Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:27, доклад
Политическое лидерство – актуальная тема политологии, важнейшая составная часть современного политического процесса. Научно-теоретическая и практическая значимость и актуальность данной проблемы намного возросла в связи с приходом на политический Олимп второго Президента РФ В.В.Путина. Персонифицированная оценка политического лидерства в современной России может быть несколько эмоционально, но точно, по смыслу переживаемого момента, выражена вопросом: Путин делает ситуацию или ситуация делает Путина? Ответ на этот вопрос требует серьезного анализа современного политического процесса, роли и значения его конкретных политических устроителей и его самого деятельного – Президента РФ.
ПОЛИТОЛОГИЯ!!!!!!!
Политическое
лидерство – актуальная тема политологии,
важнейшая составная часть
В теоретическом
плане политическое лидерство в
контексте президентства В.В. Путина
вновь поднимает так и не решенный
в научной литературе вопрос о
роли личности в истории, о границах
и возможностях влияния политических
деятелей на исторический процесс. Это
видно уже из очередной волны
актуализации обозначенной проблемы,
то есть проблемы выяснения “ситуация
делает политика или он ситуацию”.
Теоретическая неразрешенность
и запутанность оценок в исследовательской
литературе этого вопроса оставляет
место для дальнейшей его проработки,
но заметны новые веяния в этом
направлении, которые представлены,
например, гипотезой “планируемой
истории” А. Зиновьева. Согласно этой
гипотезы “мы живем в эпоху планируемой
истории”, эпоху беспрецедентно возросшей
роли политических деятелей в конструировании
социальных и политических систем и изменения
качества их участия в историческом процессе.
Если принять, разумеется, небесспорную,
но имеющую под собой рациональную основу
концепцию в качестве рабочей модели для
оценки института президентства РФ, его
конкретного исполнителя, если учесть
особенности российской политической
традиции по отношению к высшим политическим
деятелям, то многое в политическом лидерстве
В.В.Путина приобретает аксиологическое
и эмпирическое значение.
В аналитической
литературе, в СМИ дается предварительный
анализ того, как и почему именно
В.В. Путину удалось выдвинуться
на лидирующие политические позиции, его
политических пристрастий и убеждений.
Изучается его жизненный путь,
личные качества, характер, деловая
и политическая карьера, своеобразие
политического имиджа, контакты, отношения,
связи с политической элитой, партиями
и движениями федерального и регионального
уровня. При наличии значительного
материала по указанной проблеме,
на наш взгляд, нет работ анализирующих,
с одной стороны, политический и
социальный фон, в который погружен
В.В. Путин, содержание общественного
и элитно-группового сознания, подходы,
методы и способы, применяемые аналитическим
цехом к В.В. Путину как человеку
и политику. С другой – тенденции политической
деятельности самого В.В. Путина в контексте
политического лидерства в такой уникальной
в этом аспекте стране, как Россия, [c.13]
эволюцию его политических взглядов, наконец,
реальных и мнимых возможностей такой
политической фигуры в современном политическом
процессе.
Успех Владимира
Путина как государственного деятеля,
как политика и как человека удивил
многих наблюдателей. Некоторых вовлеченных
в политику или в бизнес людей
этот успех напугал. По мнению политолога
А. Цуладзе, Путин – это даже не политик,
а “энергичный новичок из чиновников
второго плана, выдвижение которого стало
возможным только потому, что Ельцин и
его режим исчерпали в своей кадровой
политике весь запас политических “звезд”.
Цуладзе считает, что “главной причиной
успеха этой новой генерации ельцинских
выдвиженцев является их исполнительность,
высокая работоспособность, мертвая хватка,
отсутствие каких-либо идеологических
установок, прагматизм и жесткость”. Это
вполне возможно, но чиновник второго
плана, назначенный премьером, если у него
нет больших внутренних ресурсов, соответствующих
способностей, станет всего лишь чиновником
первого плана. Это и произошло с Черномырдиным,
Кириенко или Степашиным, но не случилось
с Путиным. С.Пархоменко из “Итогов” писал:
“Одна из фундаментальных аксиом мирового
политического процесса, непреложность,
которой подтверждена опытом двух с лишним
столетий развития демократических режимов
Старого и Нового Света, состоит в том,
что сделать из вчерашнего серого чиновника
сегодняшнего всенародного лидера нельзя.
А громоздить одну на другую попытки опровергнуть
это правило – не только ошибочно, но и
преступно. Потому что случайные люди
вообще не становятся президентами великих
стран. Или Россия – страна недостаточно
великая?” Возвращаясь после победы Путина
на выборах 26 марта к этой своей мысли,
С.Пархоменко вовсе не пытается признать
свое заблуждение по отношению к Путину.
Нет, автор начинает доказывать теперь,
что своим ошибочным выбором Россия показала,
что она действительно страна “недостаточно
великая” и поэтому не может считаться
“полноправным членом “взрослых” мировых
держав”.
Предложенный тезис
о возможностях “серых чиновников”
отнюдь не является какой-то “фундаментальной
аксиомой мирового политического процесса”.
Во многих странах и Старого и
Нового Света демократические режимы
приходили на смену авторитарным
или даже тоталитарным режимам, в
которых все, кроме одного-двух лидеров,
превращались в “серых чиновников”,
в “винтики”. Но после крушения
тоталитарного режима в стране многие
из этих чиновников получали такие
возможности для выдвижения и
проявления своей личности, каких
у них никогда ранее не было.
И среди многих действительно
серых и незначительных, но случайно
возвысившихся людей могли
Владимир Путин
не любит много обещать, но всегда
держит слово. Он умеет доводить до
конца любое дело, даже самое неприятное.
Он жесток и решителен в достижении
цели, но не конфликтен, и не любит
открытых ссор. Успеха достигает не
прямым противостоянием, а путем
маневра. У Путина стальные [c.14] нервы,
он хороший организатор и сам
предельно собран и организован.
В. Путин очень осторожен и
не любит принимать быстрых
Еще в феврале 2000
г. группа психологов по просьбе газеты
“Известия” попыталась нарисовать психологический
портрет В. Путина. В их итоговой
характеристике сказано: “Путин относится
к прагматически мыслящим интровертам,
принимающим решения с опорой
на логику и организующим работу наиболее
рациональным способом. Это человек
серьезный, здравомыслящий, с чувством
ответственности. На таких людях
держится общество: они честно выполняют
свои обязательства и держат слово.
Обладают способностью сосредоточиться,
организовать дело надежно, довести
до конца. Отличаются четкими продуманными
взглядами, их трудно отвлечь в сторону
и зародить сомнения. По общей совокупности
качеств людей, подобных Путину, до
сих пор не было в высшем эшелоне
власти России, но сегодня именно такого
человека хотело видеть во главе государства
российское общество, и он соответствует
желаниям и ожиданиям населения
страны”.
В. Путина отличает высокий
уровень его способностей и интеллекта.
Однако некоторые из его недоброжелателей,
придирчиво разбирая статьи, выступления,
интервью и особенно книгу “От
первого лица. Разговоры с Владимиром
Путиным”, упрекают В. Путина в недостатке
эрудиции, в мелких неточностях, в
недостатке литературного, музыкального
или дипломатического образования.
Для политиков, которые
имеют дело с В. Путиным или
с Россией, было бы очень опрометчиво
исходить из оценок журнала “Итоги”
и полагать, что перед ними средний
и серый человек, ибо Путин
уже ясно показал всем свои качества
сильной личности. Его отличает умение
принимать трудные решения и
при этом брать на себя всю ответственность,
чего избегали так часто не только
Б.Ельцин, но и М.Горбачев. При опросах
среди избирателей в начале 2000 г. В. Путин
уступил Е.Примакову в таких номинациях,
как “осведомленность в вопросах внешней
политики”, “осведомленность в проблемах
страны”, “способность к планированию”
и “внимание к мелочам”. Г.Явлинский обогнал
других кандидатов на должность Президента
по “осведомленности в экономических
вопросах”. Но В. Путин явно выиграл у
всех по таким номинациям, как “упорство”,
“целеустремленность”, “смелость и решительность”,
“собранность в критических ситуациях”,
“готовность к неожиданностям”. В итоге
Путин получил самые большие оценки как
человек, “способный управлять государством”.
Е.Примаков занял в этой номинации лишь
второе место, а Г.Зюганов и Г.Явлинский
уступили В.Черномырдину.
Очень трудно судить
относительно нравственных качеств Владимира
Путина как государственного деятеля.
Люди, которые претендуют на то, что хорошо
знают Путина, дают ему нередко очень различные
оценки: “он стопроцентно надежен”, “совершенно
циничен”, “он сострадателен и человечен”,
“он абсолютно безжалостен” и т. д. При
этом в подтверждение тех или иных оценок
приводятся как разного рода житейские
истории, так и разного рода решения и
действия Путина в качестве главы государства.
Решения и действия крупного государственного
деятеля далеко не всегда могут диктоваться
одними лишь требованиями элементарной
нравственности: глава государства –
это не глава [c.15] церкви. Известно, что
и Ельцин и Горбачев, оказавшись в очень
трудных ситуациях, нередко просто уклонялись
от решения, перекладывая ответственность
на других. Сохранение “чистых рук” для
политика – не политическая, а этическая
оценка роли политического деятеля.
