Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:01, реферат
В нормальном цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую бы значительную роль не играли социальные группы, массовые общественные движения, политические партии и т. д., в конечном счете, ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие организации состоят из реальных личностей, и только через взаимодействие их интересов и воли определяются содержание и направленность политического процесса.
Введение ………………………………………………………………………………2
1.Политическое участие………………………………………………………………3
1.1 Понятие политического участия: типы политического участия…………….3
1.2 Политическое участие в современной России………………………………..6
2.Политическая социализация………………………………………………………..8
2.1 Понятие политической социализации ……………………………………….8
2.2 Функции и агенты политической социализации ……………………………10
2.3 Модели политической социализации ………………………………………...12
2.4 Особенности политической социализации в Российской Федерации ……...13
3. Политическая рекрутирование……………………………………………………..16
Заключение …………………………………………………………………………….19
Список литературы…………………………………………………………………………….20
Вплоть до 50-х гг. XX в. политическое участие описывалось в социологии и политической науке преимущественно как участие в выборах и государственном управлении. В настоящее время подавляющим большинством политологов различных направлений политическое участие рассматривается значительно шире и определяется как вовлеченность членов общества в существующие политические отношения и структуру власти. Американский социолог X. Макклоски, например, определяет политическое участие как "... ту добровольную деятельность, посредством которой члены общества участвуют в выборе правителей и, прямо или косвенно, в формировании государственной политики".
Участие в управлении многих людей расширяет интеллектуальный потенциал для принятия решений, увеличивает вероятность их оптимизации, а, следовательно, повышаются стабильность политической системы и эффективность управления. Кроме того, широкое участие граждан в политическом процессе обеспечивает эффективный контроль за должностными лицами, предотвращает злоупотребления властью, отрыв депутатов от народа, бюрократизацию чиновничества. В современных крупномасштабных государствах это привело бы к децентрализации принятия многих решений, их переносу с общенационального на региональный или местный уровень.
Напротив, приверженцы концепции демократического элитизма, сближаясь с точкой зрения Э.Берка и И.Шумпетера, видят в чрезмерном расширении политического участия угрозу сложившимся демократическим институтам и высказываются за его ограничение, чтобы оставить принятие политических решений за теми, кто лучше информирован и более эффективно поддерживает демократические ценности.
Для политического участия граждан важное значение имеют как объективные условия (расстановка политических сил, политическая культура общества), так и их субъективное отношение к политической системе, мотивы участия в политике, их ценности, потребности, знания, информированность. Эти и другие факторы влияют на то, становится или не становится человек частью некоего политического целого.
Политическое поведение - это совокупность реакций социальных субъектов (социальных, общностей, групп, личностей и т.п.) на деятельность политической системы. Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.
Политическое участие - это влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. Американские политологи С. Верба и Н. Ни подчеркивают, что политическое участие - это, прежде всего инструментальная активность, посредством которой граждане пытаются влиять на правительство таким образом, чтобы оно предпринимало желаемые для них действия”. К политическому участию относятся действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов.
В самом общем виде многообразие форм и разновидностей политического участия зависит от определенных свойств действующего индивида, характера режима правления, а также от конкретной ситуации. Соответственно американские политологи С. Верба и Л. Пай выделяют следующие разновидности политического участия: пассивные формы политического поведения граждан; участие людей только в выборах представительных органов власти или только в решении местных проблем; политические действия активных участников предвыборных кампаний; деятельность политических активистов, распространяющих свою активность на всю сферу политики; профессиональные действия политиков.
Другой американский ученый Милбэрт разделяет формы политического участия на «активные» (руководство государственными и партийными учреждениями, деятельность кандидатов в представительные органы власти, организация предвыборных кампаний и т.п.), промежуточные (участие в политических собраниях, поддержка партий денежными пожертвованиями, контакты с официальными лицами и политическими лидерами и т.д.), наблюдательные (ношение на демонстрациях транспарантов, попытки других граждан вовлечь кого-либо в дискуссии и т.д.) и, наконец, выделяет «апатичное» отношение граждан к политике.
