Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:29, контрольная работа
Проблемы, связанные с политическим самоопределением России в современном мире, становятся все более актуальными. Их актуальность определяется как процессами глобализации, так и процессами региональной дифференциации, которые остро ставят перед Россией непростые вопросы о ее месте и роли в современном мире, ее внутреннем политическом устройстве, ее геополитическом и цивилизационном позиционировании по отношению к основным региональным политическим и экономическим союзам [В. И. Пантин… 2007].
Введение. 3
1. Внутренние и внешние факторы политического самоопределения России. 4
2. Тенденции развития и перспективы. 6
Заключение 11
Список используемой литературы 14
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра:
Политологии.
Контрольная работа по дисциплине
Политология
На
тему: Политическое самоопределение России
в современном мире: основные факторы,
тенденции, перспективы.
Работу выполнила:
Студент 2 курса НиН
Группа21 з/о,
Коробкова Мария Анатольевна.
Проверил:
Проф., д.п.н.,
Тоцкий
Владимир Петрович.
Москва
2011
Оглавление:
Введение. 3
1. Внутренние и внешние факторы политического самоопределения России. 4
2. Тенденции развития и перспективы. 6
Заключение 11
Список
используемой литературы 14
В любое время политическое самоопределение страны является важнейшим фактором ее существования. От этого зависит ее независимость, а так и возможность влиять на процессы, происходящие во всем мире. Да и не только это. Развитие отношений внутри страны между всеми слоями общества, развитие производства, политическая власть и т.д. – все это неотъемлемая часть политического самоопределения.
Иными словами, политическое самоопределение – это выбор обществом стратегии внутреннего развития и своего положения в мире. Важно подчеркнуть, что соответствующие процессы протекают отнюдь не самопроизвольно, их нельзя направлять в любое желаемое русло, поскольку они обусловлены множеством внутренних и внешних факторов объективного и субъективного свойства.[Политическое самоопределение …. 2007].
Т.о. политическое самоопределение – это динамическая взаимосвязь внутренних и внешних факторов текущих политических процессов.
Но нас интересует настоящее время, характеризующееся как бурными политическими процессами, кризисом, огромным количеством информационных потоков, не признающих границ, так и огромными возможностями внутреннего развития стран и, особенно, политическое самоопределение России.
Проблемы, связанные с политическим самоопределением России в современном мире, становятся все более актуальными. Их актуальность определяется как процессами глобализации, так и процессами региональной дифференциации, которые остро ставят перед Россией непростые вопросы о ее месте и роли в современном мире, ее внутреннем политическом устройстве, ее геополитическом и цивилизационном позиционировании по отношению к основным региональным политическим и экономическим союзам [В. И. Пантин… 2007]. Следует отметить, что под политическим самоопределением (не путать с «самоопределением наций») здесь понимается выбор и определение элитными и массовыми группами общества (в данном случае российского) стратегических целей и ориентиров, а также основных параметров внутри- и внешнеполитического развития общества и государства в условиях современного мира. При этом выбор геополитической цивилизационной ориентации во многом определяет не только вектор внешней политики данной страны, но и общее направление ее внутриполитических процессов [Факторы… 2006].
Выбор российским обществом и его политической элитой общего направления внутреннего развития и внешней политики во многом определяется такими факторами, как система базовых ценностей, социальные и политические институты, соотношение сил между различными центрами политической силы и др.
Имея ввиду внутренние факторы, следует обратить внимание на соотношение внутриполитических сил в российском обществе, на наличие партийных блоков, способных бороться за власть, постоянно подстегивая друг друга в выполнении данных обещаний, на динамику развития приоритетов правящей элиты, на менталитет русского народа, на культурные ценности, бюрократический аппарат и на широкие слои общественности.
Должна существовать многопартийная система, чтобы была борьба за власть а не просто почивание на лаврах. Государственный аппарат и все его начинания должны поддерживаться широкими массами народа и власти необходима непосредственная связь с населением.
Кроме того, политическая элита оказывает огромное влияние на государственный аппарат, но и государственный аппарат оказывает влияние на политическую элиту и все это в динамике изменяющегося мира и его отношений. На политическую элиту оказывают влияние и внешние факторы, стремясь через нее насаждать в России свое видение реформ. Аналогичным образом среди внешних факторов особо следует отметить политическое, экономическое и информационное давление США и Европейского Союза на Россию, в т.ч. посредством поддержки «цветных» революций на постсоветском пространстве, влияние международных конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке, экономического усиления Китая и т.п. При этом внешние факторы существенно ограничивают возможности и траектории политического самоопределения России, а также серьезно трансформируют образ России, складывающийся в других странах. Вместе с тем, они заставляют политическую элиту и российское общество в целом вырабатывать определенное отношение к политике США, стран ЕС, Китая и др. и тем самым корректировать собственные представления о месте России в мире, трансформировать свои ценности, институты и политические ориентации в соответствии с меняющимися внешнеполитическими условиями [ В. И. Пантин… 2007].
