Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 17:43, контрольная работа
Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, политическое прогнозирование, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.
1. Введение……………………………………………………………………………..стр.3
2. Основная часть………………………………………………………………………стр.4
3. Заключение…………………………………………………………………………стр.12
4. Литература………………………………………………………………………….стр.13
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Кафедра
истории
Контрольная работа
по Политологии
на тему:
«Политическое прогнозирование»
Выполнил: студент гр. Л-4
Рябчихина И.В.
Шифр 08168
Проверил:
Макеева С.В.
Орел,2009
Содержание
Введение
Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, политическое прогнозирование, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.
В связи с указанными причинами в настоящее время приобретают особую актуальность научные исследования политики, наращивание знаний о политической сфере, развитие теорий политики и политической деятельности. Этими вопросами и занимается наука о политике – политология. Являясь наукой о политике, политология анализирует в той или иной мере все связанные с ней процессы и явления, всю политическую сферу жизни общества.
Задачи политологии — формирования знания о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования.
Человек всегда стремился приподнять завесу грядущего и предвидеть ход событий. В основе интереса к прогнозу лежат достаточно сильные жизненные мотивы. Практика управления социально-политическими процессами подтверждает: чем выше уровень прогнозирования, тем эффективнее, результативнее планирование и управление. Для органов политического руководства иметь научно обоснованные прогнозы значит предвидеть ход развития политических событий.
Политическое прогнозирование, являясь важнейшим элементом управления, определяет основные направления развития политики, отражает всю совокупность сложных внешних и внутренних связей и зависимостей между различными сферами политической жизни.
В
целом в рассматриваемой сфере
важнейшей задачей
Основная часть
1. Необходимость и сущность политического прогнозирования
I. Термин «прогноз» (от греческого «прогнозис») означает предвидение, предсказание. Прогнозирование – это разработка прогноза.
В самом общем виде прогнозирование – это опережающее отражение действительности. Способность прогнозирования является интеллектуальной деятельностью человека, одной из главных функции человеческого сознания. Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущее которых он не знает, но они имеют важное значение для решении, принимаемых им сегодня. Поэтому он стремится проникнуть глазами ума в будущее (Платон).
Одним словом, всякая будущая ситуация в той или иной мере является неопределенной. И естественно стремление человека снизить уровень этой неопределенности (см. рис. 1).
Вопрос
о будущем России – в сущности,
основной вопрос сегодняшнего дня. Еще
никогда будущее не выглядело, по-видимому,
так неопределенно для наших людей; еще
никогда они не стремились в большей мере
эту неопределенность рассеять, так как
она многих пугает, сковывает энергию
и инициативу. Желание знать будущее страны
порождено вполне определенными обстоятельствами.
Поэтому выдвигаются десятки программ
развития общества.
Рис. 1. Позиция
неопределенности
В каждой утверждается, что реализация именно этой программы приведет к стабилизации общества и экономическому благополучию. Какую из них выбрать? Ведь ее оптимальность, обоснованность будет известна только в будущем. Но означает ли это, что уже сегодня субъект управления не может определить, какая из программ наиболее оптимальна? Обратимся к прогнозу.
Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках их осуществления. Процесс же разработки прогнозов называется прогнозированием. Прогнозирование – это специальные научные исследования конкретных процессов, явлений, событий, в итоге которых из одних, уже известных сведений о прошлом и настоящем, получают представление о возможных состояниях прогнозируемого объекта, т.е. получают другие знания.
Каждый прогноз разрабатывается так, чтобы избежать нежелательных результатов вероятностного развития событий и ускорения вероятного развития в желательном направлении. Прогноз как новое знание существует как бы в двух формах:
1) знания о свойствах объектов, существующих в действительности, наблюдаемых или ненаблюдаемых в период прогнозирования;
2) знания о свойствах объектов, несуществующих в действительности в период прогнозирования.
Необходимо выделить два аспекта прогнозирования: предсказательный, подразумевающий описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений, и предуказательный, предусматривающий собственно решение этих проблем, использование информации о будущем в целенаправленной деятельности. Следовательно, в проблеме прогнозирования можно выделить две стороны: теоретико-познавательную и управленческую, связанную с возможностью принятия на основе прогностического знания решения.