В современной России доля политически апатичных людей в составе населения достаточно велика. Это обусловлено кризисом массового сознания, конфликтом ценностей, отчуждением большинства населения от власти и недоверием к ней, политико-правовым нигилизмом и сохранением устойчивой веры в “чудесное” пришествие великого харизматического лидера. Абсентеизм определенной части российского общества в значительной мере результат крушения мифа о скорейшем вхождении в круг высокоразвитых стран и ожиданий “экономического чуда”.
Роль абсентеизма в современном российском обществе неоднозначна. С одной стороны, именно абсентеизм является чуть ли не единственным стабилизирующим фактором в обществе, в котором отсутствуют эффективные механизмы мирного разрешения социальных и политических конфликтов. С другой - существует опасность, что при определенных условиях возможен резкий переход от абсентеизма к радикальным формам политического поведения. Именно поэтому в России актуальной остается проблема приобщения большей части населения к политике через институализированные формы участия.
2.Политическая социализация.
2.1 Понятие политической социализации.
Поведение людей в политике, когда одни из них в большей степени проявляют политическую активность, другие - в меньшей, а третьи вообще стараются абстрагироваться от политики, во многом объясняется характером их политической социализации. В общем плане социализация (от лат. socialis - oбщественный) обозначает процесс активного воспроизводства индивидом социального опыта в его деятельности и общении. В этой связи политическую социализацию можно определить как процесс активного воспроизводства индивидом политического опыта, определенной системы норм, ценностей и установок политической деятельности и политических отношений. Иными словами, политическая социализация индивида - это процесс, в ходе которого у него формируется определенная картина политического мира, накапливается опыт политической деятельности и политического общения. В результате, политическая политизация формирует политическое сознание и политическое поведение индивида, то есть в процессе ее реализации происходит становление личности гражданина, члена той или иной политической системы.
Человек не рождается политиком, как не рождается он и личностью, ни, тем более, гражданином. И тем, и другим его признают государство или общество, воспитав у него соответствующие качества. Для гражданина это - законопослушность и лояльность к государству, его политической системе, господствующей политической культуре. Личностью признает человека то или иное его окружение, группа, общество, как бы награждая этим титулом за верность себе и своим интересам, ценностям, нормам. А.Н. Леонтьев разделяет в этой связи три понятия: индивид, индивидуальность и личность. Индивид, по его мнению, это любой человек по праву рождения, как представитель биологического вида homo sapiens. Индивидуальность же - это индивид, доказавший свою особенность, чем - то выделившись из шеренги биологически равных индивидов. Личность, в понимании Леонтьева, это индивидуальность, поставившая себя на службу определенной социальной среде, включая ее политическую культуру, и как бы награжденная этим званием. Понятие личность отражает устремленность к сущности человека, то есть к богатству всех общественных отношений. Чем больше социальных ценностей, норм, образцов поведения впитает в себя человек, тем для большего числа людей он станет личностью. И чем более политизированной будет эта социальность, тем больше шансов, что человек станет политической личностью. Личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека, - писал А.Н. Леонтьев.
Стержнем политической социализации является обогащение индивида политическим опытом предыдущих поколений, который зафиксирован в политической культуре. Она же представляет собой совокупность общепринятых ценностных ориентаций, убеждений и норм политического жизни общества. По мере ее освоения человек все больше адаптируется к существующей политической системе, становится в состоянии активно влиять на нее, то есть во все большей степени становится субъектом политики. Политическая социализация - это всегда двусторонний процесс, в котором индивид, с одной стороны, испытывает на себе воздействие различного рода политических субъектов, а, с другой стороны, он сам становится в состоянии влиять на политическую жизнь общества.
Процесс политической социализации включает в себя различные уровни, механизмы и факторы. Самый широкий - международный уровень, - охватывает международное сообщество в целом, межгосударственные и неправительственные международные организации. Здесь на личность воздействуют принятые в международном мире ценности, нормы, факторы, такие, как недопущение распространения ядерного оружия, предотвращение вооруженных конфликтов, глобальных катастроф, международных политических и экономико-финансовых кризисов и т.д. Социальный уровень охватывает общество в целом и большие социальные группы, классы, профессии, национально-этнические общности и т.п. На этом уровне на индивида воздействуют такие факторы, как государство, правительство, политические партии, социально-экономические кризисы, безработица, уровень преступности в стране и т.п. Последний, самый низкий, личностный уровень политической социализации, на котором индивид испытывает воздействие со стороны людей, составляющих непосредственный круг его общения и оказывающих прямое влияние на его политическую психологию, ценности и установки. Среди механизмов политической социализации на этом уровне можно выделить подражание, внушение, заражение, которые помогают человеку адаптироваться к существующим политическим условиями и сформировать собственное политическое мировоззрение.
Включение человека в мир политики предполагает усвоение и поддержание им ее норм, образов и стандартов поведения, традиций. Процесс усвоения человеком требований статусного поведения, культурных ценностей и ориентиров, который ведет к формированию у него свойств и умений, позволяющих адаптироваться в конкретной политической системе и выполнять в ней определенные роли и функции, называется политической социализацией. Политическая социализация по-разному трактуется в науке, ученые акцентируют внимание на различных ее сторонах и гранях. Сам термин политическая социализация был введен в политическую науку в 1959 г. американским политологом Г. Хайменом и в дальнейшем получил широкое распространение.
Одним из первых подходов к объяснению процесса социализации личности явился принцип подражания, исследованный Г. Тардом. Многофункциональный подход к проблемам социализации продемонстрировал Т. Парсонс в своей работе Социальные системы. Согласно его теории, в процессе социализации происходит обучение человека социальным ролям, через которые он включается ту или иную социальную систему. В теории социализации Ч. Кули и Дж. Мида рассмотрены три стадии процесса развития индивида, связанные с принятием на себя роли других людей:
а) имитации, когда дети копирую поведение взрослых, даже не понимая его смысла;
б) игровой стадии, в ходе которой дети осознают свое поведение как исполнение определенных ролей взрослых (клерка, космонавта, бизнесмена и т.д.);
в) стадии коллективных игр, в которых дети учатся осознавать ожидания не только близкого им человека, но и всей группы своего окружения, оценивают собственное поведение по нормам и стандартам других людей.
Эти и другие теории общей социализации исходили из разных, часто несовместимых друг с другом, идей и подходов, и не столько облегчали осмысление этого феномена, сколько серьезно осложняли этот процесс. Достаточно сказать, что до сих пор не удалось создать сколько-нибудь сбалансированную, общую для всех стран теорию политической социализации индивида. Концепции современных политологов по данному вопросу расходятся уже на подступах к созданию такого рода теории. Так, одни из них полагают, что в основе этой теории должна находиться позиция, согласно которой личность подчинена целому и в процессе своего развития сознательно и добровольно усваивает существующие ценности и нормы политической культуры общества. Согласно другой точке зрения, индивид должен рассматриваться в качестве субъекта политики, поэтому процесс его социализации реализуется во взаимодействии с существующей политической системой.
По всей видимости, правы те специалисты, которые рассматривают политическую социализацию как двуединый процесс, в котором индивид одновременно выступает и как объект, и как субъект политики, политической деятельности и политических отношений. В процессе политической социализации индивид одновременно и приспосабливается к общественным нормам и ценностям, и изменяет их в соответствии со своими интересами и социальными установками. Ставшая классической теория политической социализации, разработанная чикагскими учеными под руководством Д. Истона, трактовала ее как процесс обучения человека специальным ролям, которые ему необходимо выполнять в сфере политики. Большинство поддержавших эту теорию американских ученых (Л. Коэн, Р. Липтон, Т. Парсонс) акцентировали в этой связи внимание на взаимодействии человека с политической системой и ее институтами, рассматривая социализацию как процесс ролевой тренировки человека. К. Луман и А. Гелен интерпретировали политическую социализацию как аккультурацию, то есть освоение человеком новых для себя общественных ценностей. Ученые, работающие в русле психоанализа (Э. Эриксон, Э. Фромм) главное внимание уделяли исследованию бессознательных мотивов в политической деятельности, понимая политическую социализацию как скрытый процесс политизации человеческих чувств и представлений.
