Политическое лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:03, реферат

Описание работы

Понятие лидерства также старо как и человеческое общество. С развитием цивилизации оно получило не только индивидуально-личностную, но и коллективную форму ( партии, общественные движения, объединения и т.д.).
Лидерство, как социальное явление всеобще. Смело можно утверждать: там, где сложилась та или другая человеческая общность, должны появиться лидеры, т.е. люди, взваливающие на себя бремя объединения тысяч
Заключение

Содержание

Введение

1. Понятие политического лидерства

1.1 Политическое лидерство: основные трактовки и определения

1.2 Основные подходы к изучению политического лидерства.

2. Природа политического лидерства: основные концепции

2.1 Теория черт

2.2 Ситуационная концепция

2.3 Теория конституентов

2.4 Психологическая теория

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат пол. лид-во..doc

— 200.00 Кб (Скачать)

 

С точки зрения ситуационного подхода лидерские качества релятивны, относительны. Один человек может проявить черты лидера на митинге, другой — в повседневной политико-организационной работе, третий — в межличностном общении и т.п. В Целом же лидеров отличают главным образом целеустремленность, готовность взять на себя ответственность за решение той или иной задачи, а также компетентность.

 

Ситуационная теория не отрицает важную роль индивидуальных качеств личности, однако не абсолютизирует их, отдает приоритет в объяснении природы политического лидерства обстоятельствам. На основе этой концепции, подтверждаемой эмпирическими исследованиями, ряд ученых (Э. Фромм, Д. Рисмэн и др.) пришли к выводу, что в современном западном обществе большие шансы на успех имеет беспринципный человек, ориенирующийся на политическую конъюнктуру и не задумывающийся о нравственной значимости своих действий.

1.       Тогда появляется другая концепция лидерства, противоположная предыдущей:

2.       ситуационная теория лидерства. Авторы  “ситуацианизма” считали, что

3.       лидер может появиться в результате удачного сочетания ряда моментов – места,

4.       времени и обстоятельств. В различных жизненных ситуациях в социальных группах

5.       выделяются отдельные индивиды, которые превосходят других по крайней мере в

6.       каком-то одном качестве. И поскольку данное качество востребовано сложившимися

7.       условиями, постольку этот индивид становится лидером. Сторонники ситуационной

8.       теории рассматривают лидера как функцию определенной ситуации. Т.е. конкретные

9.       события, сложившиеся именно таким образом вынуждают человека проявить себя,

10.   великие события формируют великих лидеров из простых смертных. Лидерство

11.   зависит не от личности, а от стечения обстоятельств. Они также подчеркивают

12.   относительность качеств, присущих лидеру, и полагают, что разные обстоятельства

13.   могут требовать принципиально разных лидеров.

 

Однако такие выводы, как и ситуационная теория в целом подтверждаются далеко не полностью. Ограниченность этой концепции состоит в том, что она недостаточно отражает активность лидера, его способность правильно и своевременно оценить и изменить ситуацию, найти решение острых проблем.

 

            2.3.  Теория конституентов.

 

Уточнением, развитием и качественным обогащением ситуационной концепции явилась теория, объясняющая феномен лидерства через последователей и конституентов. «Именно последователь, утверждает Ф. Стэнфорд, — воспринимает лидера, воспринимает ситуацию и в конечном счете принимает или отвергает лидерство».

 

Достоинством такого подхода является рассмотрение лидерства как особого рода отношений между руководителем и его конституентами, выступающих в виде цепочки взаимосвязанных звеньев: конституенты — последователи — активисты — лидер. Лидер и его конституенты составляют единую систему. В современной науке круг конституентов лидера понимается достаточно широко. В него включаются не только политические активисты и все достаточно четко определившиеся приверженцы (последователи) лидера, но и его избиратели, а также все те, кто взаимодействует с ним, оказывает на него влияние. Анализ конституентов во многом позволяет понять и предсказать политическое поведение лидера, зачастую действующего вопреки своим собственным политическим привычкам, симпатиям и антипатиям.

 

В формировании и функционировании отношений «лидер-конституенты» особенно велика роль активистов. Именно они достаточно компетентно оценивают личные качества и возможности лидера, организуют кампании в его поддержку, выступают «приводным ремнем», связывающим его с массами, т.е. «делают» лидера.

 

Через конституентов проявляется воздействие на политику господствующей политической культуры и прежде всего ценностных ориентации и ожиданий избирателей. В демократическом государстве претенденты на роль политических лидеров могут рассчитывать на успех лишь в случае совпадения их имиджа с  ожиданиями большинства народа.

 

Имея немалые достоинства, трактовка лидера как выразителя интересов и экспектаций конституентов, подобно его ситуационной интерпретации, плохо работает при объяснении инноваций, самостоятельности и активности лидера. История свидетельствует, что некоторые весьма важные действия руководителей идут вразрез с интересами и ожиданиями приведших их к власти социальных слоев и сторонников. Яркий пример тому — политическая деятельность Сталина, который примерно за полтора десятилетия своего господства почти полностью уничтожил большевиков, ранее приведших его к власти, а заодно и свыше половины членов собственной партии.

