Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 00:39, реферат
Политический режим (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.
Политический
режим (от лат. regimen — управление) —
совокупность методов, приёмов и форм
осуществления политических отношений
в обществе, то есть способ функционирования
его политической системы. Политический
режим характеризуется методами осуществления
политической власти, мерой участия граждан
в управлении, отношением государственных
институтов к правовым основам собственной
деятельности, степенью политической
свободы в обществе, открытостью или закрытостью
политических элит с точки зрения социальной
мобильности, фактическим состоянием
правового статуса личности.
Политический
режим — это совокупность средств и методов,
с помощью которых господствующие элиты
осуществляют экономическую, политическую
и идеологическую власть в стране; это
сочетание партийной системы, способов
голосования и принципов принятия решений,
образующих конкретный политический порядок
данной страны на определённый период.
Термин «политический режим» появился
в западной литературе еще в XIX веке, а
в широкий научный оборот вошел во второй
половине XX века. Исследователи насчитывают
в современном мире существование 140—160
различных политических режимов, многие
из которых отличаются друг от друга крайне
незначительно. Это определяет большое
разнообразие подходов к классификации
политических режимов.
В
европейской политической науке
наиболее широко распространено определение
политического режима, данное Ж.-Л. Кермонном,
которое часто используется и в работах
российских авторов: «Под политическим
режимом понимается совокупность элементов
идеологического, институционального
и социологического порядка, которые способствуют
формированию политического управления
данной страны на известный период».
В
американской политологии, в отличие
от европейской, предпочтение отдается
понятию политическая
система, которое считается более
значимым, чем политический режим. Сторонники
системного подхода довольно часто толкуют
понятие «политический режим» расширительно,
практически отождествляя его с «политической
системой». Критики такого подхода отмечают,
что политический режим — более подвижное
и динамичное явление, чем система власти,
и на протяжении эволюции одной политической
системы может смениться несколько политических
режимов.
Современные подходы к определению понятия
«политический
режим»
В
современной науке сложилось
две основные традиции осмысления понятия
«политический режим», одна из которых
связана с политико-правовым подходом,
сложившимся в юридической
Данный подход называют также политико-правовым и формально-юридическим. В его рамках основное внимание уделяется процедурным, формально-юридическим характеристикам функционирования системы политической власти. При использовании институционального подхода понятие «политический режим» сближается или даже сливается с понятиями «форма правления» или «государственный строй».
Институциональный подход традиционно был характерен для французского государствоведения. Исходя из него, выделялись следующие виды политических режимов:
Постепенно
эта типология стала
К этой группе можно отнести также подход американского политолога Г. Лассуэла и его последователей, рассматривавших политический режим как способ легитимизации политической системы.
В
рамках данного подхода
Характерными
представителями данного
В
рамках социологического подхода существует
значительное многообразие исследовательских
стратегий и вариантов
Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа.
Демократия
- (от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS
- власть ) - народовластие - это одна из
основных форм устройства любой организации,
основанной на равноправном участии ее
членов в управлении и принятии в ней решений
по большинству; идеал общественного устройства:
свобода, равенство, уважение человеческого
достоинства, солидарность и т.д.; социальное
и политическое движение за народовластие.
С момента возникновения демократия связана
с государством, а значит с принуждением,
и в лучшем случае является властью большинства
над меньшинством, а чаще всего формой
правления хорошо организованного привилегированного
меньшинства, в большей или меньшей степени
подконтрольного народу.
Демократический
режим - характеризуется высокой степенью
политической свободы человека, реальным
осуществлением его прав, позволяющим
ему оказывать влияние на государственное
управление обществом. Политическая элита,
как правило, довольно узка, но она опирается
на широкую социальную базу.
Характерные черты демократического режима:
В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.
При
прямой демократии все граждане сами
непосредственно участвуют в подготовке,
обсуждении и принятии решений. Такая
система может иметь практический смысл
только при относительно небольшом числе
людей, например, в общинных или племенных
советах или в местных органах профсоюзов,
где все члены могут собраться в одном
помещении для обсуждения вопросов и принятия
решения путем консенсуса или большинством
голосов.
Важным
каналом участия граждан в
осуществлении власти является плебисцитарная
демократия. Различие между ней и прямой
демократией состоит в том, что прямая
демократия предполагает участие граждан
на всех важнейших стадиях процесса властвования
(в подготовке, принятии политических
решений и в контроле за их осуществлением),
а при плебисцитарной демократии возможности
политического влияния граждан сравнительно
ограничены, например, референдумы. Гражданам
посредством голосования предоставляется
одобрить или отвергнуть тот или иной
проект закона ил другого решения, который
обычно готовится президентом, правительством,
партией или инициативной группой. Возможности
участия основной массы населения в подготовке
таких проектов очень невелики.
Третьей,
наиболее распространенной в современном
обществе формой политического участия
является представительная
демократия. Её суть - граждане избирают
в органы власти своих представителей,
которые призваны выражать их интересы
в принятии политических решений, в принятии
законов и проведении в жизнь социальных
и других программ. Процедуры выборов
могут быть самыми разнообразными, но
каковы бы они не были, выборные лица в
представительной демократии занимают
свои посты от имени народа и подотчетны
народу во всех своих действиях.
Демократические государства различны, но все они имеют общие объединяющие черты:
- Народовластие
- т.е. признание народа
- Правительство
основано на согласии
- Правило
большинства; признание
- Гарантии основных прав человека;
- Свободные и честные выборы;
- Равенство перед законом;
- Справедливое судопроизводство;
- Конституционное ограничение правительства;
- Социальный,
экономический, идеологический
- Ценности сотрудничества
и компромисса.
Разные формы правления демократических режимов.
Достаточно
распространенными формами
Отличительным
признаком президентской
республики является то, что президент
в ней одновременно выступает и главой
государства, и главой правительства.
Пожалуй, самый яркий пример президентской
демократии - это США. Исполнительная власть
сконцентрирована в руках одного правителя,
т.е. у президента США, который регулярно
через каждые 4 года избирается всем народом.
Президент назначает членов кабинета
министров, которые подотчетны только
ему, а не парламенту. Вот сущность президентского
правления. Это отнюдь не означает, что
президент- диктатор. Президент не имеет
законодательных полномочий. Вся законодательная
власть принадлежит высшему законодательному
органу США - конгрессу (палате представителей
и сенату). При исполнении своих полномочий
президент США в определенной ограничен
властью конгресса. Конгресс решает вопросы
бюджета, имеет право отменить любые назначения
президента США ( право вето ) и, наконец,
конгресс вправе начать процесс “импичмента”
, т.е. досрочного отстранения президента
от власти ( за измену, за нарушение Конституции
и другие преступления ).
Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов.