Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 12:10, контрольная работа
Таким образом, политические отношения охватывают и сферу политической деятельности граждан, которая связана с участием граждан в управлении делами общества и государства, в осуществлении государственной власти.
Проблема участия личности в политике имеет много аспектов. Тематика данной контрольной работы посвящена раскрытию специфических форм политического поведения, значению и мотивации политической деятельности человека.
Введение
В
нормальном, цивилизованном обществе
политика осуществляется для людей
и через людей. Какую бы значительную
роль ни играли социальные группы, массовые
общественные движения, политические
партии, в конечном счете, ее главным
субъектом выступает личность, ибо сами
эти группы, движения, партии и другие
организации состоят из реальных личностей
и только через взаимодействие их интересов
и воли определяются содержание и направленность
политического процесса, всей политической
жизниобщества.
Носителем политических
отношений является и отдельная личность,
в частности, когда она вступает в отношения
с государством как гражданин государства,
участвуя в выборах, в работе различных
государственных органов, во всенародном
обсуждении законопроектов, либо как депутат,
представитель населения в органах государственной
власти.
Таким
образом, политические отношения охватывают
и сферу политической деятельности
граждан, которая связана с участием
граждан в управлении делами общества
и государства, в осуществлении государственной
власти.
Проблема участия личности в политике
имеет много аспектов. Тематика данной
контрольной работы посвящена раскрытию
специфических форм политического поведения,
значению и мотивации политической деятельности
человека.
1. Понятие политического поведения и его основные особенности
Политическое поведение - это любая форма участия в осуществлении власти или противодействия ей. Оно может охватывать участие в формальных организациях или движениях, включенность в различные элементы политической системы или сознательное отстранение от них.
Субъектами политического поведения могут быть индивиды и их объединения. К коллективным субъектам относятся1:
Индивидуальные и коллективные субъекты, тесно взаимосвязаны, важнейшие свойства субъекта, а именно способность осознать собственные интересы и сформулировать цели собственной деятельности, так вот эти важнейшие свойства по разному проявляются, как у индивидов так и у групп. Для коллективных субъектов это свойство зависит от сплоченности и организованности, наличие организации и лидера.
Субъекты политического поведения вступают между собой в различные отношения, как в конфликтные, так и в солидарные, для достижения своих целей они используют различные средства и методы. Выбор этих средств определяется не только целями, но и уровнем развития субъекта, культурными особенностями конкретного общества. При достаточной осознанности политического поведения, наличия цели деятельности можно говорить о политическом действии, т.е. сознательном и добровольном вмешательстве человека или группы в отношения власти.2
В сфере политики можно наблюдать все типы социальных действий (целерациональные, ценностнорациональные, традиционное как долженствование или как следование внешней норме). Кроме этого, действия в сфере политики имеют открытый и закрытый варианты проявления. Закрытый вариант - это бездействие, связанное с политическим бойкотом или политической апатией. Политические действия открытого типа могут иметь как позитивное, так и негативное содержание, т.е. подразумевать отказ от каких-то действий, прекращение участия в каких-то действиях
3.
О
политических действиях можно говорить
как о творческих или инерционных,
инерционные подразумевают
2.Содержание
и формы политического
участия
Использование в политологии термина «политическое поведение» обусловлено необходимостью разграничения действий субъектов политики, основанных на рациональных началах и элементов активности, продиктованных неосознанными или частично осознанными мотивами. Политическое поведение охватывает все проявления человеческой активности в сфере политики. Индивиды или социальные общности всегда каким-то образом ведут себя. Однако не всегда они при этом действуют. Если это поведение имеет осознанный и целенаправленных характер, то оно, несомненно, представляет политическое действие. Когда поведенческие акты имеют неосознанный или не вполне мотивированный характер, то они есть не что иное, как проявление бессознательного политического поведения. Соответственно этому в политическом поведении принято выделять:
- формы рациональных политических действий;
- формы бессознательного политического поведения.
Разграничительным критерием при этом оказывается принцип: поведение, не контролируемое сознанием, не является подлинным политическим действием, а его характер определяется иными психическими свойствами субъекта и особенностями конкретной социально-политической ситуации. 4
В политической литературе называются следующие основания для систематизации политического поведения:
1.По субъектам поведения – индивид, социальная группа, класс, нация, политическое движение, масса, толпа и т.д.;
2.По склонностям и психическим состояниям – поведение импульсивное, инстинктивное, эмоциональное, чувственное и по настроению;
3.По ситуационному контексту поведения – ситуации стабильные, кризисные, революционные, военные;
4.По организационным формам и нормам поведения – организационные, институциональные, неформальные;
5.По характеру отклоняющегося поведения – произвольное, случайное, неожиданное, неизбежное, стихийное;
6.По продолжительности поведения – единичный акт, явление или развивающийся процесс;
7.По остроте проявления поведения – борьба, протест, гнев, ненависть, бунт;
8.По степени целесообразности и успешности – функциональное, дисфункциональное, малоэффективное, конструктивное, дезинтегрирующее и т.п.
Термин «политическое участие» в политологии используется для обозначения преимущественно рациональных, осознанных форм политического поведения. Под политическим участием понимается участие граждан в формировании органов власти, в признании легитимности власти, в формировании проводимой правящей группой политики и в контроле за ее осуществлением. Основанием для подобного понимания политического участия является как наличие отношений власти и подчинения, так и тот факт, что посредством этого участия управляемые массы в рамках данных отношений могут заставить власти считаться со своими интересами.
К политическому участию можно отнести действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистскую деятельность, направленную на поддержание кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов. 5
Наиболее подробную
- ортодоксальное;
- неортодоксальное;
- политическое преступление.
К ортодоксальному относится участие, обеспечивающее устойчивость и функционирование политической системы, а также требования, предъявляемые к ней, выраженные в законных формах (петиции, лозунги, законные демонстрации).
К неортодоксальному отнесены несанкционированные действия, связанные с выражением требований или направлений (бойкоты, неофициальные забастовки).
В отдельный тип выделяются политические преступления, т.е. политическая деятельность с использованием нелегитимного насилия (незаконные демонстрации, захват помещений, захват заложников, насилие, саботаж, революции, войны).
Сходную позицию занимает
Политическое участие можно
- формы активного участия;
- пассивные, или иммобильные, формы участия.
На основании форм политического участия и степени активности можно выделить четыре типа политического участия (см. Таблица).
Таблица
Степень активности | Форма участия | |
Приемлемая | Неприемлемая | |
Активное участие | Предвыборная активность; участие в выборных органах; лоббистская деятельность; организационная деятельность (участие в политических партиях и органах); участие в политических демонстра-циях и других политических акциях. | Насилие; подкуп должностного лица; дезорганизация. |
Пассивное участие | Участие в голосовании; повиновение закону. | Пренебрежение к закону; нарушение закона. |
Политическое участие зачастую подразделяют на автономное и мобилизованное. Автономное участие – это свободная добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы. Такое участие предполагает достаточную политическую компетентность граждан и является необходимым условием реальной демократии. Мобилизационное участие имеет принудительный характер. Стимулами политической активности становится страх, административное принуждение, традиции и т.п. Как правило, мобилизованное участие направляется исключительно на поддержание политической системы и его целью является демонстрация преданности правящей элите, всенародного единства и одобрения и одобрения проводимой политики. Мобилизованное политическое участие характерно в большей степени для традиционных обществ (когда люди участвуют в политических акциях под воздействием руководства клана, национального комитета и т.п.), а также использующих угрозу различных санкций тоталитарных политических режимов. Однако нередко оно используется в специфических, преимущественно манипулятивных формах и в демократиях либерального типа, особенно в периоды избирательных кампаний, когда граждане привлекаются к избирательным урнам или кабинам с помощью различного рода развлекательных шоу, сладких посулов и обещаний, о которых быстро забывают после выборов.
Манипулятивное участие – разновидность мобилизованного участия. Оно имеет место при внушении массам с помощью пропаганды, дезинформации и других способов чуждых их интересам политических целей. Такого рода участие широко проявляется в националистических и сепаратистских движениях, например, когда их рядовые члены становятся средством реализации корыстных интересов и честолюбивых замыслов политических лидеров, использующих для этого различного рода мифы и утопические идеи. 7
В зависимости от степени вовлеченности гражданина в политику все типы политического участия делятся на акты низкой и высокой вовлеченности. Первые предполагают минимальную активность и основываются на соблюдении людьми своих гражданских обязанностей, голосовании и пассивном выражении мнения, например посредством социологического опроса. Вторые, акты с высокой вовлеченностью, включают поведение, требующее значительных экономических, психологических, физических и иных усилий. Они проявляются в участии в избирательных кампаниях, демонстрациях, партийно-политической работе и т.д.
В политологии выделяют следующие теории политического участия: