Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 17:43, контрольная работа
Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, политическое прогнозирование, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.
1. Введение……………………………………………………………………………..стр.3
2. Основная часть………………………………………………………………………стр.4
3. Заключение…………………………………………………………………………стр.12
4. Литература………………………………………………………………………….стр.13
Политическое
прогнозирование – часть
Поисковый прогноз – определение возможных состояний того или иного политического явления, процесса, события в будущем, путем экстраполяции, наблюдаемых тенденций при условном абстрагировании от решений, способных видоизменить эти тенденции. Цель этого типа прогнозов – выявление и уточнение перспективных проблем, подлежащих решению средствами политического управления. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет в обществе при условии сохранения существующих социально политических тенденций?
Нормативный прогноз – определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта политического прогнозирования. Имеется в виду прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей. Такой прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого?
По периоду упреждения – промежутку времени, на который рассчитан прогноз, различаются оперативные (текущие), краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и дальнесрочные прогнозы.
Временная градация прогнозов является относительной и зависит от характера и цели того или иного прогноза. Тем не менее, такое разграничение необходимо. В политической области в соответствии с характером и темпами развития прогнозируемых явлений эмпирически установлен следующий временной масштаб: оперативные прогнозы – до полного месяца, краткосрочные – до одного года, среднесрочные на несколько (обычно до пяти) лет, долгосрочные на период свыше пяти и примерно до пятнадцати-двадцати лет, дальнесрочные – за пределами долгосрочных.
Однако
следует заметить, что в определенных
обстоятельствах в сфере политики диапазон
между кратко- и долгосрочностью сужается
до пределов ближайшего десятилетия.
Методологической основой прогнозирования служит материалистическая гносеология, согласно которой в объективном мире в принципе нет непознаваемых вещей, явлений и процессов, а могут быть лишь еще непознанные в настоящее время отдельные законы, стороны и факты действительности.
Объективная основа прогнозирования политических событий состоит в том, что их будущее заключено в настоящем, но только в возможности; новое содержится в старом (прошлом), но опять-таки только в возможности. Возможность существует объективно в самой действительности как скрытая тенденция ее дальнейшего развития. Следовательно, иного пути для прогнозирования будущего нет кроме познания реальной действительности, точнее, познания возможностей, тенденций, заключенных в настоящем состоянии политической системы. Научный прогноз, таким образом, раскрывает будущее политического события как нечто объективно обусловленное предшествующим ходом вещей. Однако оно не является предопределенным.
“Кто владеет прошлым, тот владеет настоящим” – эти слова отражают важный закон постижения, использования временной характеристики человеческого бытия в политических целях. Раскройте перед обществом прошлое – и оно иначе организует свое настоящее. Политическая борьба за знание прошлого, за его оценки -это составная часть всей политической Жизни общества. Прошлое, конечно, не может быть безусловным руководством для будущего, но оно помогает нам понять почему не сбылись некоторые из наших прогнозов, когда предполагали одно, а получали другое (вместо процветания кризис общества).
Если исходить из того, что будущее заключено в настоящем и прошлом, то могли ли мы ожидать изменении в сторону прогресса, когда записанные в программах КПСС преобразования оставались лишь благими пожеланиями? Реальность выглядела совершенно по-иному. Трезво мыслящие люди видели неизбежность наступления кризисных явлений в политической жизни общества. Ведь сама система органов государственной власти и управления, с одной стороны,. дублировала структуру партийного аппарата, с другой -не давала никакой возможности ни функциональных, ни структурных преобразований на местах. В результате -получили фактически полную окостенелость системы, ее неспособность к элементарным изменениям даже тактического характера.
Более того, социальные регуляторы общества – правовые и нравственные нормы – оказались (как следствие) догматизированными. Законы если и изменялись, то лишь в направлении дальнейшей зарегулированности общественно-политических отношений. Еще одно следствие. Политическая жизнь общества стала базироваться на принципе: “разрешено только то, что указано государственной властью”, “инакомыслие – тяжкое преступление перед государством и обществом”. Частная жизнь оказалась под контролем государственных органов и коллектива. Произошло тотальное огосударствление всей общественной жизни.
Здесь уместно обратиться к истории дооктябрьской (1917 г.) России. Ведь и тогда бытовала уверенность: в России трудно предсказать, что случится завтра, если даже то, что произошло вчера, становится предметов споров. Жизнь общества строилась примерно по такому принципу: Бог определяет будущее, а царь может переделать прошлое.
Правда,
прогнозы отрицательного характера
могут и не осуществиться, если будут
приняты меры к их “опрокидыванию”.
Положительное влияние на настроение
людей может оказать
Такова связь прошлого, настоящего и будущего в прогнозировании.
