Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 01:10, реферат
Утопический социализм как великое достижение общественной мысли, явившийся одним из важнейших источников научного коммунизма, рождением многих идей обязан Томасу Мору. Написанная Мором в 1516г. «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», или сокращенно «Утопия», дала название домарксистскому социализму. В своих произведениях Мор предложил совершенно новые для его эпохи демократические начала организации государственной власти, поставил и решил с гуманистических позиций правовые проблемы.
Введение……………………………………………………………………..2
Эпоха Томаса Мора…………………………………………………………2
Биография……………………………………………………………………4
Творчество…………………………………………………………………...6
Мор-гуманист и «Утопия»………………………………………………….8
Общественный строй «Утопии»…………………………………………...9
Заключение…………………………………………………………………16
Список литературы…………………………………………………………17
Первое из обвинений Т.Мора в «государственной измене» – за связь с некоей «прорицательницей» смерти короля – было простым поклепом и провалилось. Второе – за отказ от присяги новым королевским актам – повлекло заключение Т.Мора в Тауэр.
Несмотря на уговоры родных, близких ему по духу жены и старшей дочери, Т.Мор не соглашался признать ту реформу королевского акта, которая отрицала верховенство римского папы.
В начале заключения это
Суд королевской скамьи, состав комиссии которого был подобран самим Генрихом 8, вынес Т. Мору жесточайший приговор к мучительной казни. «Милостью короля» она была заменена отсечением головы.
Казнь состоялась 6 июня 1535г.
После смерти Томаса Мора
Творчество
Литературное творчество
Находясь в самом центре
Если поздние религиозные
Среди произведений Мора
Видное место в поэзии Мора
занимает политическая тема. Говоря
о политических мотивах поэзии
Мора, следует, прежде всего,
Традиции античного
Осуждая политическую тиранию
и противопоставляя ей свой
идеал государя, Мор решительно
отвергал идею якобы о
Томас Мор, как и его друзья-
В латинской поэзии Мора нашли
отражения и настроения
Отдавая должное глубоко
Мор-гуманист
и «Утопия»
Хорошо зная социальную и
Гуманистическое мировоззрение
автора "Утопии" привело его
к выводам большой социальной
остроты и значимости, особенно
в первой части этого
Уже эти глубокие констатации
подсказали Мору основное
Если ли не самую характерную,
определяющую черту социально-философской
доктрины, лежащей в основе "Утопии",
составляет антиинди-видуалистическая
трактовка общественной жизни,
мыслимой в идеальном государстве.
Последовательный же антииндивидуализм
с необходимостью требует отмены частной
собственности. Максимальное равенство
в размерах собственности и сопутствующего
им уравнения в потреблении - нередкое
требование народно-оппозиционных движений
в эпоху средневековья, получавших
обычно религиозное обоснование.
Элементы его имеются и у Мора как
активного сторонника "христианского
гуманизма", взывавшего к первоначальному
христианству с его идеалами всечеловеческого
равенства.
Общественный
и политический строй
«Утопии»
"Утопия" написана в форме рассказа о путешествии, который ведется от имени вымышленного лица Гитлодея. Книга делится на две части и в ней преобладают два круга тем: критика современного Мору обцества; описание государственного строя на острове Утопия, затерянного в просторах Индийского океана.
Мор разоблачает паразитизм аристократии, духовенства, армии слуг, наемного войска и безудержное стремление высших классов к роскоши при полном отсутствии забот о тружениках.
"Существует большое число знатных, - пишет он, - которые живут в праздности, будто трутни, трудами других, например, держателей своих земель, которых для увеличения доходов они стригут до живого мяса".
Столь же бескомпромиссен Мор и к первым шагам капитализма на английской почве - "огораживанию", приводящему к тому, что "овцы пожирают людей".
Критика
феодального и
Мор
выдвигает новаторские для
Mop подвергает резкой критике феодальных правителей, видящих свое призвание в завоевании, а не в общественном благоустройстве. Корень социальной несправедливости Мор видит в частной собственности. "Я полностью убежден, - говорит Гитлодей, - что распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно, иначе, как вовсе унич-тожив собственность..."
На острове Утопия нет частной собственности, денежного обращения, царит полное равенство. Основу общества составляет семейный и трудовой коллектив. Труд обязателен для всех. Все граждане осваивают какое-нибудь ремесло и поочередно занимаются земледельческим трудом, переселяясь для этого в сельскую местность на два года. Чтобы не способствовать развитий собственнеческих инстинктов, семьи регулярно обмениваются домами. Коллективизм воспитывают также совместные трапезы граждан. [8]
Все необходимое для жизни главы семей получают с общественных складов.
Однако осталость технической базы вынуждает Мора пойти на некоторый компромисс с принципом равенства. Для исполнения неприятных работ утопийцы прибегают к рабскому труду. Правда, количество рабов немногочисленно. Ими становятся военнопленные', граждане Утопии, осужденные за преступления (на острове запрещена смертная казнь).
Политический строй Утопии проникнут принципами демократизма и основан на выборности всех должностных лиц - от филарха или сифогранта, избираемого каждыми 30 семействами, до принцепса, который выбирается всеми филархами из четырех кандидатов, названных народом. Принцепс избирается пожизненно. Однако он может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании. Остальные должностные лица и сенат, состоящий из старых и опытных граждан, избираются ежегодно. Ни одно важное дело не решается без сената и народного собрания. По всем важным вопросам филархи советуются с главами семейств.
Таким образом, представительная система сочетается с элементами непосредственной демократии.
Главная
забота государства - организация производства
и распределения. Наряду с этим оно борется
с преступностью, обеспечивает охрану
страны от агрессии и проводит внешнюю
политику, целью которой является обеспечение
мира. Однако это не мешает утопийцам
оказывать вооруженную помощь
своим друзьям во имя защиты справедливости.
Интернациональная солидарность
утопийцев проявляется и в том, что они
дарят седьмую часть своего экспорта неимущим
тех стран, с которыми они ведут торговлю.
Европейскому
обществу XVI столетия, основанному
на социальном неравенстве, Т. Мор
противопоставлял свой идеал - глубоко
продуманную схему
Информация о работе Политическое устройство острова «Утопия» Томаса Мора