Политическое лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:47, реферат

Описание работы

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.

Содержание

Введение. 3
Сущность и характерные особенности политического лидера. 4
Кто есть лидер? 5
Лидерство. 6
Окружение лидера. 9
Функции лидера. 11
Отличительные черты лидера. 12
Отличительные черты лидера и вождя. 14
Политическое лидерство. 16
Факторы влияния политической деятельности на личность. 17
Мотивация участия в политическом процессе. 18
Права и свободы личности. 19
Особенности политических лидеров. 20
Ключевые качества и способности современного политика и лидера. 21
Оценка трудностей и проблем на пути формирования лидеров и реализации лидерами своего призвания. 24
Заключение. 26
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

реферат по политическому лидерству.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Отношения лидера  и  его  коллектива  -  важный   аспект   новой, лидерской организации  власти.  Целеустремленность,  принципиальность, сознание   ответственности   перед   обществом    (или    управляемым учреждением),  понимание  его задач и запросов являются неотъемлемыми качествами лидера.  Они должны быть и у его окружения.  Эти  качества сплачивают  их  так  же,  как общее умение вести дискуссию,  сочетать стремление  к самоутверждению с интересами  коллектива  и коллег, положительно  относиться  к их заслугам.  Лидер должен уметь разумно, обоснованно и своевременно перемещать своих сотрудников и создавать условия для их профессионального роста, использовать их способности и возможности.

Управление политическими   процессами   настолько   связано    с управлением  кадрами,  что  глубокое знание способностей и психологии подчиненных и окружения оказывается  порой для  лидера  более  важным,  чем   собственный   опыт.  Он  должен  иметь  ясное  представление  о  проблемах,  которые  волнуют  его  работников,  и  считаться   с   их настроениями.

Хорошо, если  лидеру  удается создать в своем окружении <мозговой центр> - совет  наиболее  квалифицированных  экспертов  по  важнейшим  проблемам    политики.   Тогда   власть   располагает   компетентными  рекомендациями  и   консультациями,   результатами   так   называемой <мозговой  атаки>  - срочной и напряженной коллективной работы узкого или  более  широкого круга специалистов  для   решения   какой-либо неотложной  проблемы.  Современные государственные деятели и политики обычно   создают   в    центрах    власти    штаты    советников    и экспертов-профессионалов.  Они всегда  существовали  при государях в виде всевозможных государственных или тайных советов. Новизна состоит в   том,   чтобы заполнять такие учреждения  (разного  рода  Советы  безопасности,  комитеты и комиссии) не сановниками,  а знатоками. Так  решаются  не  только  отдельные  политические  задачи,  но и проблема  научной политики, которую в нашем столетии все так или иначе пытаются решить.

Функции лидера.

 

Карьера зависит не только от общих условий, но и от личных качеств лидера.  Его успех  возможен при осуществлении ряда  функций. Назовем некоторые из них.

Конструктивная функция - выражение интересов общества в  конкретной программе.  Она должна быть ориентирована на удовлетворение интересов всех  или  деятельного  большинства  общества,  притязаний   возможно большего  числа  людей  и групп,  но  при условии,  что они не будут ущемлять интересы других слоев общества.  Эта идеальная установка на практике  редко может быть  осуществлена,  особенно полностью,  без исключений.  Но сама по себе она - условие лидерства и его успеха.  Немало  реформ  и революций окончилось  неудачей  из-за  отсутствия своевременных, ясных и продуманных, понятных обществу и доступных для выполнения политических программ.

Когда в далеком 1517 г.  Мартин Лютер прибил на портале  церкви  в Виттенберге   свои   знаменитые   95   тезисов   о   злоупотреблениях католической иерархии и церковных властей,  он точно отразил в них настроение  отчаявшегося  от  нужды и преследований народа.  Лютер оказался подлинным лидером.  Идея религиозной и политической  реформы овладела  умами  и  всколыхнула  Германию,  а за ней и другие страны.  Лидер предлагает обществу свою программу и по  существу  вырабатывает ее совместно с обществом и лучшими выразителями его интересов.  Когда в 1917 г.,  через  400  лет,  в  другую  эпоху  великих  исторических перемен,  в  России  у власти оказалось Временное правительство,  его глава А.  Ф.  Керенский не сумел найти программы, которая отвечала бы чаяниям общества. И оно не пошло за Керенским, не ставшим лидером.

    Организационная функция  включает  создание   кадров   и   системы  управления,    сплочение   сторонников,   планирование   политических процессов и  действий,  практических  аспектов  политической  работы.  Лидер  формирует  аппарат,  распределяет  в нем обязанности,  создает условия  для  воспитания,  выдвижения  и  назначения   руководителей, контролирует  и  регулирует  отношения между ними,  ориентирует их на компромисс или на решительное изменение политики и замену руководства и др.

Координационная функция - согласование действий институтов власти, учреждений,  направлений их деятельности.  Лидер должен приводить их решения и политический выбор в соответствие с общественным мнением, с принятой в обществе системой ценностей.

