Политическое лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 15:51, контрольная работа

Описание работы

Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, особое место занимает проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие посты новых людей, способных на преобразования в государстве и обществе и на проведение политики, удовлетворяющей потребности населения.
Лидер - (англ. - ведущий) - авторитетный член организации или малой группы, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социальных политических процессах, ситуациях.
Лидерство - один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид, или часть социальной группы, выполняет роль лидера, т.е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия.

Содержание

1. Специфика политического лидерства, его типы и функции 4
2. Политическое лидерство и политический маркетинг. Современные тенденции развития политического лидерства 9
3. Во многих источниках можно встретить суждение о том, что время великих политических лидеров безвозвратно ушло, и что в современных условиях появление таких фигур практически невозможно.Раскройте, на чем основана такая позиция и насколько она, по –вашему,верна 12
Заключение 14
Список используемой литературы 15

Работа содержит 1 файл

2013 политология.docx

— 26.34 Кб (Скачать)

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ  ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Филиал в г. Омске

 

Факультет Фин .- кредитный

 

Специальность: Бакалавр экономики

     (направление)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант 5

  Политическое лидерство.

по дисциплине политология

Студент: Жешутко    Екатерина

 

Юрьевна  

 

Курс: 1      

 

№ группы: 1     

 

Личное дело №  100.18/120253  

 

Преподаватель:

Политическое лидерство.

1. Специфика политического лидерства,  его типы и функции 4

2. Политическое лидерство и  политический маркетинг. Современные  тенденции развития политического  лидерства 9

3. Во многих источниках можно встретить суждение о том, что время великих политических лидеров безвозвратно ушло, и что в современных условиях появление таких фигур практически невозможно.Раскройте, на чем основана такая позиция и насколько она, по –вашему,верна 12

 Заключение 14

 Список используемой литературы 15

 

 Введение.

 Среди основных и самых  важных проблем общественного  развития в современном мире, особенно в России, особое место  занимает проблема политического  лидерства - поиска и выдвижения  на решающие посты новых людей,  способных на преобразования  в государстве и обществе и  на проведение политики, удовлетворяющей  потребности населения. 

 Лидер - (англ. - ведущий) - авторитетный  член организации или малой  группы, личностное влияние которого  позволяет ему играть существенную  роль в социальных политических  процессах, ситуациях. 

 Лидерство - один из механизмов  интеграции групповой деятельности, когда индивид, или часть социальной  группы, выполняет роль лидера, т.е.  объединяет, направляет действия  всей группы, которая ожидает,  принимает и поддерживает его  действия.

 Лидерство - универсальный по  своей природе феномен общественной  жизни. Оно существует везде  - в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в  компаниях и университетах, в  неформальных организациях, в уличных  шайках и массовых демонстрациях.  Лидерство присуще любой сфере  человеческой деятельности, для  существования и прогресса которой  требуется выделение руководителей  и ведомых лидеров и последователей.

 Важность проблемы лидерства  многократно возрастает в политической  сфере. Здесь концентрируются  властные интересы граждан, механизмы  противоборства или сотрудничества  политических лидеров, их последователей  и противников. Во многих странах  политическое лидерство есть  существенный, хотя отнюдь не  всесильный элемент в панораме  общественной жизни. Лидеры наиболее  значимых государств, политических  партий и движений обладают  таким влиянием, что о них знают  во всех уголках Земли. 

 В данной работе рассмотрим  основные аспекты по теме «политическое  лидерство»: его сущность, специфику,  типы и функции, современные  тенденции развития и др.

1. Специфика политического лидерства,  его типы и функции 

 Характеристика политического  лидерства должна исходить прежде  всего из понимания того, что  лидерство, как таковое, является  универсальным и неотъемлемым  механизмом функционирования любой  человеческой общности. Благодаря  ему, сообщество людей получает  дополнительные возможности для  усиления внутренней интеграции, повышения степени целостности  и, как следствие, укрепления  своей жизнестойкости.

