Применительно к институту
лидерства политический маркетинг
включает следующие основные
аспекты: формирование имиджа
лидера, сегментирование рынка, позиционирование,
воздействие на выбранную группу.
Работа над созданием имиджа
лидера становится центральным
моментом в деятельности современного
политика. Имидж является определяющим
фактором феномена политического
лидерства, ибо наделяет его
некоторым символическим смыслом,
отсутствующим в реальной жизни,
но необходимым для скрепления
сообщества последователей в
единое целое. Актуальность политического
имиджконструирования состоит в
том, что общество не является
однородным ни по образу жизни,
ни по ценностям, ни по своей
социальной структуре. И проблема политического
лидерства в современном обществе заключается
в том, чтобы найти объединяющее начало
и сплотить вокруг него представителей
разных социальных групп и слоев, признающих
значимость идей и программных целей,
провозглашаемых конкретным лидером.
Сегментирование рынка представляет
собой четкое разделение людей
на группы исходя из их политических
симпатий. Этот момент является
очень важным так как позволяет
выработать тактику действий
политического лидера.
Позиционирование - это выделение
той группы людей, к которой
политический лидер будет апеллировать
в первую очередь, т.е. занять
позицию в конкретном сегменте
рынка [3, c. 241].
Дальнейшее воздействие на
те или иные группы людей
осуществляется через СМИ, в
непосредственных контактах лидера
с потенциальными сторонниками,
а также при помощи групп
поддержки. Эффективными средствами
информационного воздействия являются
не только публичные выступления
лидера, но и политические плакаты,
листовки, письма избирателям, лозунги
политической кампании.
Ведущая характеристика современного
типа политического лидера - лидер
для публики. Этот тип политического
деятеля характеризуется повышенной
презентабельностью и отражением
тех черт, которые желают видеть
в нем его избиратели.
В конце XX века в развитии
современного общества и возникающих
проблем усложнения взаимодействия
субъектов власти в политическом
поле нарастает потребность в
защищающем, «рыцарском», типе лидерства,
принимающем на себя ответственность
выработки решений и осуществления
политического руководства. Сам политический
лидер, призванный публично выражать и
отстаивать интересы конкретной общественной
группы, в современном демократическом
обществе ассоциируется с образом рыцаря,
готового бесстрашно и безупречно отстаивать
интересы своего господина — электората.
Данный тип лидерства предстает альтернативным
существующему во многих государствах
типу отношений подчинения-доминирования.
В последние десятилетия
в развитии политического лидерства
обозначился ряд тенденций.
Институционализация лидерства
проявляется в том, что процесс
отбора политических лидеров,
их подготовка, движение к власти
и сама их деятельность осуществляются
в рамках определенных институтов.
Лидеры контролируются своими
политическими партиями, оппозицией,
общественностью. Все это ограничивает
в той или иной мере их
власть и повышает влияние
окружения на принятие решений.
Другая важная тенденция в
развитии политического лидерства
– концентрация активности лидеров
на экономических и социальных
проблемах. Формирование данной
тенденции обусловлено тем, что
обеспечение экономической стабильности,
укрепление социальной защищенности
граждан, рост благосостояния
нации, связанного с деятельностью
политического лидера, способствуют
росту его влияния, расширяют
число его приверженцев, ослабляют
позиции его оппонентов. Профессионализация
политики означает постепенное
превращение ее в профессию,
призвание, требующее специфических
знаний, навыков, опыта.
3. Показать, на чём основано
изложенное во многих источниках
суждение о том, что время
великих политических лидеров
безвозвратно ушло, и что в
современных условиях появление
таких фигур практически невозможно.
Причиной суждений об уменьшении
вероятности появления в современных
условиях выдающихся политических
лидеров, вероятно, является то, что
в настоящее время невозможно
единолично управлять государством,
как это делали Цезарь или
Наполеон. Современное общество
многократно усложнилось, увеличились
потоки информации и совершенствуются
технологии, в таком обществе
главенствующим звеном в управлении
является не сила и непоколебимость
духа, а владение информацией.
И современные политики консультируются
со специалистами, чья компетенция
в той или иной области выше
[1, c. 324].
С другой стороны, многие
из политологов и социологов
считают, что, всякий раз, когда
в жизни общества или государства
назревают серьезные перемены, на
первый план выходит особая
порода людей, которые отличаются
от остальных ярко выраженными
лидерскими качествами. Обычно это
прекрасные ораторы, мастера слова
и жеста. Это люди, которые обладают
способностью подчинять своей
воле других людей и привлекать
особые симпатии своих сторонников
и сограждан. Принято считать,
что такие люди от рождения
обладают неким особым свойством,
которое и получило в литературе
наименование “харизма”, – от
греческого слова harisma – благодать.
В политологии понятие харизмы
было впервые подвергнуто анализу
немецким социологом М. Вебером
(1864-1920). Он считал, что харизмой
следует называть качество личности,
признаваемое необычайным, благодаря
которому эта личность оценивается
как одаренная сверхъестественными,
сверхчеловеческими или, по меньшей
мере, специфическими особыми силами
и свойствами, недоступными другим
людям. Ф.Рузвельт, У.Черчилль, Ш.
де Голль, Ф.Кастро, Мао Цзедун,
- вот некоторые из харизматических
лидеров в XX веке. В Советском
Союзе харизматическими вождями
были, несомненно, В.И.Ленин и И.В.Сталин.
В начале 90-х годов несомненным
харизматическим лидером был
Б.Н.Ельцин. Как и все не слишком понятное
или даже сверхъестественное, харизма
может появляться и уходить неожиданно
и для самого лидера, и для его недавних
приверженцев. Интеллект, дар учителя,
проповедника или пророка рождали духовных
вождей, каждое слово которых почиталось
как откровение. Но есть вожди, которых
рождало не слово, а действие. Это люди,
у которых обнаруживалась колоссальная
внутренняя энергия, необычайная концентрация
воли, решительность и неутомимость [6,
c. 39]. Именно такая огромная внутренняя
энергия и неутомимость, а также призыв
к возрождению и подъему России породили
в своё время особое отношение многих
россиян к Владимиру Путину.
В аналитической литературе,
в СМИ дается предварительный
анализ того, как и почему именно
В.В. Путину удалось выдвинуться
на лидирующие политические позиции,
его политических пристрастий
и убеждений. Изучается его
жизненный путь, личные качества,
характер, деловая и политическая
карьера, своеобразие политического
имиджа, контакты, отношения, связи
с политической элитой, партиями
и движениями федерального и
регионального уровня.
Стремительная политическая
карьера В.В. Путина указывает
на один неоспоримый факт: у
него обнаружились очень большие
резервы личных способностей
и невостребованных ранее, в
иную социально-политическую и
нравственно-этическую эпоху, дарований
и качеств крупного национального
лидера.
Заключение.
В данной работе были рассмотрены
основные концепции политического
лидерства, наиболее значимые
определения и типологии.
Подводя итог вышесказанного
можно отметить, что политическое
лидерство следует рассматривать
не только как процесс взаимоотношений
между людьми, при которых одни
выражают и знают интересы
и потребности своих последователей
и в силу этого обладают
престижем и влиянием, а другие
отдают им добровольно часть
своих политических властных
полномочий и прав для осуществления
их целенаправленного представительства
и реализации, но и как власть.
Лидерство - способ организации
власти в гражданском обществе
с развитым политическим сознанием
всех или большинства его социальных
слоев. Члены гражданского общества
- мыслящие участники политической
жизни, поэтому они имеют возможность
сознательно выбирать себе лидера.
Опираясь на то, что общество
не может самостоятельно регулировать
свою деятельность, т.е. не может
обойтись без лидера, оно должно
создать все условия для подготовки
лидера, а также создать систему
контроля за лидером со стороны
средств массовой информации, разделения
властей, законодательства.
Политический лидер должен
опираться на решающие звенья
политической системы, иначе невозможно
его продвижение по политической
лестнице до самых ее высот.
Но в тоже время сама политическая
система не должна зависеть
от личных качеств политического
лидера, его слабостей и достоинств.
Иначе эта система не будет
демократичной, а скорее всего
будет прообразом будущей диктатуры.
Все политические формирования,
институты, и прежде всего государственные,
призваны во время пресекать
негативные устремления тех или
иных деятелей, а в случае необходимости
- заменять их новыми руководителями,
отвечающим потребностям общества,
требованиям законов и нравственности.
Список используемой литературы
1. Политология: Учебное пособие
/ Под ред. Тургаева А.С., Хренова
А.Е. - СПб.: Питер, 2005. - 560 с.
2. Политология: Учебник для вузов
/ Под ред. В.И. Буренко, В.В.
Жу-равлева. - М: Издательство «Экзамен»,
2004. - 320 с.
3. Сравнительная политология: Учебник
/ Под ред. Голосова Г.В. - СПб.: Питер,2001.
- 368 с.
4. Политология: Политическая теория,
политические технологии: Учебник
для студентов вузов/ Под ред.
Соловьёва А.И. - М.: Аспект Пресс,
2000. - 559 с.
5. Политология: Учебник / Под
ред. А.Ю. Мельвиль. - М: Издательст-во
«Проспект», 2004. - 624 с.
6. . Политология в вопросах и
ответах: Учебное пособие / Под
ред. Горелова А.А. - М: Эксмо
2009. - 256 с.
7. Политология: Учебник для вузов
/ Под ред. К.М. Нефедова - М: Из-дательство
«Набат», 2001. - 367 с.