Именно
из фактов прошлого и настоящего строили
прогнозы относительно будущего России
выдающиеся русские революционеры,
поэты, писатели, ученые. В.Короленко
в своих письмах к А.
Русская литература XIX – начала XX вв. была полна предчувствий грядущих перемен. А.С.Пушкин чувствовал бунтарскую стихию в русском народе и предвидел возможность “русского бунта бессмысленного и беспощадного”.
Потрясающее впечатление производит стихотворение М.Ю.Лермонтова “Предсказание”.
Исторические катастрофы предчувствовал и третий великий русский поэт Ф.И.Тютчев. Он все время предчувствовал, что на мир надвигается страшная революция, предвидел в мире хаотическую, иррациональную, темную, ночную стихию.
Провидческими были стихи о России А.Блока.
Предсказательный характер свойствен и целому ряду произведений Ф.М.Достоевского и, в частности, о судьбе революции и социализма в России.
Катастрофическое мироощущение стало характерным для наиболее замечательных и творческих русских людей. Известный философ Н.Бердяев совершенно верно подметил, что “крепкая, устойчивая, классическая культура с ее перегородками, дифференциацией разных областей, с ее нормами и с ее духом конечности, боязнью бесконечности, очень неблагоприятны для предчувствий и предвидений. В России выработалась эсхатологическая душевная структура, обращенная к концу, открытая для грядущего”.
Важно подчеркнуть обстоятельство и другого плана. Уже после совершившейся революции в России Г.Плеханов и П.Кропоткин довольно точно предсказали судьбу социализма, который начал вводиться в стране, где еще не созданы культурные предпосылки. Известно разочарование П.Кропоткина в Октябрьской революции. Он, в частности, говорил, что “большевики показали, как не надо делать революцию”. Дело, конечно, не в перевороте, а в самом факте захвата власти и быстрого укрепления государственной системы, прежде всего – аппарата насилия. В апреле 1919 г. П.Кропоткин писал: “Согласно моему взгляду, эта попытка построить коммунистическую республику на основе строго централизованного государственного коммунизма под железным законом партийной диктатуры в конце концов потерпит банкротство. На России мы учимся, как нельзя вводить коммунизм даже с народом, который устал от старого режима и не оказывает активного сопротивления экспериментам новых правителей”. (Цит. по: Баландин Р. Не хаос, а свобода. // Неделя. – 1990. – № 2.).
Сказать, что за новыми явлениями, фактами и процессами развития настоящего стоит будущее, что в них имеется будущее, можно на основе законов развития объектов политического прогноза, вскрытых наукой.
Одним
из самых общих законов
Для успешного прогнозирования на основе законов необходимо глубокое знание их системы, механизма действия и использования.
История развивается по объективным законам, но творят ее люди. Они либо ускоряют, либо замедляют развитие истории в зависимости от того, учитываются ими эти законы или нет. Можно хорошо знать законы, но не уметь их использовать. Наблюдается и нежелание считаться с законами развития общественных процессов, что в конечном итоге ведет к субъективизму и авантюризму в политике.
Процесс познания законов весьма сложен хотя бы потому, что отношения людей, выражаемые законами, непрерывно изменяются. Например, политические отношения проявляются прежде всего как политические интересы. Поэтому в механизме действия системы социально-политических законов важную роль играет такой объективный фактор, как социально-политические интересы, потребности и стимулы, которые не являются раз и навсегда данные в неизменном виде. В прогнозировании важнейшее значение имеет информация о всех интересах, потребностях и стимулах различных слоев населения.
Важно
учитывать и то обстоятельство, что
законы, действующие в социально-
Если политические притязания класса, социальной группы, направляемые политическими партиями, учитывают объективный ход исторического процесса, то политические процессы будут развиваться без общественных потрясений. Чем меньше согласуются политические интересы с объективными закономерностями развития, тем больше вероятность непрогнозируемых потрясений и политических конфликтов.
Механизм действия социально-политических законов и механизм их использования различаются между собой, но следует четко представлять меру этого различия, его относительность. Механизм действия законов объективен, так как он будет функционировать независимо от того, знают о нем люди и пытаются ли его применить.
Механизм
использования законов в
Механизм действия и использования законов складывается из следующих основных звеньев:
• выработка политики, основанной на познанных законах;
• планирование и прогнозирование;
• выявление и разрешение противоречий;
• привлечение,
активизация и организация
• использование многообразных конкретных форм и методов осуществления требований законов.
Прогнозирование является обязательным условием в механизме действия законов, который предполагает целенаправленную деятельность людей. Для прогнозирования политических событий, процессов большое значение имеет знание политической обстановки, политической ситуации. Политическая обстановка – это совокупность факторов и обстоятельств, определяемая состоянием отношений “противоборствующих” сторон (политические партии, социальные группы и т.п.) и условий, в которых осуществляется процесс противоборства