Но все они сходятся в том, что отсутствие свойств, приобретаемых человеком в процессе социализации, не только затрудняет, но нередко и лишает его возможности адаптироваться к политической сфере общества и использовать ее механизмы для защиты своих интересов. Именно поэтому Д. Истон и Р. Гесс рассматривали политическую социализацию как средство, с помощью которого члены политической системы приобретают три вида основных жизненных ориентаций:
а) определенную сумму общепринятых политических знаний, совместно разделяемых представлений о природе политического процесса, деятельности политических лидеров;
б) политические ценности, рассматриваемые как наиболее общие цели, к которым, по мнению индивидов, должна стремиться система;
в) установки, с которыми индивид подходит к политическим объектам (доверие, согласие, симпатии, почтительность или апатия, недоверие, враждебность).
2.2 Функции и агенты политической социализации.
В политологической литературе зафиксированы узкое и широкое понимание политической социализации. В первом случае это сознательное и целенаправленное внедрение политических ценностей, убеждений, навыков и т.п. Во втором - это вся система политического обучения (формального и неформального, целенаправленного и непредусмотренного) и на всех этапах жизненного цикла. Такая система включает в себя не только сугубо политическое, но и неполитическое обучение, которое сказывается на политическом поведении и политических установках людей. В этой связи политическая социализация выполняет ряд важнейших функций:
- определяет политические цели и ценности, к которым стремится и которые хочет постичь индивид через политическое участие;
- формирует представление о приемлемых способах политического поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации;
- определяет отношение индивида к окружающей социальной среде и политической системе;
- вырабатывает определенное отношение индивида к существующей в обществе и государства политической символике;
- формирует способность и потребность в познании окружающего мира политического;
- создает убеждения и отношения, являющиеся для индивида кодом политической жизни.
Процесс освоения человеком политических ценностей является непрерывным и может быть ограничен только продолжительностью его жизни. Это двуединый процесс: во-первых, освоения личностью разного рода требований политической среды; во-вторых, избирательного закрепления такого освоения в тех или иных формах политического поведения и воздействия на власть. Здесь необходимо подчеркнуть, что влияние общества на политические качества личности неизбежно ограничивается внутренними убеждениями и верованиями человека.
Постоянными спутниками человека, в значительной мере предопределяющими его возможности по усвоению и эффективному воплощению политических стандартов, являются агенты социализации, через которых преломляется влияние всех внешних факторов. Они могут быть разных видов, качества и широты воздействия на индивида. К непосредственным агентам политической социализации относятся политические институты и организации (государство, политические партии, общественно-политические движения), политические элиты и лидеры, группы интересов. Вся совокупность этих факторов образует систему, которая с помощью политических механизмов стремится контролировать и направлять политическое поведение личности. Агенты политической социализации выступают также способами и средствами выражения политической активности индивида, его политического самоутверждения. На разных этапах развития индивида и в разных странах на первый план выдвигаются, в зависимости от конкретных обстоятельств политической жизни, особенностей политического строя общества и т.д., разные агенты.