 

Взаимодействие лидера и его конституентов — обоюдонаправленное, двустороннее движение. Причем лидеры могут в значительной мере менять свою социальную опору. Самостоятельность лидера по отношению к конституентам прямо зависит от характера политического строя, от степени концентрации власти в руках руководителя и от политической культуры общества в целом. Наибольшие возможности для субъективистской и волюнтаристской политики имеют лидеры в авторитарных и тоталитарных системах, где они могут порою поставить под угрозу само существование всей нации, как это пытался сделать, например, Гитлер накануне поражения нацистской Германии.

 

2.4.  Психологические концепции

 

Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации. Прояснить его субъективные механизмы помогают психологические теории и, в частности, психоаналитическое объяснение лидерства. Как считал основоположник психоанализа 3. Фрейд, в основе лидерства лежит подавленное либидо — преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. В процессе сублимации оно проявляется в стремлении к творчеству, в том числе и к лидерству.

 

У многих людей обладание руководящими позициями выполняет субъективно-компенсаторские функции, позволяет подавлять или преодолевать различного рода комплексы, чувство полноценности и т.п. Определенные психологические потребности отражает и подчинение лидеру. Субъективное принятие лидерства закладывается еще в детстве, когда ребенок нуждается в покровительстве и авторитете родителей. И в этом смысле авторитет руководителя государства подобен авторитету отца семейства.

 

Заметный вклад в развитие психоанализа внесли ученые франкфуртской школы Эрих Фромм, Теодор Адорно и другие. Они выявили тип личности, предрасположенный к авторитаризму и стремящийся к власти. Такая личность формируется в нездоровых общественных условиях, порождающих массовые фрустрации и неврозы и стремление человека убежать от всего этого в сферу господства и подчинения. Для авторитарной личности власть является психологической потребностью, позволяющей избавиться от собственных комплексов путем навязывания своей воли другим людям.

 

Обладание безграничной властью над другими, их полное подчинение доставляет такому человеку особое наслаждение. Оно является формой своеобразного садизма. Одновременно авторитарная личность имеет мазохистские черты – при столкновении с превосходящей силой такая личность восхищается ею и поклоняется ей. Слабость же других вызывает у индивидов авторитарного типа презрение и желание унизить их.

 

Такой тип поведения в психологическом смысле служит проявлением не силы, а слабости. Авторитарная личность, не имея подлинной внутренней силы, пытается убедить себя в обладании ею с помощью господства над другими. Эта личность иррациональна, склонна к мистике, руководствуется в первую очередь эмоциями и не терпит равенства и демократии. Она воспринимает других людей и мир в целом сквозь призму отношений силы – слабости, садомазохизма.

 

Эмпирические исследования, проведенные Ардоно и другими учеными, подтвердили реальное существование авторитарного типа личности, выявили ее некоторые новые черты. В целом же это направление психоанализа значительно расширило представления о внутренних мотивациях стремления к лидерству, хотя, конечно же, не исчерпывает все типы таких мотиваций. Как уже отмечалось, существуют и некоторые другие типы психологического отношения к лидерству, например игровой, инструментальный и др.

 

Совокупность различных интерпретаций позволяет увидеть разноодразные стороны политического лидерства, однако еще не дает его целостной картины. Попытку решить эту задачу, осуществить комплексное исследование лидерства представляет собой  интерактивный анализ. Он учитывает четыре главных момента лидерства: черты лидера; задачи, которые он призван выполнять; его последователей и конституентов; систему их взаимодействия, механизм взаимоотношений лидера и его конституентов. И все же создать единую, универсальную концепцию лидерства, по всей вероятности, невозможно, поскольку это явление чрезвычайно многообразно по своим проявлениям и функциям, зависит от исторических эпох, типов политических систем, особенностей лидеров и их конституентов и других факторов.

 

1. Теория черт (Ф. Гальтон, Э. Богардус). Лидерство этой теории рассматривается как чисто социально-психологический феномен. Лидер – это человек, обладающий особой совокупностью таких черт, как интеллект, характер, организаторские способности, коммуникабельность, такт, чувство юмора, умение привлекать к себе внимание и т.д. В этой теории игнорируется социальная природа лидерства, утверждается, что набор названных черт делает человека лидером автоматически.

 

2. Ситуационная концепция (Р. Стогдилл, Т. Хилтон, А. Голдиер), формулирует идею зависимости лидерства от определенных условий. Эта теория исходит из относительности и множественности лидерства. Лидер – функция определенной ситуации. Именно сложившиеся конкретные обстоятельства определяют отбор политического лидера и детерминируют его поведение. С учётом сложившейся ситуации человек, обладающий определёнными чертами, может стать лидером. В другой ситуации он никогда не станет им. Соответственно лидер вырабатывает в себе качества отвечающие конъюнктуре или «ситуационному спросу» и является своеобразным флюгером, действующим по обстоятельствам.

