Политическое самоопределение России в современном мире: основные факторы, тенденции, перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:29, контрольная работа

Описание работы

Проблемы, связанные с политическим самоопределением России в современном мире, становятся все более актуальными. Их актуальность определяется как процессами глобализации, так и процессами региональной дифференциации, которые остро ставят перед Россией непростые вопросы о ее месте и роли в современном мире, ее внутреннем политическом устройстве, ее геополитическом и цивилизационном позиционировании по отношению к основным региональным политическим и экономическим союзам [В. И. Пантин… 2007].

Содержание

Введение. 3
1. Внутренние и внешние факторы политического самоопределения России. 4
2. Тенденции развития и перспективы. 6
Заключение 11
Список используемой литературы 14

Работа содержит 1 файл

политология - работа.docx

— 40.25 Кб (Скачать)

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

    УНИВЕРСИТЕТ 

    Кафедра: Политологии. 

    Контрольная работа по дисциплине

    Политология

    На  тему: Политическое самоопределение России в современном мире: основные факторы, тенденции, перспективы. 
 
 
 
 

    Работу  выполнила:

    Студент 2 курса НиН

    Группа21 з/о,

    Коробкова Мария Анатольевна.

    Проверил:

    Проф., д.п.н.,

    Тоцкий  Владимир Петрович. 
 
 

    Москва 2011 
 
 
 
 
 
 

Оглавление:

    Введение. 3

    1. Внутренние и внешние факторы политического самоопределения   России. 4

    2. Тенденции развития и перспективы. 6

    Заключение 11

    Список используемой литературы 14 
     
     

 

    

Введение.

    В любое время политическое самоопределение  страны является важнейшим фактором ее существования. От этого зависит ее независимость, а так и возможность влиять на процессы, происходящие во всем мире. Да и не только это. Развитие отношений внутри страны между всеми слоями общества, развитие производства, политическая власть и т.д. – все это неотъемлемая часть политического самоопределения.

    Иными словами, политическое самоопределение  – это выбор обществом стратегии внутреннего развития и своего положения в мире. Важно подчеркнуть, что соответствующие процессы протекают отнюдь не самопроизвольно, их нельзя направлять в любое желаемое русло, поскольку они обусловлены множеством внутренних и внешних факторов объективного и субъективного свойства.[Политическое самоопределение …. 2007].

    Т.о. политическое самоопределение –  это динамическая взаимосвязь внутренних и внешних факторов текущих политических процессов.

    Но  нас интересует настоящее время, характеризующееся как бурными  политическими процессами, кризисом, огромным количеством информационных потоков, не признающих границ, так и огромными возможностями внутреннего развития стран и, особенно, политическое самоопределение России.

    Проблемы, связанные с политическим самоопределением России в современном мире, становятся все более актуальными. Их актуальность определяется как процессами глобализации, так и процессами региональной дифференциации, которые остро ставят перед Россией непростые вопросы о ее месте и роли в современном мире, ее внутреннем политическом устройстве, ее геополитическом  и цивилизационном позиционировании по отношению к основным региональным политическим и экономическим союзам [В. И. Пантин… 2007]. Следует отметить, что под политическим самоопределением  (не путать с «самоопределением наций») здесь понимается выбор и определение элитными и массовыми группами общества (в данном случае российского) стратегических целей и ориентиров, а также основных параметров  внутри- и внешнеполитического развития общества и государства в условиях современного мира. При этом выбор геополитической  цивилизационной ориентации во многом определяет не только вектор внешней политики данной страны, но и общее направление ее внутриполитических процессов [Факторы… 2006].

1. Внутренние и внешние  факторы политического  самоопределения  России.

    Выбор российским обществом и его политической элитой общего направления внутреннего развития и внешней политики во многом определяется такими факторами, как система базовых ценностей, социальные и политические институты, соотношение сил между различными центрами политической силы и др.

    Имея  ввиду внутренние факторы, следует  обратить внимание на соотношение внутриполитических сил в российском обществе, на наличие партийных блоков, способных бороться за власть, постоянно подстегивая друг друга в выполнении данных обещаний, на динамику развития приоритетов правящей элиты, на менталитет русского народа, на культурные ценности, бюрократический аппарат и на широкие слои общественности.

    Должна  существовать многопартийная система, чтобы была  борьба за власть а не просто почивание на лаврах. Государственный аппарат и все его начинания должны поддерживаться широкими массами народа и власти необходима непосредственная связь с населением.

    Кроме того, политическая элита оказывает огромное влияние на государственный аппарат, но и государственный аппарат оказывает влияние на политическую элиту и все это в динамике изменяющегося мира и его отношений. На политическую элиту оказывают влияние и внешние факторы, стремясь через нее насаждать в России свое видение реформ. Аналогичным образом среди внешних факторов особо следует отметить политическое, экономическое и информационное давление США и Европейского Союза на Россию, в т.ч. посредством поддержки «цветных» революций на постсоветском пространстве, влияние международных конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке, экономического усиления Китая и т.п. При этом внешние факторы существенно ограничивают возможности и траектории политического самоопределения России, а также серьезно трансформируют образ России, складывающийся в других странах. Вместе с тем, они заставляют политическую элиту и российское общество в целом вырабатывать определенное отношение к политике США, стран ЕС, Китая и др. и тем самым корректировать собственные представления о месте России в мире, трансформировать свои ценности, институты и политические ориентации в соответствии с меняющимися внешнеполитическими условиями [ В. И. Пантин… 2007].