Сохранение значительного
влияния В. Путина на формирование новых
составов правительства РФ и администрации
Президента РФ было ожидаемым, а вот
незначительное влияние Д. Медведева
оказалось неожиданным.
Фактически Д. Медведев
не смог назначить своих доверенных
лиц ни на один ключевой пост, более
того, посты потеряли некоторые тактические
союзники Д. Медведева, в частности,
Л. Рейман и В. Черкесов. В Правительстве
ключевую роль занял вице-премьер
И. Сечин, расширивший свое влияние на
ФСБ. Неблагоприятно для Медведева складывается
ситуация и в нынешней администрации Президента,
которая при других обстоятельствах могла
бы стать центром кристаллизации новых
идей и новых людей.
Основным событием
2008 г. стало формирование нового правительства
РФ и новой администрации
Итак, в Правительстве
осталось два первых вице-премьера.
Одним них стал бывший премьер
В.Зубков, однако сфера его полномочий
- курирование сельского, рыбного и лесного
хозяйства - похожа на почетную отставку.
Другим первым вице-премьером стал И.Шувалов,
в начале 2000-х годов возглавлявший аппарат
Правительства, а до последнего времени
бывший спецпредставителем Президента
по G8. Его сфера ответственности значительно
шире: это почти вся внешнеэкономическая
деятельность, региональное развитие,
антимонопольная и тарифная деятельность,
инвестиционный фонд, управление федеральной
собственностью и др. Можно не сомневаться,
что Шувалов постарается наполнить свой
пост как можно большим количеством если
не распорядительных, то согласующих и
координирующих функций. Некоторые аналитики
видели в Шувалове ставленника Д.Медведева,
мы таких признаков не видим: наоборот,
в прошлом году Шувалов публично сомневался
в его «преемничестве». Скорее это «человек
Путина» - накопив за последние годы в
тени немало связей и мало конфликтов,
он постарается максимизировать и свое
влияние, и влияние правительства.
Большая часть формальных
полномочий Д.Медведева (в том числе «национальные
проекты») досталась вице-премьеру А.Жукову.
Вместе с тем, опыт слабой активности А.Жукова
в правительстве в последние четыре года
позволяет предположить, что он не сможет
всерьез повысить свой статус и закрепиться
перед министерствами в роли начальника
или посредника. Как нам кажется, не сможет
серьезно повысить свой статус и пониженный
с поста первого вице-премьера до «обычного»
неудавшийся «преемник» С.Иванов. Сохранил
свой пост вице-премьера, министра финансов
А.Кудрин - несмотря на свои активные очные
и заочные выступления в пользу неизменности
бюджетно-налоговой политики, проходившие
в последние месяцы на грани полемики
с руководителями страны. Вероятно, ему
пока удалось убедить Медведева и Путина
в своей правоте, тем более что его оппоненты
не имеют ресурса такого давнего и близкого
знакомства с ними.
Неожиданная «рокировка»
произошла между бывшим вице-премьером,
главой аппарата правительства С.Нарышкиным
и бывшим главой администрации Президента
С.Собяниным - они поменялись местами.
Назначенный в 2004 г. одним из замов главы
аппарата Правительства, С.Нарышкин в
том же году не только сменил своего шефа,
но и стал затем одним из самых могущественных
правительственных чиновников: попеременно
поддерживая то одну, то другую группу
интересов, вместе с тем вникая почти в
каждый вопрос, требующий согласования
(а формально согласование профильного
департамента аппарата Правительства
нужно почти везде). В сочетании с неплохими
деловыми качествами Нарышкин наработал
такой авторитет, что его включали в шорт-лист
«преемников». Куда менее успешно сложилась
карьера бывшего тюменского губернатора
С. Собянина, назначенного в конце 2005 г.
главой администрации Президента РФ. По
сути, он так и не смог сформировать собственную
команду и получить серьезный доступ к
ключевым политическим решениям. Впрочем,
важную роль он сыграл в качестве противовеса,
когда значительная часть администрации
Президента во главе с В.Сурковым увлеклась
собственной игрой в поддержку одного
из номинировавшихся «преемников» - С.
Иванова, не дождавшись окончательной
позиции В.Путина. Демонстративно устранившись
от такого активизма, Собянин сыграл немалую
роль в опрокидывании логики «самосбывающегося
прогноза», который пытались навязать
элите. Нарышкин очень усилился на прежнем
посту - возможно, слишком для нового премьера,
а Собянин был нейтрален - возможно, тоже
слишком для нового премьера. Теперь же
Д.Медведев получает в главы собственной
администрации того, кого можно охарактеризовать
как угодно, кроме того, что это человек
Медведева, человека активного и умеющего
выстраивать коммуникацию вокруг себя
- теперь, правда, ему придется это делать
вдали от привычного к нему бизнеса.