Объект
политического прогнозирования
очень широкий и сложный по
структуре. Поэтому понятие «политическое
прогнозирование» означает многогранную
и разноаспектную деятельность по проведению
специальных научных исследований и разработке
прогнозов многочисленных составляющих
политики, в сфере их разносторонних взаимосвязей
и взаимодействий, а также в области взаимосвязей
с другими сферами жизнедеятельности
общества: экономической, социальной,
духовной.
Типологизация политических прогнозов строится на различных критериях в зависимости от цели, задач, объектов, характера периода упреждения, методов и других факторов.
На основе проблемно-целевого критерия, то есть в зависимости от того, для чего разрабатывается прогноз, различают прогнозы поисковые и нормативные.
По
периоду упреждения – промежутку
времени, на который рассчитан прогноз
– различают оперативные (до 1 месяца),
краткосрочные (до 1 года), среднесрочные
(обычно до 5 лет), долгосрочные (до 15-20 лет)
и дальносрочные (за пределами долгосрочных).
Прогнозирование
в социальной сфере как научное
предсказание, предвидение будущего
состояния объекта требует
Прогнозирование охватывает все сферы жизнедеятельности людей. Одним из важных направлений прогнозирования общественного развития является политическое прогнозирование, объектом которого выступает политика (внутренняя и внешняя), а предметом – познание возможных состояний политических событий, явлений, процессов. В связи с этим целесообразно различать внутриполитическое и внешнеполитическое прогнозирование. Внутриполитическое прогнозирование (внутренняя политика) – это область взаимоотношений между классами, нациями и другими социальными группами. Для внутренней политики характерна прямая или косвенная связь с государственной властью Политика связана со всеми видами отношений между социальными группами, с системой различных политических отношений (борьба и сотрудничество классов, партий, наций и народов, революции, войны, выборы), а также с духовной, теоретической их формой, их идеальным выражением (политические взгляды, идеи, настроения, предрассудки, теории, программы, принципы). В сферу политики входят политические движения, политические отношения, политическое сознание и поведение, направление решении и действий социальных группировок и их лидеров внутри государства, выбор государством того или иного курса действий на международной арене и др.
Содержанием внутренней политики является деятельность государства, партий, всех элементов политической организации общества В свою очередь структура политической деятельности состоит из следующих элементов: субъекты политической деятельности –государство, классы, социальные слои, партии, политические лидеры (формальные и неформальные); объекты политики – внешние и внутренние, в том числе другие государства, экономика, географическая среда, идеология, право, культурная среда; цели политики и средства достижения политических целей.
Сложный характер политического развития делает особенно актуальной необходимость разработок с целью выявления, с одной стороны, перспективных политических проблем и оптимальных путей их решения в интересах оптимизации процессов управления политическими процессами, а с другой стороны – предвидения тех или иных политических событий, как желательных, так и нежелательных.
В сферу внутриполитического прогнозирования входит все содержание внутренней политики,
Необходимо различать два аспекта в области прогнозирования внутренней политики. Один из них связан с прогнозными оценками конкретных политических событий. Этот аспект имеет прикладной характер и на практике обычно осуществляется в процессе самой политической деятельности. Субъектом прогноза при этом выступают, как правило, государственные и политические органы. Другой аспект прогноза охватывает деятельность политических институтов общества и политические процессы, происходящие в нем. Разработчиком прогноза здесь выступает какой-либо научный коллектив, специализированный на изучении политической системы общества.
Внешнеполитическое прогнозирование – это прогнозы в области международных отношений и внешней политики. Международные отношения как область человеческого общения слагается из экономических, политических, правовых, дипломатических, идеологических, социально-психологических, культурных, научно-технических, торговых, военных и других связей и взаимоотношений между государствами, народами, социальными группами, партиями, организациями и даже отдельными личностями, действующими на международной арене.
На основе прогностических методов оценивается общая обстановка в мире, регионе, стране, изучаются тенденции, направления развития и факторы, которые [c.775] определяют то или иное событие, делаются попытки оценить новые возможные факторы развития. В прогнозировании международных отношении прежде всего рассматриваются отношения государств, а затем -прочих участников международной жизни.