Интегративная функция  -  сплочение  единомышленников,  окружения, общества вокруг программы лидера.

Отличительные черты  лидера.

 

Воспитание лидера  и  его  самовоспитание  предполагают тренировку умения вести за собой  людей, устанавливать отношения  с ними и на этой основе  организовывать  политическое  управление.  Лидера отличают не честолюбие, желание или умение выделиться и реальное превосходство, а подлинное   естественное   право   сильной,  волевой и одновременно интеллектуальной личности вести за собой людей.

Лидер должен соответствовать требованиям времени,  и не только он, но и его окружение,  которое способно его понять и поддержать. Немало лидеров-реформаторов не смогли проявить себя,  не встретив поддержки.  Лидер должен быть главой  своей  группы,  проводником  идеи,  которая может  завладеть умами общества или его значительной,  ведущей части.  Но и общество должно готовить себе лидеров. Воспитание элиты - важная общественная задача. Обучение хозяйственному управлению (менеджменту) создает условия для подготовки людей,  способных занять в государстве видные политические посты. Это и передача знаний, опыта анализировать ситуации,  и развитие управленческих навыков и качеств,  и воспитание ответственности,  и  обучение различным стилям управления,  общения с людьми,  умению изменять  стиль  и  приемы  руководства,  Лидер  (или будущий лидер) должен научиться принимать решения,  избегать крайних, безвыходных  ситуаций  либо,  напротив,  создавать   неизбежную,   но выгодную совокупность обстоятельств.  Он должен уметь, как говорил У.  Черчилль,  извлекать пользу из  самых  невыгодных  положений.  Особое искусство  лидера  -  обращать  в  союзников  скрытых  и  даже  явных противников.

    Лидер не    может   и   не   должен   бояться   рисковать,   ждать   гарантированного  успеха  или,  напротив,  полагаться  на   случайную победу.  Поскольку политика  -  цепь  неожиданностей,  ему предстоит преодолевать непредвиденные осложнения, маневрировать, быть готовым к временным неудачам,  но постоянно быть нацеленным на движение вперед.  Наше время и наша страна остро нуждаются в новом поколении лидеров  - со   стратегическим   мышлением,   неординарным   видением  ситуации, уверенностью в успехе. Такие лидеры нужны как в сфере политики, так и в сфере экономики.  Лидеры-новаторы призваны эффективно решать и новые проблемы,  и старые,  но иными методами.  Их мастерство  предполагает широкие связи с другими новаторами.  Они инициативны и восприимчивы к инициативе  других.  Такие  лидеры  при  всей  их  настойчивости   не подавляют.

 

Отличительные черты лидера и вождя.

 

Сочетание объективных  сил, политических обстоятельств, сложившихся  в  обществе  традиций  политической деятельности создает лидера,  но только при особом  его складе.  Иначе он  остается  руководителем, служащим,  хотя  и высокопоставленным.  Возможна,  впрочем,  и другая эволюция политики.

Личная преданность  главе общественного движения,  руководителю  - важное  условие  лидерства.  Но  если  лидера  связывают с окружением только  личные  отношения  или  даже  личная  зависимость,  лидерство перестает  быть  рациональным.  Тогда  в  политике  лидера доминируют подбор и укрепление преданного  ему  окружения,  а  ее  эффективность измеряется  прочностью  земляческих связей.  История знает простейший способ укреплять их - семейными,  кровнородственными,  родоплеменными узами,   а   в  более  поздней  и  современной  форме  -  дружескими, товарищескими,  земляческими.  Это приводит  к идейным,  партийным, групповым связям, что в свою очередь ведет к перерождению лидерства в вождизм,  самого лидера - в предводителя,  а его окружения -  в клан (узкую,  обычно замкнутую группу связанных круговой порукой людей), а необходимость постоянно поддерживать устойчивую  структуру группы  и более широкого окружения - в культивирование почти религиозной веры в непогрешимость главы клана,  будь то высший руководитель  страны  или партии,  ведомства,  учреждения,  народного движения. Закон, правовые нормы и критерии отношений в такой группе независимо от ее  масштабов отступают на второй план или игнорируются.

Основа перерождения лидерства в вождизм - в архаической  простоте патриархальных   отношений.   Сложный   механизм  современной  власти заменяется приказами,  желаниями вождя и повиновением последователей.  Общество  отождествляется  с  государством,  политика - с идеологией, воля вождя - с волей  народа,  истории.  Восприятие  действительности становится   иррациональным,   ибо   отношения  между  вождем  и  его окружением утрачивают разумные основы.  Вождь  прибегает  к  наиболее доступным  манипуляциям общественным сознанием,  которое воспринимает все новое как чужое и чуждое,  враждебное.  Иррациональным становится стремление  окружения  наделить  вождя необыкновенными способностями, необычайной мудростью  и  прозорливостью,  знанием  всего  того,  что должны  знать  его  близкие  и подчиненные и,  естественно,  страна и народ.

