Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 00:21, реферат
Что в политическом управлении наиболее специфично? Политическое управление связано с наличием у субъектов политики различных противоречивых и даже конфликтных интересов, которые в той или иной степени осознаются и выражаются, что приводит к соперничеству в борьбе за принятие тех или иных решений или курса внутренней или внешней политики. Иначе говоря, возникает ситуация политико-властных отношений, участники которых, как правило, обладают не только несовпадающими интересами, целями, но и различными ресурсами.
1.Соотношение политики и управления: основные подходы
Что в политическом управлении наиболее специфично? Политическое управление связано с наличием у субъектов политики различных противоречивых и даже конфликтных интересов, которые в той или иной степени осознаются и выражаются, что приводит к соперничеству в борьбе за принятие тех или иных решений или курса внутренней или внешней политики. Иначе говоря, возникает ситуация политико-властных отношений, участники которых, как правило, обладают не только несовпадающими интересами, целями, но и различными ресурсами.
С процессуальной
точки зрения политико-
Наиболее развит
политический механизм
В качестве
посредников между гражданами
и управленческими структурами
выступают избираемые
Таким образом,
политическое управление
Механизм политического
управления можно
а) нормативном, т.е. как совокупность устоявшихся правил взаимодействия субъектов политико-властных отношений (например, для участия в выборах политику необходимо знать, в какой мере предложенные процедуры выборов способствуют действительному волеизъявлению граждан, формированию эффективно действующих представительных органов):
б) с точки
зрения возможностей и
в) динамичном,
когда политический механизм
изучается не в статике, а
во взаимодействии, в процессе
выработки, принятия, реализации
и контроля тех или иных
конкретных политико-властных
Несмотря на
все вышесказанное, может
Во-первых, они
не совпадают по объему. Обретя
импульс самонастройки и
Во-вторых. Один
и тот же предмет политология
и теория государственного
Каковы в этом отношении нынешние российские реалии? Сложилась ли здесь система политического управления?
В настоящий
момент Россия находится в
начале периода, который
2. История развития науки об управлении и основные школы управления
Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны классической школой управления.
Первых менеджеров в основном волновал вопрос об эффективности производства (технический подход). Свою деятельность они сосредоточивали на адаптации рабочих. В целях эффективности производства разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции и т.п.
Большинство исследователей
того времени полагали, что менеджмент
- это искусство. Такое понимание менеджмента
связано с тем, что не все работники по
своим параметрам подходят для руководящей
должности. Имеются определенные черты
характера и навыки, которые свойственны
всем преуспевающим менеджерам. Поэтому
многие исследователи приняли подход
при изучении личности с точки зрения
характера. Т.е. если установить черты
характера, свойственные менеджеру, то
можно найти людей, которые обладают такими
качествами.
Результаты таких исследований показали, что определить параметры по чертам характера невозможно, что даже такая вещь, как ум, в некоторых случаях может не иметь в менеджменте первостепенного значения. В итоге было установлено, что концепция черт характеров просто не срабатывает. В связи с этим и возник вопрос: есть ли наука менеджмент?
Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф. Тейлором (1856-1915), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления, как одной из основной школы управления. Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. В своих работах "Управление фабрикой" (1903) и "Принципы научного менеджмента" (1911) Ф. Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда.
Основополагающие принципы школы научного управления состоят в следующем: если я могу на научной основе отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино работу и человека, тогда я смогу получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Главная заслуга Ф. Тейлора состоит в том, что он как основатель школы научного управления разработал методологические основы нормирования труда, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Величайший вклад Ф. Тейлора в школу научного управления состоит в том, что он начал революцию в области менеджмента.
Становление школы научного управления, как науки об управлении также связывается с именами Ф. и Л. Джилбертов. Они провели исследования в области трудовых движений, усовершенствовали хронометражные методики, а также разработали научные принципы организации рабочего места.
К 1916 г. сформировалось
целое направление в
Разновидностью классической школы управления является административная школа управления. Она занималась изучением вопросов роли и функций менеджера. Считалось, что, как только определялась суть работы управляющего, легко можно было выявить наиболее эффективные методы руководства.
Одним из пионеров разработки такой идеи был А. Файоль (1841-1925). Он разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организацией: это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство, мотивация и контроль.
На базе учения А. Файоля в 20-е гг. было сформулировано понятие организационной структуры фирмы, элементы которой представляют систему взаимосвязей, серию непрерывных взаимосвязанных действий - функций управления.
Разработанные А. Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления, администрирования (отсюда и название административная школа управления). Не случайно американцы называют француза А. Файоля отцом менеджмента.
Суть разработанных им принципов управления сводится к следующему:
разделение труда;
авторитет и ответственность власти;
дисциплина;
единство руководства;
единство распорядительства;
подчинение частного интереса общему;
вознаграждение за труд;
баланс между централизацией и децентрализацией;
координация менеджеров одного уровня;
порядок;
справедливость;
доброта и порядочность;
устойчивость персонала;
инициатива.
Из других представителей административной школы управления можно выделить М. Блюмфилда, разработавшего концепцию менеджмент персонала, или управление рабочей силой (1917), и М. Вебера, предложившего концепцию рациональной бюрократии (1921). Он дал характеристику идеальных типов господства и выдвинул положение, согласно которому бюрократия - порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации
Основная черта классической школы управления (научной школы управления и административной школы управления) заключается в том, что существует только один способ достижения эффективности производства. Поэтому цель классических менеджеров состояла в том, чтобы обнаружить этот совершенный и единственно приемлемый метод управления.
Классическая школа управления - один из первых камней в фундаменте мировой управленческой науки. Однако это не единственное течение в развитии управленческой мысли.
Определенный прорыв
в области менеджмента, ознаменовавшийся
появлением школы человеческих отношений
(поведенческой школы
В начале XX в. ученые, изучающие поведение человека в трудовом процессе, были заинтересованы в повышении производительности труда не менее, чем любой из классических менеджеров. Они понимали, что, сосредоточив внимание на рабочем, смогут лучше стимулировать его труд. Предполагалось, что люди являются живыми машинами и что в основе управления должна лежать забота об отдельном работнике.
Р. Оуэн был реформатором
менеджмента в том смысле, что
он первым обратил внимание на людей.
Его идея состоит в том, что
фирма много времени тратит на
уход за станками и машинами (смазка,
ремонт и пр.) и мало заботится
о людях. Поэтому вполне разумно
тратить такое же время и на
уход за людьми (живой машиной). Это
внимание и забота о них, обеспечение
благоприятных условий для
Родоначальником школы человеческих отношений принято считать Э. Мэйо. Он обнаружил, что группа рабочих - это социальная система, в которой есть собственные системы контроля. Определенным образом воздействуя на такую систему, можно улучшить, как считал тогда Э. Мэйо, результаты труда.
В результате движение
школы человеческих отношений стало
противовесом всему научному движению.
Это связано с тем, что акцент
в движении школы человеческих отношений
делался на заботе о людях, а в
движении школы научного управления
- на заботе о производстве. Идея состоит
в том, что простое проявление
положительного внимания к людям
оказывает очень большое
Информация о работе Политическое решение: содержание, особенности, этапы принятия