В
России существует огромный бюрократический
аппарат, способный затормозить
любое сверхнужное и
Российское государство должно считаться хоть с немногочисленными, но наиболее активными слоями общества, а также с настроениями и интересами большинства населения.
В этих условиях фактически можно говорить не о едином субъекте политического самоопределения России, а о целом ряде одновременно действующих субъектов, интересы которых нередко расходятся. Этим и объясняется противоречивое, сложное, во многом непоследовательное протекание процессов политического самоопределения России. Тем не менее государству, бюрократии, политической элите приходится учитывать объективно существующие реалии внутри страны и на международной арене, а также настроение массовых групп российского общества [В. И. Пантин… 2007].
Среди наиболее важных тенденций внутриполитического самоопределения России можно отметить следующие. Прежде всего это сочетание политической централизации с усилением экономического, социального и культурного разнообразия различных регионов России [В. И. Пантин… 2007].
У нас огромная страна, главное сохранить сейчас целостность России, создавая такие условия, чтобы жители отдаленных районов не чувствовали себя ненужными, заброшенными.
В этой связи следует отметить, что особое значение для сохранения целостности Российской Федерации имеют процессы политического самоопределения на Северном Кавказе и в Татарстане. Оба эти региона испытывают сильное воздействие со стороны исламских стран, в том числе экстремистских политических сил, которые толкают и Северный Кавказ, и Татарстан к отделению от России [В. И. Пантин… 2007].
Заинтересованные
в ослаблении России некоторые силы
США и стран Европейского Союза
взаимодействуют с этими
В связи с этим очевидной становится потребность в разработке и реализации последовательной политики, направленной на более глубокую культурную, правовую, политическую и социально-экономическую интеграцию этих регионов с остальной Россией. При этом такая политика должна не только быть ориентирована на выравнивание уровня жизни в различных российских регионах и на обеспечение их динамичного экономического развития, но и всячески поддерживать умеренные течения в исламе и его взаимодействие с Русской православной церковью, а также со светскими организациями. Только на этой основе можно найти практическое решение проблемы социальной изоляции исламских радикалов и экстремистов, стремящихся к насилию и противоправным действиям. В современной России движение в этом направлении уже наметилось, но оно еще недостаточно устойчиво и нуждается во всемерной поддержке со стороны и общества, и государства [Кисовская… 2006].
Рассмотрим положение наших Дальнего Востока и Восточной Сибири, находящиеся вблизи Китая. Они испытывают значительное воздействие с его стороны, которое может привести сначала к экономическому и культурному, а затем и политическому отмежеванию этих регионов от России. Для противодействия этим тенденциям требуются разработка и реализация эффективной программы освоения природных богатств Восточной Сибири и Дальнего Востока, предусматривающей существенный подъем уровня жизни населения этих регионов, развитие там добывающей и обрабатывающей промышленности, борьбу с криминальными элементами в местных органах власти и активное стимулирование притока населения из Европейской России [В. И. Пантин… 2007].
Начиная с прошлого года правительство всерьез занялось решением этих проблем.
На новый уровень должно выйти экономическое взаимодействие региона и всей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона», — сказал он, потребовав от правительства к концу года подготовить программу действий по укреплению позиций России в регионе. «Она должна содержать прогноз долгосрочного развития Дальнего Востока с учетом потенциала наших восточных районов и интеграционных процессов в АТР», — подчеркнул президент, попросив особое внимание уделить соглашениям о свободной торговле [Мир, Экономика… 2010].
Политическое самоопределение России в настоящее время ставит вопросы перехода страны к инновационному типу развития, что в свою очередь предполагает комплексную модернизацию всех сторон общественной жизни – это целый ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов в экономической, социальной. культурной и политической сферах.
Модернизационный процесс в политической сфере имеет несколько аспектов. Во-первых, в результате экономических и социокультурных изменений на основе ранее существовавших этнических групп формируются нации. Во-вторых, перестраивается государственная власть и управление. Возрастают роль и значение права, происходит разделение власти на исполнительную, законодательную и судебную. В-третьих, в процессе политической модернизации расширяется участие широких народных масс в политике, Итогом политической модернизации должно быть формирование стабильной демократической политической системы [Ланцев С. А . стр. 57-79].
В
своих программных статьях
Публичная сфера — это сфера диалога, общения, коммуникации, это сфера договора с государством по общезначимым вопросам. Как только атрибут публичности начинает исчезать или ощутимо «уменьшаться», так сразу же на смену ему идут закрытость, коррумпированность, клановость и проч. [Никовская Л. И., Якимец В. Н.].