцепс избирается пожизненно. Однако он может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании. Остальные должностные лица и сенат, состоящий из старых и опытных граждан, избираются ежегодно. Ни одно важное дело не решается без сената и народного собрания. По всем важным вопросам филархи советуются с главами семейств.

    Таким образом, представительная система сочетается с элементами непосредственной демократии.

    Главная забота государства - организация производства и распределения. Наряду с этим оно борется с преступностью, обеспечивает охрану страны от агрессии и проводит внешнюю политику, целью которой является обеспечение мира. Однако это не мешает утопийцам оказывать вооруженную помощь своим друзьям во имя защиты справедливости. Интернациональная солидарность утопийцев проявляется и в том, что они дарят седьмую часть своего экспорта неимущим тех стран, с которыми они ведут торговлю. 

    Европейскому  обществу XVI столетия,  основанному  на  социальном неравенстве, Т. Мор  противопоставлял свой идеал - глубоко  продуманную схему общественного  строя,  при котором  нет  частной  собственности.  Все  материальные  блага принадлежат  здесь большинству. Общими в Утопии являются не только природные богатства - земля и ее недра,  но и вся продукция общественного производства,  которая также поступает в распоряжение всех  граждан.  Государство  в  лице сената производит учет и распределение продуктов потребления в интересах всего общества.  В  отличие  от некоторых древних утопий,  например государства Платона,  главное  внимание  уделявших  общественному потреблению  и провозглашавших общность потребления,  Т.  Мор  основное значение придавал поиску справедливой системы  организации  производства.  В  Утопии  изобилие всех материальных

Информация о работе Политическое устройство острова «Утопия» Томаса Мора