В отличие  от  вождизма  лидерство  не наследуется.  Каждый новый лидер рождается заново.  И хотя он  наследует  сложившееся  окружение (преемственность  власти необходима),  он должен быть носителем новых идей.  Новаторство  -  основа   чередования   лидеров   в   нормально функционирующей политической системе. Оно проявляется и реализуется в демократическом  механизме  регулярной  системы   смены   власти,   в периодических  выборах  новых  руководителей.  Закон  делает их смену обязательной,  и этот процесс функционирует как школа лидерства,  его совершенствования,  включая  и  подготовку,  и отбор,  и соревнование лидеров,  а главное - участие в этом политическом процессе  общества, по крайней мере его активных членов, участников политической жизни.

Постоянный социальный контроль за властью,  взаимный контроль трех разделенных  властей,  а  также  контроль со стороны средств массовой информации делают формирование лидеров весьма суровой  и  эффективной школой.  Такой  контроль  становится  особенно действенным,  когда он персонален.  Его цель - не вызвать интерес к личной жизни  лидера,  а уберечь  от соблазнов,  которых у него гораздо больше,  чем у рядовых граждан и даже у его ближайшего окружения.  Открытое  для  наблюдения общества правление лидера и его приверженцев оздоравливает и власть, и народ.

Совсем иначе сменяются  вожди.  Какими бы причинами ни была вызвана их смена,  новый вождь  невольно  наследует  технологию  власти  своих предшественников.  А так как среди них обычно бывает один, наделенный необыкновенными  качествами и овеянный легендарной  славой,  то  новый вождь  стремится  уподобиться  его образу.  Новое,  что он приносит с  собой,   нередко   сводится   к   поруганию   его   непосредственного  предшественника,   особенно   если  его  устранение  от  власти  было следствием специально организованных мер, а не естественных причин.

Поэтому и  механизм  передачи  власти  от  вождя  к вождю заключен внутри окружающего  их клана.  Чтобы пройти путь  до  вершины  власти, требуется  проникнуть  в  состав узкого круга лиц,  из которых кто-то может стать новым вождем.  Это тоже школа,  но школа вождизма, личной авторитарной  власти  и  личных  отношений.  Затяжная  карьера в этой политической и жизненной школе  приводит  к  геронтократии  -  власти престарелых.  Власть старейшин - одно из древнейших явлений политики.  Эта архаическая традиция (уважение к  старшим  в  семье,  в  роде,  в племени, в обществе) со временем приобрела монархические черты, когда власть князя,  короля,  царя,  императора автоматически переходила  к старшему в роде, в семье, и он правил до самой смерти.

Политическое лидерство.

 

Среди различных аспектов лидерства политическое лидерство  занимает особое  положение.  Его  отличительная  черта  -  неразрывная  связь с феноменом власти. Политическое лидерство, безусловно, шире, чем любая другая  форма  лидерства,  и  по  этой причине оно представляет собой особый род власти.  Это одна из самых высоких и самых  "охватывающих" форм  власти.  Власть  - главный ингредиент лидерства,  поскольку оно состоит в способности  одного  или нескольких  лиц,  находящихся на вершине,  заставлять других делать то позитивное или негативное,  что они, вероятно, не делали бы вообще.

Наряду с   формальным   существует   и  неформальное  политическое лидерство.  Лидер  может  не  занимать  высоких  государственных  или партийных  постов,  но  при  этом  оказывать  значительное влияние на политические события.

Политические  лидеры  играют  существенную роль в любом обществе. Именно поэтому данный феномен заслуживает тщательного исследования.  Ж.  Блондель писал,  что "необходимо заняться анализом большой группы лидеров,  пользующихся значительным влиянием, с учетом их  стартовой  позиции  и внешних условий.  В этой связи важно больше знать прежде всего о психологических качествах лидеров  применительно к  данной ситуации.  Также важно выявить институциональные механизмы, которые   "оркеструют"   потенциальное   влияние   лидеров,   помогая преобразовывать  цели  в  политические  шаги,  улучшая связь лидера с  населением  и  обратно.  Вот  почему   детальное   изучение   влияния  политических   лидеров,   их   качеств   есть   нечто   большее,  чем удовлетворение простого  любопытства  относительно  поведения  людей, руководящих  миром.  Эта задача прямо и неразрывно связана с попыткой обеспечить  условия,   в   которых   политическое   лидерство   будет совершенствоваться из поколения в поколение"1.

Факторы влияния политической деятельности на личность.

 

Участие в демократическом  политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности. По мере все более полного удовлетворения основных материальных потребностей человека, роста его культурного уровня, самосознания и самоуважения, будут развиваться потребности и интересы участия в общественно политической жизни. Всесторонне развитый человек это и активный общественный деятель. Чем дальше, тем в более широких масштабах общество будет сталкиваться с этой тенденцией. Предоставление личности возможностей для осознанного, активного участия в общественно-политической жизни это способ возвышения человеческого в человеке.

Информация о работе Политическое лидерство