Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 12:10, контрольная работа
Таким образом, политические отношения охватывают и сферу политической деятельности граждан, которая связана с участием граждан в управлении делами общества и государства, в осуществлении государственной власти.
Проблема участия личности в политике имеет много аспектов. Тематика данной контрольной работы посвящена раскрытию специфических форм политического поведения, значению и мотивации политической деятельности человека.
1.Теория
рационального выбора. Основное
положение данной теории
2.Мотивационные
теории политического участия.
К наиболее общим мотивам
Нормативный мотив обуславливает политическое поведение человека по правилам, диктуемым политической системой, без их соотнесения с личностными ценностями и установками. Поведение индивида основывается на признании силы власти, выработанном в процессе политической социализации. Подчинение политической системе рассматривается как исключительно правильная и ценная ориентация. Ролевые мотивы предопределяются той социальной ролью индивида в существующей политической системе.
Поведение человека с доминирующим ролевым мотивом напрямую связано с его социальным положением и собственной самооценкой. Чем ниже социальное положение, тем более вероятным становится радикальный настрой личности против существующей власти. 8
3.Теории социальных факторов политического участия. В рамках этих теорий исследуются взаимосвязь и влияние на политическое участие таких факторов, как институализация, уровень социально-экономического равенства и возможности социальной мобильности, стабильности и др. Так, С.Липсет и Д.Лернер предложили две модели взаимосвязи политического участия с другими факторами: либеральную и популистскую. Согласно либеральной модели, динамичное социально-экономическое развитие обуславливает сглаживание социального неравенства, а, следовательно, обеспечивает укрепление политической стабильности. Оба фактора оказывают влияние на демократический характер политического участия (направленность на укрепление, развитие демократической системы; институализация политической деятельности и т.п.)
При построении популистской модели исходят преимущественно из форм прямого участия, направленных на перераспределение имущественных благ и собственности. Усиление подобного участия препятствует экономической модернизации, ухудшает социальные условия экономического развития, ведет к подрыву политической стабильности. Нерешенные проблемы накапливаются ,увеличивая количество требований (и требующих), предъявляемых к политической системе, а значит возрастает и политическое участие. В результате политическое участие не ведет к укреплению политической системы, удовлетворяющей интересы различных социальных групп, а лишь дестабилизируют общество и политическую систему, препятствуя социальной и экономической модернизации. Популистская модель тесно связана с такими явлениями, как кризис участия в модернизирующихся обществах.9
Люди, интересующиеся политикой и активно участвующие в ней, составляют, как правило, меньшинство. Большинство же проявляет апатию и безразличие, что является характерным признаком многих политических систем. Такое участие называется иммобильным. Существуют различные причины этого положения. Так, многие люди выключены из политической жизни из-за низкого уровня личного развития, образованности. Они потеряли веру в собственные возможности, не верят, что могут повлиять на политические процессы. Выделяется группа апатичных граждан, которые не интересуются политикой. Они занимаются собственными проблемами и увлечениями, профессиональной карьерой. Некоторые из них считают политику скучной, непривлекательной, непонятной. Наблюдается отчужденность от политической жизни как результат заорганизованности политической системы. Люди разочаровываются в политике, так как не видят существенной разницы между политическими партиями и их программами. Они считают, что политические решения все равно будут принимать немногие, независимо от их участия в голосовании и других политических акциях. Они не ощущают личной выгоды от политики, считая, что она обслуживает лишь интересы элиты. Есть группы людей, настроенных враждебно к политической системе и ее институтам. Они занимают позицию бойкота, неучастия. На уровень политического участия влияют такие социальные факторы, как образование ,социально-экономический статус, возраст, пол, место жительства .профессия, доступ к политической информации, социально-экономическая ситуация. Пол существенно влияет на политическую активность человека. Женщины значительно меньше мужчин участвуют в политике. Это объясняется их в среднем более низким социально-экономическим статусом, большей обремененностью семейными делами, ориентацией политических культур на преимущественно мужское политическое участие и затрудненность политической карьеры и другими причинами. В то же время отрыв женщин от мужчин в неконвенциальном политическом участии значительно меньше, что объясняется стремлением женщин оказывать политическое влияние преимущественно через неконституционные, неофициальные каналы.
С определенным типом личности связано не только участие в политике, но и неучастие в ней и, в частности, такое явление, как абсентеизм. Он представляет собой уклонение граждан от участия в голосовании на выборах парламента, президента, местных органов власти и т.п., а также их сознательное неучастие в деятельности политических организаций (например, профсоюзов), если они формально являются их членами. Абсентеизм может быть обусловлен разными причинами: аполитичностью граждан, их равнодушием к политике, уходом в личную жизнь; разочарованием людей в политике, утратой доверия в ней, к претендентам на власть, к политическим институтам; низким уровнем политической компетентности избирателей, неуверенностью в правильности своего выбора; сомнениями в возможностях серьезно влиять на политику; низкой значимостью результатов выборов для граждан и т.д. Абсентеизм возникает на основе негативного или равнодушного отношения к власти. Он не охватывает факты неучастия в политике из-за доверия к государственному устройству, правительству, политическим лидерам. Часть граждан мотивирует свое неучастие в политике именно этими причинами, считая, что органы власти будут нормально функционировать и без их помощи. Такие люди обычно включаются в политическую жизнь в случае кризиса власти и обострения политических конфликтов.
В политической науке
Именно активное участие
Политическое участие является также одним из важнейших источников политических измерений, перехода политической системы из одного качественного состояния к другому.10
3. Факторы политического поведения
Политическое поведение и политические действия всегда осуществляются в определенной и ограниченной объективной ситуацией, имеет четкий пространственновременной контекст. Анализ такой ситуации - это исходный пункт установления цели самого действия и исходный пункт для тех кто пытается понять эти цели.
Объективная ситуация влияет на политическое поведение, влияет опосредовано, т.е. объективные условия осознаются и оцениваются субъектом. Поэтому когда мы говорим о факторах политического поведения мы говорим именно о том, что осмысливается и лишь потом превращается(воплощается) в определенные формы политического поведения и действия.
К таким факторам относятся11:
Социальные движения - это совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или сопротивления им. Иногда социальные движения становятся предвестниками нового строя жизни. Развитие общественных движения начинается с накопления беспокойства и недовольства в различных социальных слоях, эта неудовлетворенность существующим положением вещей не находит объяснения у прежних лидеров, не рассматривается традиционными интеллектуалами, поэтому появляются новые вещи, пророки, критики, т.е. появляются лидеры и идеологи движения. Вслед за эти возможна институализация движения, т.е. появление его организованных форм, возможно участие или даже провоцирование радикальных действий. Вслед за высшей точкой развития активности движения возможен его спад или даже дезинтеграция.
Механизмы развития движения:
Одним из этапов развития движения может стать возникновение политической организации, динамику движений связанную с возникновением организаций профессиональных политиков и аппарата управления политолог Михельс Роберт назвал железным законом олигархии. Концепция Михельса отражает проблему эффективности общественных и политических движений, такая эффективность требует распределения обязанностей, честного управления, т.е. организацией. Своеобразной платой за эффективность является утрата первоначального демократического, антибюрократического характера движения. 13
Политическая партия - это специализированная организованная группа людей, активных приверженцев определенной идеи. В этом смысле это этап развития общественного движения. Партия также это союзная организация представляющая интересы части народа и имеющая цель их реализации путем использования государственной власти. 14
Заключение
Во все времена политика
Политические знания нужны