    В России существует огромный бюрократический  аппарат, способный затормозить  любое сверхнужное и необходимое  решение правительства себе в  угоду или, изменяя это решение до неузнаваемости.

    Российское  государство должно считаться хоть с немногочисленными, но наиболее активными слоями общества, а также с настроениями и интересами большинства населения.

    В этих условиях фактически можно говорить не о едином субъекте политического  самоопределения России, а о целом  ряде одновременно действующих субъектов, интересы которых нередко расходятся. Этим и объясняется противоречивое, сложное, во многом непоследовательное протекание процессов политического  самоопределения России. Тем не менее государству, бюрократии, политической элите приходится учитывать объективно существующие реалии внутри страны и на международной арене, а также настроение массовых групп российского общества [В. И. Пантин… 2007].

2. Тенденции развития  и перспективы.

    Среди наиболее важных тенденций внутриполитического  самоопределения России можно отметить следующие. Прежде всего это сочетание политической централизации с усилением экономического, социального и культурного разнообразия различных регионов России [В. И. Пантин… 2007].

    У нас огромная страна, главное сохранить  сейчас целостность России, создавая такие условия, чтобы жители отдаленных районов не чувствовали себя ненужными, заброшенными.

    В этой связи следует отметить, что особое значение для сохранения целостности Российской Федерации имеют процессы политического самоопределения на Северном Кавказе и в Татарстане. Оба эти региона испытывают сильное воздействие со стороны исламских стран, в том числе экстремистских политических сил, которые толкают и Северный Кавказ, и Татарстан к отделению от России [В. И. Пантин… 2007].

    Заинтересованные  в ослаблении России некоторые силы США и стран Европейского Союза  взаимодействуют с этими экстремальными силами.

    В связи с этим очевидной становится потребность в разработке и реализации последовательной политики, направленной на более глубокую культурную, правовую, политическую и социально-экономическую интеграцию этих регионов с остальной Россией. При этом такая политика должна не только быть ориентирована на выравнивание уровня жизни в различных российских регионах и на обеспечение их динамичного экономического развития, но и всячески поддерживать умеренные течения в исламе и его взаимодействие с Русской православной церковью, а также со светскими организациями. Только на этой основе можно найти практическое решение проблемы социальной изоляции исламских радикалов и экстремистов, стремящихся к насилию и противоправным действиям. В современной России движение в этом направлении уже наметилось, но оно еще недостаточно устойчиво и нуждается во всемерной поддержке со стороны и общества, и государства [Кисовская… 2006].

    Рассмотрим  положение наших Дальнего Востока и Восточной Сибири, находящиеся вблизи Китая. Они испытывают значительное воздействие с его стороны, которое может привести сначала к экономическому и культурному, а затем и политическому отмежеванию этих регионов от России. Для противодействия этим тенденциям требуются разработка и реализация эффективной программы освоения природных богатств Восточной Сибири и Дальнего Востока, предусматривающей существенный подъем уровня жизни населения этих регионов, развитие там добывающей и обрабатывающей промышленности, борьбу с криминальными элементами в местных органах власти и активное стимулирование притока населения из Европейской России [В. И. Пантин… 2007].

    Начиная с прошлого года правительство всерьез  занялось решением этих проблем.

    На  новый уровень должно выйти экономическое  взаимодействие региона и всей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона», — сказал он, потребовав от правительства к концу года подготовить программу действий по укреплению позиций России в регионе. «Она должна содержать прогноз долгосрочного развития Дальнего Востока с учетом потенциала наших восточных районов и интеграционных процессов в АТР», — подчеркнул президент, попросив особое внимание уделить соглашениям о свободной торговле [Мир, Экономика… 2010].

    Политическое  самоопределение России в настоящее  время ставит вопросы перехода страны к инновационному типу развития, что в свою очередь предполагает комплексную модернизацию всех сторон общественной жизни – это целый ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов в экономической, социальной. культурной и политической сферах. 

    Модернизационный  процесс в политической сфере  имеет несколько аспектов. Во-первых, в результате экономических и социокультурных изменений на основе ранее существовавших этнических групп формируются нации. Во-вторых, перестраивается государственная власть и управление. Возрастают роль и значение права, происходит разделение власти на исполнительную, законодательную и судебную. В-третьих, в процессе политической модернизации расширяется участие широких народных масс в политике, Итогом политической модернизации должно быть формирование стабильной демократической политической системы [Ланцев С. А . стр. 57-79].

    В своих программных статьях Президент  РФ четко формулирует стратегические задачи по модернизации политической системы современного российского общества. А это предполагает развитие демократии и повышение качества представительства в органах власти, рост числа участников политического процесса и развитие политической конкуренции, усиление роли и влияния различных социальных групп — как можно большего числа граждан — в политической жизни страны, расширение их прямого участия в формировании органов власти и в контроле за деятельностью органов власти. Думается, что именно институт публичной политики выступает тем социальнополитическим образованием, развитие и усиление которого позволит провести заявленную модернизацию на принципах демократии.

    Публичная сфера — это сфера диалога, общения, коммуникации, это сфера  договора с государством по общезначимым вопросам. Как только атрибут публичности  начинает исчезать или ощутимо «уменьшаться», так сразу же на смену ему идут закрытость, коррумпированность, клановость и проч. [Никовская Л. И., Якимец В. Н.].

Информация о работе Политическое самоопределение России в современном мире: основные факторы, тенденции, перспективы