Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:27, доклад
Политическое лидерство – актуальная тема политологии, важнейшая составная часть современного политического процесса. Научно-теоретическая и практическая значимость и актуальность данной проблемы намного возросла в связи с приходом на политический Олимп второго Президента РФ В.В.Путина. Персонифицированная оценка политического лидерства в современной России может быть несколько эмоционально, но точно, по смыслу переживаемого момента, выражена вопросом: Путин делает ситуацию или ситуация делает Путина? Ответ на этот вопрос требует серьезного анализа современного политического процесса, роли и значения его конкретных политических устроителей и его самого деятельного – Президента РФ.
В.Путин же приобретает
руководителя аппарата Правительства,
чей вес и активность явно достаточны
лишь для усердного выполнения указаний
сверху, но не формирования собственных
политических приоритетов. Впрочем, конечно,
многие должности обладают скрытой энергетикой
- после последних 8 лет пост главы аппарата
правительства будет сложно сделать малозначимым,
а пост главы администрации Президента
- сложно сделать подчиняющимся премьеру.
Реально же, вторым человеком
в Правительстве стал «обычный»
вице-премьер И.Сечин. В его сферу компетенции
попал ТЭК, формирующий основные доходы
бюджета и не только бюджета. Фактически,
сейчас в Правительстве за Сечиным формально
закреплена та роль, которую, по мнению
многих, он выполнял неформально, занимаясь
перераспределением собственности в ТЭК.
Кроме того, ему удалось осуществить ряд
важных назначений. Вместо нелояльного
министра связи Л. Реймана (получил утешительную
должность советника Президента РФ), бывшего
самостоятельным крупным игроком, появился
лояльный И.Щеголев, а вместо самостоятельного,
хотя и союзного в последние годы директора
ФСБ Н. Патрушева, появился давний протеже
И.Сечина - А. Бортников. Сам же Патрушев
получил назначение секретарем Совета
безопасности РФ, что в сложившейся системе
является разновидностью политической
пенсии. Ушел с поста руководителя Госнарконтроля
еще один сечинский оппонент - В.Черкесов,
получивший утешительную должность главы
агентства по вооружениям. На эту важную
должность (фактически, «ФСБ-2», использовавшуюся
как показывает практика для контроля
над основным ФСБ) назначен В.Иванов - с
некоторых пор человек Сечину не самый
близкий, но и не враждебный. Ушедший с
поста министра юстиции В.Устинов получил
взамен, фактически, самый статусный из
постов полпредов - в Южном федеральном
округе, к тому же ему не чужом, да и значимость
министра юстиции (главный актив которого
- ФСИН полтора десятилетия возглавляет
бессменный Ю.Калинин) не стоит переоценивать.
Сохранился и весь
силовой блок (кроме главы ФСБ)
- министр обороны А.Сердюков (дружественный
И.Сечину), министр внутренних дел Р. Нургалиев
(дружественный Н.Патрушеву), главы МИД
и МЧС С.Лавров и С.Шойгу.
В Правительстве
сохранили посты министр
К назначенцам Медведева
можно отнести буквально
Похожая ситуация сложилась
и в администрации Президента.
Последним по времени - но не последним
по значимости -- был переназначен В.Сурков
- главный путинский политический оператор
в течение последних лет. Более того, формально
Сурков оказался даже повышен - до поста
первого заместителя руководителя с поста
«обычного» заместителя. Замами стали
бывший пресс-секретарь Путина А.Громов
(пресс-служба, протокол) и бывший руководитель
Главного контрольного управления А.Беглов
(кадры, документооборот). Руководителем
управления внутренней политики остался
назначенец В.Суркова О.Говорун. Среди
руководства Администрации, фактически,
нет людей Медведева (С некоторой натяжкой
таковым можно считать А.Беглова - по крайней
мере, это не союзник Нарышкина и Суркова)
и свои посты сохранили даже те, кто в прошлом
году активно выступал против номинации
Медведева «преемником».
Некоторые близкие
люди были все же назначены: К.Чуйченко
- главой контрольного управления, М.Тринога
- советником Президента, Н.Тимакова - пресс-секретарем.
Таким образом, в
настоящее время можно
Стоит заметить, что
8 лет назад после назначения Путина
ситуация была несколько иной: Путин
сразу назначил целый ряд новых
зампредов главы администрации
Президента, существеннее обновил Правительство
- в частности, назначил «своего» директора
ФСБ и убрал с поста первого
вице-премьера некогда могущественного
Н.Аксененко. Особенно неприятной для
Медведева выглядит ситуация с администрацией
Президента, которая могла бы быть естественным
центром кристаллизации как новых людей,
так и новых идей «преемника». Впрочем,
пока это обстоятельство не выглядит трагическим:
при Путине значительная часть Правительства
(до уровня замминистра включительно)
и руководства госкомпаний была плавно
заменена в первые полтора года, а часть
старой элиты стала его друзьями (например,
те же А.Волошин, В.Сурков или В.Устинов).
Можно даже сказать, что время пока работает
на Медведева. Другое дело, что запас этого
времени ограничен до той поры, пока не
начнет приближаться 2012 г. с перспективой
возвращения Путина к власти.
В первый месяц пребывания
Д. Медведева на посту Президента
им сделано немного программных
заявлений: так, он обещал немедленно инициировать
судебную реформу. На совещании, посвященном
судебной системе, он заявил, что так
больше продолжаться не может: неправомочные
решения «по звонку» или за
деньги надо искоренять. Проблемы российской
правовой системы, действительно, хорошо
известны - равно как и их причины (использование
суда властями для политического и коммерческого
контроля) и технологии (возможность увольнения
практически любого судьи вышестоящей
«тройкой», равно как и отмены любого решения
суда, в том числе суда присяжных, вышестоящим
судом), при которых контроль над высшими
судами, большая часть состава которых
утверждена по представлению Путина, обеспечивает
контроль над судебной системой в целом.
В это же время было инициировано показательное
дело председателя Федерального арбитражного
суда Московского округа Л. Майковой. Против
нее был использован давно известный факт
улучшения жилищных условий, который теперь
трактуется как безнравственный. Интересно,
что Майкова, которой приписывают недостаточное
почтение к главе Высшего арбитражного
суда А.Иванову (протеже нового Президента),
отказалась добровольно уйти в отставку.
Таким образом, в ближайшие несколько
месяцев мы узнаем как суть предложений
Д.Медведева по судебной реформы, так и
то, к кому прислушивается нынешняя судебная
система, через чьи корпоративные процедуры
предстоит пройти Майковой.
В мае неожиданно обострился конфликт между акционерами ТНК-ВР (половина которой принадлежит BP, а половина российским акционерам - М.Фридману, В.Вексельбергу, Г.Хану и др.). Российские акционеры требую смещения Президента ТНК-ВР Р.Дадли, представляющего зарубежных акционеров, при том, что юридически корректной возможности обеспечить такое решение не видно. Российские правоохранительные органы объявляют о возбуждении уголовного дела по обвинению в неуплате налогов с неясными пока обвиняемыми против компании на довольно крупную сумму в 22 млрд. рублей. Параллельно вице-премьер И.Сечин демонстративно встречается с Г.Ханом. Так что, возможно, ситуация с продолжением российской «энергетики большой дубинки» окажется не меньшим тестом для нового Президента, чем декларации о судебной реформе.