 Лидерство является способом  внутреннего структурирования социальной  группы, выделения тех основополагающих  элементов, которые способствуют  реализации ими своих общих интересов. В этом смысле лидерство характеризует не только персональные качества осуществляющего эти функции лица (группы лиц), но главным образом их отношения с основной частью населения. Лидер - это элемент поддержания отношений «верхов» и «низов», их институциализации в целях самосохранения общности и осуществления ею своих интересов. По сути дела, лидер - это институт, связанный отношением ответственности перед населением [2, c. 120].

 Учитывая социальную природу  таких отношений, лидер наряду  со своими статусными характеристиками  отражает и наличие особых  нравственно-этических отношений  с населением, которые могут свидетельствовать  о том или ином уровне авторитетности  правления. Иными словами, деятельность  любого руководящего лица неизбежно  опосредована моральными оценками  населения, которые отражают тот  или иной уровень неформальной  поддержки его господствующего  положения. 

 Все названные общие свойства  лидерства присущи и его политической  форме. Однако для характеристики  сущности собственно политического  лидерства наиболее важное значение  имеют два компонента: статусный  и нравственно-этический. Первый  предполагает наличие формальных (официальных) возможностей, позволяющих  тому или иному лицу (группе  лиц) устойчиво влиять на власть, возглавлять реальный процесс  принятия решений, осуществлять  определенные должностные обязанности  и нести в их рамках определенную  ответственность. Второй, нравственно-этический  компонент, демонстрирует лишь  моральную ответственность руководителей  перед населением как условие  сохранения и стабильности политической  власти.

 Со своей статусной стороны  политическое лидерство выступает  как высший сегмент власти, достраивающий  пирамиду управления, как центр  принятия решений, который определяет стиль и характер деятельности всех других основных управленческих структур и организаций. В то же время наличие морально-этических связей лидера с населением придает организации власти дополнительные ресурсы для решения политических задач.

 Политический лидер, особенно  лидер общенационального масштаба, обладает и особым характером  общения с населением, опосредуя  этот процесс деятельностью особых  структур - аппарата управления, специализированных  политических организаций, например, партий, СМИ и др., которые создают  особые социальные коммуникации  власти и общества [2, c. 121].

 Выражая интересы крупных  социальных групп, политический  лидер в процессе осуществления  власти неизбежно решает различные  социальные задачи, играя множественные  роли, выполняя многообразные функции.  Причем в политическом пространстве  многофункциональный характер деятельности  лидера, сориентированный на сбалансированность  различных интересов, как правило,  придает его поведению корпоративно-групповой  характер.

 Наиболее полно функциональные  особенности политического лидерства  проявляются на общегосударственном  уровне. Здесь самая главная задача  этого политического института  состоит в осуществлении широкого  круга организационно-управленческих  функций, предполагающих многочисленные  действия по выработке, подготовке, принятию и реализации решений;  координации действий участвующих  в этом процессе структур; согласовании  интересов тех или иных звеньев  и т.д. 

 Высшее положение лидера  в структуре власти и управления  предполагает его целенаправленные  усилия по интеграции как общества  в целом (объединения масс), так  и усилению его солидарности  с политическими, прежде всего государственными, структурами и формами организации жизни.

 Заинтересованность лидера  как представителя власти в  усилении своего положения и  сохранении стабильности правящего  режима побуждает его стремиться  к минимизации конфликтов, умиротворению  политических дискуссий, снижению  напряженности конкуренции за  власть. Таким образом, политическое  лидерство - это в основном  фактор стабильности действующего  режима правления. 

 Как субъект особых нравственно-этических  отношений с населением политический  лидер выполняет коммуникативную  функцию, в рамках осуществления  которой он олицетворяет в  глазах общества персональную  и политическую ответственность  за гарантии прав и свобод  населения и, как следствие,  за совокупную деятельность режима.

 Близким по значению к  этой задаче является и такая  задача лидера, как мобилизация  активности населения на решение  тех или иных конкретных проблем  в государстве и обществе. В  данном отношении первостепенную  роль играет его личный авторитет,  умение вдохновить население  на те или иные солидарные  с режимом действия.

 Памятуя о том, что лидер  является высшим представителем  политического класса, следует указать  и на его функцию сплочения  правящей элиты, укрепления ее  внутренней целостности, повышения  конкурентной способности в отношениях  с другими, например оппозиционными, группировками [4, c. 112].