 

 

4. Теория конституентов (определяющей роли последователей) (Ф. Стэнфорд). Эта теория объясняет феномен лидерства через последователей и конституентов. Лидер всегда имеет последователей. Выдвижение лидера зависит от поддержки группы. Лидер – это инструмент в руках группы, которая его выдвинула для защиты своих интересов и превращает в марионетку, действующую по потребностям толпы и по её критериям. Главное значение приобретает не анализ деятельности лидера, а его последователей. Не раскрывая сущности лидерства, эта концепция рассматривает достаточно полно главную причину ослабления лидерства.

 

5. Компенсаторная теория политики рассматривает проблему лидерства на основе психоанализа (А. Адлер, Г. Ласеуэл). Стремление к лидерству, этой теорией рассматривается как стремление компенсировать свою личную неполноценность в какой-то области (физической, психической, моральной и т.д.). Борьба за власть (соответственно за лидерство) рассматривается как борьба за самоутверждение, за достижение ведущих позиций в обществе с целью компенсировать все свои переживания.

 

 

Подводя итог можно сделать вывод, что политический лидер – авторитетная, обладающая особыми политическими, профессионально-нравственными качествами и полномочиями личность, способная объединить и мобилизовать людей (социальными группы, государственные и общественные институты) на достижение социально значимых политических целей, решение актуальных проблем общественного развития.

В реальной жизни нет двух совершенно одинаковых политических лидеров. Однако у различных людей присутствуют схожие, типологические черты, поэтому в политологии предприняты попытки классифицировать лидеров по разным основаниям.

14.   Существуют многочисленные интерпретации понятия лидерства, каждая проводит

15.   нить своего понимания, но также оставляет несовершенное и в целом

16.   неадекватное объяснение природы лидерства. Многообразие теорий лидерства

17.   связано с тем, что в каждой из них внимание акцентируется на каком-то одном

18.   его аспекте. Мы можем выделить три основных концепции лидерства, основанных

19.   не только на теоретических представлениях, но и подкрепленных эмпирическими

20.   исследованиями.

Западные социологи предлагают от общетеоретических понятий

21.   политического лидерства перейти к исследованию лидерства в малых группах и,

22.   накопив на низком уровне знания, перейти на другой, более высокий уровень.

23.   Т.е. для того, чтобы ответить, что такое лидерство, надо провести

24.   исследование в малых эмпирических группах – лидерство в классе, в армии и

25.   т.д.

26.   Тогда появляется другая концепция лидерства, противоположная предыдущей:

27.   ситуационная теория лидерства. Авторы  “ситуацианизма” считали, что

28.   лидер может появиться в результате удачного сочетания ряда моментов – места,

29.   времени и обстоятельств. В различных жизненных ситуациях в социальных группах

30.   выделяются отдельные индивиды, которые превосходят других по крайней мере в

31.   каком-то одном качестве. И поскольку данное качество востребовано сложившимися

32.   условиями, постольку этот индивид становится лидером. Сторонники ситуационной

33.   теории рассматривают лидера как функцию определенной ситуации. Т.е. конкретные

34.   события, сложившиеся именно таким образом вынуждают человека проявить себя,

35.   великие события формируют великих лидеров из простых смертных. Лидерство

36.   зависит не от личности, а от стечения обстоятельств. Они также подчеркивают

37.   относительность качеств, присущих лидеру, и полагают, что разные обстоятельства

38.   могут требовать принципиально разных лидеров.

39.   3-я концепция отдает определяющую роль последователям лидера по методике

40.   изучения самих последователей при выявлении лидера, его конституентов –

41.   приверженцев, избирателей и, шире, всех политических субъектов,

42.   взаимодействующих с данным лидером. Вот что пишет Т. Одорман в своей книге

43.   “Авторитарная личность”: “Гитлер не случайно оказался у власти, сама нация

44.   авторитарна, – стремится к порядку, режиму, беспрекословному подчинению”.

45.   Но каждая из представленных концепций имеет определенные недостатки. Все больший

46.   вес в политической науке приобретают концепции лидерства, авторы которых

47.   стремятся учесть влияние всех факторов.  Поэтому в эпоху постмодернизма, для

48.   которой характерны решения проблем синтетическим подходом - плюрализм мнений,

49.   синтез противоречивых теорий и т.п., появляется интегративная теория

50.   лидерства.

51.   Современный американский политолог М.Херманн полагает, что “лидерство –

52.   многогранное понятие. Рассматривая его проявления, следует принять во

53.   внимание: 1) характер самого лидера; 2) свойства его конституентов; 3)

Информация о работе Политическое лидерство