К числу агентов политической социализации относятся не только собственно политические, но и неполитические факторы - семья, группы сверстников, церковь, система образования, профессиональные, молодежные и женские организации, культурные, спортивные объединения и т.п. Семья вообще является самым первичным условием политической социализации. Именно здесь формируется основа политических установок и взглядов личности. Семейный уклад, социальный статус семьи, ее нравственные характеристики играют важнейшую роль в способах и направленности политической социализации личности. Помимо семьи, в стадии первичной социализации большое влияние на личность оказывают подростковые референтные группы, то есть группы, на которые человек ориентирует свое поведение. Прежде всего, это сверстники и ближайшее окружение, которые пользуются авторитетом у личности и с которых она берет пример. Если в начальный период развития ребенка первостепенное влияние на его политическую социализацию оказывает семья, то по мере взросления человека значение референтных подростковых групп, как правило, возрастает. Среди других институтов и групп политической социализации следует назвать дошкольные учреждения, школу, вуз, группы по интересам и др. К агентам политической социализации принадлежат и СМИ, которые оказывают на формирование личности сильнейшее влияние. Не случайно их нередко называют четвертой властью.
Все они конкурируют друг с другом в стремлении воздействовать на человека, в связи с чем возникает ситуация состязательных потоков политической социализации людей. При этом главными соревнующимися агентами предстают в этом процессе государство и общество, по-разному влияющие на характер социализации. Государство преследует в первую очередь цель распространять среди граждан образцы конформистского поведения, в то время как общество заинтересовано в воспитании критического отношения к государству, его интенциям и возможностям влиять на поведение личности. Важную роль в политической социализации личности играют и такие неполитические факторы, как социально-экономические условия и образ жизни человека, национальные традиции и даже отдельные важные для жизни индивида общественные факторы. Речь, в частности, может идти о таких событиях и явлениях, как невыплата заработной платы, безработица, обман населения со стороны государства или отдельных политических лидеров. В определенных общественных ситуациях неполитические факторы могут оказывать на политическую социализацию личности более существенное влияние, нежели собственно политические агенты. Особенно это касается современного открытого и взаимозависимого общества, где все политические и неполитические факторы тесно переплетены.
Политическая социализация, наконец, имеет историческое измерение. Конкретно-историческое содержание общественной жизни вынуждает каждое новое поколение по-своему адаптироваться к политической ситуации и реагировать на нее. В стабильном обществе этот процесс проходит в основном плавно и безболезненно, а в обществе, где происходит резкая смена политических норм и ценностей, политических отношений и форм политической деятельности, часто возникает кризис системы политической социализации, имеет место политическая аномия, наблюдается отчуждение личности от политики. Этот кризис проявляется, прежде всего, в том, что утрачиваются или не воспринимаются старые политические идеалы и/или разрушаются старые механизмы их трансляции, что особенно наглядно обнаруживается при смене одного строя жизни общества другим, как это произошло в связи с образованием Российской Федерации.
2.3 Модели политической социализации.
Политическая наука исходит из того, что конкурентный характер усвоения человекрм различных ценностей и стандартов политической жизни, соотношение экономических, политических и других интересов человека и общества, гражданина и государства, различные их комбинации предопределяют формирование различных типов политической социализации человека. Под типом политической социализации имеется в виду совокупность устоявшихся ценностных образцов взаимодействия личности и политических институтов общества. В общем плане тип политической социализации определяется теми стандартами политической жизни общества, которые диктуют личности определенный способ ее политического поведения, соответствующий политической культуре данного общества. Это, в свою очередь, обеспечивает общественную стабильность и преемственность. С большой степенью вероятности можно утверждать: какой тип политической социализации индивида господствует в обществе, таково и состояние самого общества, и наоборот - каково общество, таков и доминирующий тип политической социализации.