 Политический лидер способен  и к изменению своих качественных  характеристик, перерождению и  вырождению в иные политические  ипостаси. Так, в авторитарных  и тоталитарных государствах  хорошо видно, как лидирующая роль политика неизбежно трансформируется в поведение тирана или диктатора, который руководствуется только собственным видением ситуации и игнорирует влияние общественного мнения на политическую сферу.

 Многообразие выполняемых политическим  лидером задач, условий их осуществления,  а также иных внешних и внутренних  факторов деятельности находит  свое отражение в его типологии.  Можно сказать, что типология  политического лидерства является  одним из самых развитых теоретических  компонентов. Так, политических  лидеров различают по уровню  их контроля за властью (правящие  и оппозиционные), масштабу деятельности (общенациональные и региональные), стилю поведения (авторитарные  и демократические), характеру руководства  (формальные и неформальные), отношению  к социальным изменениям и  реформам (консерваторы, реформисты, догматики,  фундаменталисты), ролевым отношениям  к целям политического движения (идеологи, идеалисты, прагматики), отношениям  к противникам (соглашатели, фанатики) и т.д. 

 Классическую типологию политического  лидерства дал М. Вебер, который,  в частности, выделил следующие  типы:

- традиционный, он означает, что  люди занимают лидерское место  в связи с действием определенных  традиций и обычаев, господствующих  в конкретном (в основном доиндустриальном) обществе;

- рационально-легальный, при котором  лидер получает свой статус  в связи с действием определенных  политических (бюрократических) процедур  и механизмов (выборов);

- харизматический, предполагающий  наличие у соответствующих лиц  большого авторитета среди населения,  которое некритически воспринимает  этих лиц [5, c. 412].

 Американский ученый К. Ходжкинстон  также выделяет ряд типов политических  лидеров, а именно: лидеров-карьеристов,  ориентирующихся на достижение  личных эгоистических интересов  во власти; лидеров-политиков, действующих  в сфере власти в интересах  представляемых ими граждан; лидеров-техников, умело использующих аппаратные  структуры и механизмы в процессе  организации власти; и лидеров-поэтов, действующих в политике во  имя высоких целей, реализации  идеологических целей и ценностей. 

 Весьма популярна в науке  и классификация, предложенная  современной американской исследовательницей  М. Херманн. В частности, она  указывает следующие типы: лидер-знаменосец, обладающий высоким общественным  престижем; лидер-торговец, воплощающий  стиль поведения, позволяющий  ему вести торг по обмену  услуг на поддержку; лидер-служитель,  успешно действующий в рутинных  условиях во имя интересов  населения; лидер-пожарник, демонстрирующий  умение действовать в условиях  кризисов, и, наконец, лидер-марионетка, зависимый от воли и интересов  своего ближайшего окружения  [7, c. 67].

 Богатая политическая практика  способствует постоянному возникновению  в разных странах новых типов  политического лидерства. Особенно  заметны новые очертания типов  лидерства в переходных обществах,  где еще только выкристаллизовываются  новые связи и отношения в  сфере власти.

2. Политическое лидерство и  политический маркетинг. 

 Современные тенденции развития  политического лидерства 

 Понятие политического маркетинга  сравнительно недавно, но весьма  прочно утвердилось в политической  науке и практике. Суть концепции  политического маркетинга состоит  в том, чтобы попытаться объяснить  политику с позиций «политического  рынка». Так же как и товар,  имеющий цвет, форму, упаковку, политика  имеет свою программу, имидж,  семью, команду. Если о потребительских  характеристиках товара рассказывает  его этикетка, то политического  лидера представляют его партия, доверенные лица, предшествующая  деятельность, устоявшаяся репутация.  Также как и на рынке в  политике движущей силой является  конкуренция, и здесь предложение  превышает спрос - в России  президент в 1996 г. избирался  из 8 кандидатов. Таким образом, можно  сказать, что политика действительно  напоминает экономический рынок,  благодаря чему, собственно, и возник  политический маркетинг. 

 Политический маркетинг - это  совокупность разнообразных методов  изучения «рынка» (т.е. населения)  и эффективной коммуникации с  ним с целью воздействия на  политическое поведение граждан  [4, c. 211].

Информация о работе Политическое лидерство