Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 00:39, реферат
Политический режим (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.
В современном мире есть 3 главных типа парламентских режимов:
Первый может быть описан как однопартийное большинство в парламенте, т.е. когда одна политическая партия постоянно настолько сильна, чтобы образовать правительство. Иногда такое правление называют “Вестминистерской моделью”, имея ввиду Британский парламент, в котором взятой партии достаточно 50 % голосов, чтобы образовать правительство на весь срок выборов.
Второй тип - это парламентская коалиционная система, когда кабинет министров формируется на основе коалиции (соглашения ) различных партий, из которых ни одна не имеет абсолютного большинства в парламенте. Коалиции могут быть долговременными (бывшая ФРГ) и недолговременными ( Италия ).
Третий
тип парламентского режима часто
называют консенсуальным. Он был предложен
одним из современных политологов Лайбхартом.
Он предложил концепцию консенсуального
парламентского режима для того, чтобы
обозначить режимы, существующие за счет
регионального или этнического большинства.
Допустим, в Бельгии, где фламандцы составляют
менее 15 % бельгийского населения и где
при парламентском или президентском
правлении франко-говорящее население
превратилось бы в людей второго сорта,
была изобретена система заранее спланированных
компромиссов, т.е. та ситуация, при которой
защищены права обеих лингвистических
групп. Для разрешения каких-либо спорных
вопросов обе стороны создают комиссию
из равного количества представителей
этих этнических групп и пытаются найти
компромисс.
Современная
демократия - это представительство
интересов, а не сословий. Все граждане
в демократическом государстве,
как участники политической жизни
равны. Равенство это двоякого рода
- равенство перед законами и равенство
политических прав. Современное демократическое
государство - это государство правовое,
в котором на практике осуществлено
разделение трех властей и созданы
реальные механизмы защиты прав и
свобод граждан.
НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ.
Недемократические режимы делятся на два типа:
- тоталитарный
-
авторитарный.
Тоталитаризм.
Тоталитаризм.
Понятие тоталитаризма происходит от
латинских слов “ TOTALITAS ”- цельность, полнота
и “TOTALIS” - весь, полный, целый. Обычно
под тоталитаризмом понимают политический
режим, основанный на стремлении руководства
страны подчинить уклад жизни людей одной,
безраздельно господствующей идее и организовать
политическую систему власти так, чтобы
она помогала реализации этой идеи.
Тоталитарными являются режимы, при которых:
- есть
массовая партия (с жесткой, полувоенной
структурой, претендующая на полное
подчинение своих членов
- партия
организована не
- доминирует
роль идеологии. Тоталитарный
режим - это идеологический режим,
где всегда есть своя “ Библия”
- тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.
- при
тоталитаризме существует
В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм.
Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными доля него достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.
Фашизм – правоэкстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение “народной души”, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.
Третья
разновидность тоталитаризма - национал-социализм.
Как реальный политический и общественный
строй он возник в Германии в 1933 г. Цель:
мировое господство арийской расы и социальное
предпочтение - германская нация. Если
в коммунистических системах агрессивность
направлена прежде всего вовнутрь - против
собственных граждан (классового врага),
то в национал-социализме - вовне, против
других народов.
И
все же тоталитаризм - исторически
обреченный строй. Это общество - самоед,
не способное к эффективному созиданию,
рачительному, инициативному хозяйствованию
и существующее главным образом
за счет богатых природных ресурсов,
эксплуатации, ограничения потребления
большинства населения. Тоталитаризм
- закрытое общество, не приспособленное
к современному качественному обновлению,
учету новых требований непрерывно
изменяющегося мира.
Авторитаризм.
Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.
Является
одним из наиболее распространенных в
истории типов политической системы. По
своим характерным чертам он занимает
как бы промежуточное положение между
тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом
его роднит обычно автократический, не
ограниченный законами характер власти,
с демократией - наличие автономных, не
регулируемых государством общественных
сфер, особенно экономики и частной жизни,
сохранение элементов гражданского общества.
Авторитарной политической системе присущи следующие черты:
- Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).
- Неограниченность
власти, её не подконтрольность
гражданам, при этом власть
может править с помощью
- опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.
- Монополизация
власти и политики, недопущение
политической оппозиции и
- Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.
- Рекрутирование
политической элиты путем введения в состав
выборного органа новых членов без проведения
дополнительных выборов, путем назначения
сверху, а не конкурентной электоральной
борьбы.
Исходя
из вышеизложенного, авторитаризм- политический
режим, при котором неограниченная
власть сконцентрирована в руках
одного человека или группы лиц, не
допускающих политическую оппозицию,
но сохраняющую автономию личности
и общества во вне политических сферах.
Авторитаризм вполне совместим с уважением
всех других, кроме политических, прав
личности.
Слабые стороны авторитаризма: полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов.
Достоинства
авторитарного режима: высокая способность
обеспечивать политическую стабильность
и общественный порядок, мобилизовывать
общественные ресурсы на решение определенных
задач, преодолевать сопротивление политических
противников.
Авторитарные режимы очень разнообразны. Это монархии, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др.
Монархии - уже исчезающая категория авторитарных режимов. Не все монархии авторитарны. В Европе (Великобритания, Норвегия, Дания, Бельгия, Люксембург, Испания) монархии в принципе являются парламентскими демократиями. Но когда говорят о монархизме, как о подтипе авторитарных государств, то имеют ввиду монархии в наименее развитых странах, где монархи являются действительными правителями (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия).
Военно-бюрократический режим авторитаризма обычно возникает в виде военной диктатуры, но в дальнейшем политическом развитии все большую роль начинают играть разного рода гражданские профессионалы. В правящей коалиции доминируют военные и бюрократы, отсутствуют какая-либо интегрирующая идеология. Военных и бюрократов обычно объединяет страх перед революцией снизу, поэтому устранение влияния на общество радикально настроенных интеллектуалов представляется им необходимым условием его дальнейшего развития. Данную проблему режим разрешает с помощью насилия и/или закрытия доступа интеллектуалов в политическую сферу через избирательные каналы. Примерами военно-бюрократических режимов были: правление генерала Пиночета в Чили (1973—1990), военные хунты в Аргентине, Бразилии, Перу, Юго-Восточной Азии. Пиночет утверждал: Ни один лист не шелохнется в Чили без моего желания. Генерал Мартинес (Сальвадор, 1932 г.) философствовал: Большее преступление убить насекомое, чем человека, жертвами его антикоммунистических чисток стали около 40 тысяч крестьян, в результате чего с индейской культурой в стране было по существу покончено. Лозунгом генерала Риоса Монтта (Гватемала) было: Христианин должен носить с собой Библию и пулемет. В результате его христианской кампании 10 тысяч индейцев были убиты и более 100 тысяч бежали в Мексику.
Корпоративный авторитаризм устанавливается в обществах с вполне развитым экономическим и социальным плюрализмом, где корпоративное представительство интересов становится альтернативой слишком идеологизированной массовой партии и дополнением к однопартийному правлению. Образцы корпоративного режима — правление Антониу ди Салазара в Португалии (1932—1968), режим Франсиско Франко в Испании. В Латинской Америке отсутствие широкой политической мобилизации масс не раз позволяло внедрять корпоративное представительство интересов.
Постколониальный авторитаризм в виде однопартийных мобилизационных режимов возникает после обретения бывшими колониями независимости, создается снизу в обществах с низким уровнем экономического развития. Как правило, постколониальная независимость является таковой лишь в формально-юридическом плане. Основой для мобилизации широкой общественной поддержки новому режиму чаще всего становятся националистические лозунги защиты независимости, затмевающие любые внутренние распри и конфликты.