В зависимости от принятых в обществе образцов и норм политического поведения, современная политология выделяет четыре основных типа политической социализации личности:
- гармонический тип характеризуется не только принятием индивидом существующего политического порядка и власти, но и уважительным отношением к государству, политической системе в целом. Личность рассматривается как сознательный и добровольный участник политической жизни, активный субъект политики. Здесь наблюдается гармония между властью и личностью, предполагается обоюдное ответственное выполнение правил, норм и обязанностей - личности перед властью и власти перед личностью. Понятно, что этот тип политической социализации возможен только в условиях существования социальной однородности, гражданского общества и правового государства. По существу, это идеальный тип политической социализации, обеспечивающий бесконфликтное развитие политической системы и личности как субъекта политики. Такой тип политической социализации преобладает в англосаксонских странах и отражает нормальное, c точки зрения психологии, взаимодействие человека и институтов власти, рациональное и уважительное отношение индивида к правопорядку, государству, осознание им своих гражданских обязанностей. Диалог индивида и власти происходит в культурно однородной среде, в условиях зрелых демократических традиций, когда и власть, и индивид привержены общепринятым идеалам, нормам и ценностям, что позволяет новым поколениям безболезненно входить в политическую жизнь;
- гегемонистский тип характерен для закрытого, авторитарного общества. Его сущностью является установка на резко отрицательное отношение личности к любым политическими системами организация, кроме той, с которой она себя идентифицирует. Политическая социализация здесь возможна лишь на ценностях и нормах своей группы, класса, той или иной групповой общности. Девизом политического поведения таким образом политически социализированной личности может быть партия (лидер, класс, нация, государство) - превыше всего, которая демонстрирует негативное отношение ко всем социальным и политическим нормам, кроме тех, которые доминируют в своей группе. Такая модель социализации предполагает включение в политику новых поколений исключительно на основе ценностей какого-либо класса, религии, политической идеологии;
- плюралистический тип предполагает толерантность по отношению к ценностям и убеждениям других людей, нормы политического поведения которых признаются равноправными. Данный тип политической социализации личности преобладает в либерально-демократических странах. Личность в таких обществах рассматривается как суверен, равноправный и независимый гражданин. Основное условие функционирования данного типа политической социализации - защищенность прав и свобод человека и всеобщая ответственность граждан перед законом. Право в таком случае выступает как основание и как реальность свободы личности. Подобный тип политической социализации преобладает в Западной Европе, он ведет к формированию личности, которая признает правомочность других ориентироваться на предпочтительные именно для них идеи и свободы, сохранять способность менять свои политические пристрастия и осваивать новые ценностные ориентиры. Первоначально политическая социализация осуществляется в рамках ценностей и идеалов конкретной этнической, культурной группы, при этом культурное, религиозное, этническое многообразие не мешает представителям разных групп находить общий язык, достигать консенсуса в отношении главных политических ценностей, вытекающих из установок либеральной цивилизации;
- конфликтный тип характеризуется борьбой между разными политическими группировками общества, в основании которой лежат различные, но вместе с тем взаимосвязанные интересы. В этих условиях, чтобы иметь возможность проявить себя в качестве субъекта политики, личность вынуждена присоединяться к какой-нибудь группе, классу, касте, клану. Такой тип политической социализации свойственен в первую очередь слаборазвитым странам. Здесь нищета большинства населения, многообразие клановых, племенных, родовых традиций затрудняют достижение согласия между властью и адептами разных нравов и обрядов, предполагают формирование человека, усматривающего цель своего политического участия в лояльности своей группе и поддержке ее борьбы с политическими противниками. Такая политическая социализация протекает в условиях жесткой борьбы между носителями разных субкультур, нередко использующих и политическое насилие. Главный принцип политического взаимодействия в таком случае - лозунг кто не с нами - тот против нас.
2.4 Особенности политической социализации в России.
В условиях кризисного, переходного состояния общества, при смене типов политической культуры возникают серьезные проблемы сохранения и передачи политического опыта, преемственности политических институтов, норм, ценностей и т.д. Модель политической поддержки для такой ситуации явно неприменима. Именно это и наблюдалось до начала XXI века и нередко продолжает проявляться и сегодня в Российской Федерации. Страна не только изменила экономическую и политическую системы своей организации. Возник и иной феномен: при множестве разрешенных идеологий возник особого рода идеологический вакуум, связанный с массовой потерей людьми смысла жизни, возникновением у них чувства никчемности, что стало реальностью для многих и многих членов российского общества.
Доверие граждан Российской Федерации к новым властным структурам и рыночной экономике с самого начала подрывала постоянно возраставшая пропасть между богатством и бедностью, когда 1,5% населения страны владели 65% национального достояния страны. Семья, как социальный институт, также переживала нелегкие времена. Среди представителей среднего и старшего поколений преобладали и в известной степени продолжают доминировать прежние ценностно-политические ориентации, традиционные стереотипы политического мышления и поведения. Это неизбежно приводило к противоречиям со многими устремлениями и установками подрастающего поколения, которое быстрее, лучше и полнее адаптировалось к новым социально-политическим условиям.
Примерно с 2005-2006 годов ситуация в России стала меняться в лучшую сторону. Преодоление кризисного состояния экономики, в первую очередь благодаря высоким ценам на экспортирующиеся нефть и газ, позволило стране перейти от ситуации штопания дыр к стратегии высоких темпов развития. Это открыло путь: а) укреплению вертикали государственной власти; б) налаживанию системы региональных отношений между регионами страны; в) укреплению общественного правопорядка; г) достижению перелома в борьбе с организованной преступностью; д) получению первых положительных результатов в реализации приоритетных национальных проектов.
Население страны стало демонстрировать большую, чем в 90-е годы ХХ века, уверенность в своем будущем. Вместе с тем проблемными остаются многие из агентов социализации, играющие в этом процессе ведущие роли. Речь идет о школе, воздействие которой во многих случаях не только отличается от домашнего воспитания, но и нейтрализует, ослабляет его. Снизилась социализирующая роль армии для юношей призывного возраста, многие из которых делают все возможное, чтобы не попасть на военную службу. Многонациональный характер Российской Федерации ставит остро вопрос о необходимости воспитании толерантного и солидаристского межнационального общения в стране. Актуален и вопрос об участии СМИ, церкви, учреждений высшего образования, государственных органов и организаций в ресоциализации россиян. Этот процесс предполагает не просто освоение новых социальных ниш, а переучивание тому, что было прочно усвоено в детстве и юности и что составляло фундамент данной личности (Л.Я. Гозман, Е.Б. Шестопал).
Еще одна особенность политической социализации в России - новые демократические ценности, приобретя официальный статус, тем не менее, должным образом не были систематизированы и не передаются адекватно от политической системы к личности. А это, в свою очередь, свидетельствует о плохой реализации основной цели политической социализации - обеспечения бесперебойного функционирования политической системы при смене поколений в политике. Пока существенно не улучшилось благосостояние народа, не сформировался на этой основе мощный средний класс, до тех пор ни о какой гармонической модели политической социализации, характерной для демократических государств, не может быть и речи. Переход к такой модели требует общности или хотя бы совпадения основных интересов, а этого нельзя достигнуть, не сократив значительно пропасть между богатстыми бедными слоями населения. До тех пор, пока в стране не будут положительно решаться социально-экономические проблемы, люди, в том числе и находящиеся на начальных этапах политической социализации, будут совершенно по-разному воспринимать политических лидеров, власть, правительство и само государство. Одни будут говорить это наше правительство, другие - это их правительство.
Без единства общества, без гармонизации его интересов невозможен неконфликтный тип политической социализации. Каким образом и насколько успешно будет проходить развитие России, в конечном счете, зависит от степени и модели политической социализации каждого гражданина, от политической воли, ценностей и идеалов рядовой личности, от того, насколько она станет субъектом политической деятельности. Современное переломное время дает шанс каждому проявить себя и тем самым на деле обнаружить качество и степень своего политического поведения. Вместе с тем именно в такие периоды политическая социализация происходит наиболее интенсивно, ибо снимаются многие старые табу и создаются условия для более свободного проявления политической воли. Правда, с этим связано и возрастание ответственности каждого за свои общественно значимые поступки.
Информация о работе Политическое участие и политическая социализация