Политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:35, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с определением понятия политического режима, типологии политических режимов, а также с проблемами становления демократического политического режима. Указанные вопросы требуют сегодня серьезной теоретической разработки, осмысления.

Содержание

Введение
Политический режим: сущность, основные типы.
Эволюция политических режимов в России.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 42.39 Кб (Скачать)

Конец XX - начало XXI в. ознаменовались коренными изменениями политической карты мира. На многих континентах - в Европе, Азии, Африке, Латинской Америке пали тоталитарные режимы. В результате некоторые прежние государства распались (например, Югославия), другие - разделились (Чехословакия), третьи сохранились в прежних границах (Болгария или Венгрия), но везде характер государственной власти принципиально изменился, возникли новые по своей социальной сущности государства. Рассмотрим политический режим, сложившийся в современной России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политический  режим современной России

Статья 1 Конституции РФ определяет, что Российская Федерация есть государство демократическое. Но недостаточно только провозгласить государство правовым и демократическим (это делают и тоталитарные государства), главное обеспечить его устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия.

В литературе высказано мнение, что  «современная политическая действительность в России больше ассоциируется с  авторитарно-бюрократическим режимом, хотя и характеризующимся определенными  внешними, формальными атрибутами демократии». Конечно, было бы неправильно отрицать и некоторые достижения проводимых реформ, прежде всего связанные с  рядом таких демократических  завоеваний, как выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы РФ и региональных законодательных  органов, проведение референдумов, свобода  слова, расширение политических прав для  граждан, утверждение идей парламентаризма  и политического плюрализма, наличие  многопартийности, политической оппозиции, специфического разделения властей, института  импичмента и т.п.

Однако необходимо помнить о  том, что все названные демократические  институты и нормы имеют во многом формальный характер и сам  факт их существования еще не свидетельствует  о настоящей демократии. Важно, чтобы  они работали на общество, на интересы большинства граждан.

Весьма специфична российская многопартийность. Многие партии и движения находятся  в большей мере в виртуальном, а не реальном мире. Подчас общественное объединение представляет лишь самих  лидеров да небольшую группу лиц.

В сегодняшней России есть парламент - Федеральное Собрание РФ. Вместе с  тем полномочия его палат (Государственной  Думы РФ и Совета Федерации РФ) несколько  ограничены и не позволяют полноценно влиять на политическую ситуацию. В  частности, у нынешнего парламента по Конституции РФ контрольные функции  явно занижены.

В средствах массовой информации приводится большой перечень серьезных нарушений  прав человека в России в различных  областях экономической, политической, социальной, культурной, исправительной системе, в деятельности силовых структур.

Не самым лучшим образом отразилась на правах человека «сплошная суверенизация», развернувшаяся с начала 1990-х годов  на всем пространстве бывшегоСССР, а  затем и в границах Российской Федерации. Фактически идея прав человека объективно оказалась как бы принесенной  в жертву идее суверенитета. Одно заслонило  другое. «Стремление укрепить свободу  и независимость отдельных наций  и народов, проявившиеся в тенденциях сепаратизма, не способствовали упрочению  социально-правового статуса личности, соблюдению ее естественных и неотъемлемых прав». В результате положение индивида резко ухудшилось.

Во многих регионах стали фактом широкомасштабные нарушения прав человека, дискриминация людей по этническому  признаку, беженцы в собственной  стране, мгновенные превращения миллионов  граждан помимо их воли в «иностранцев». Мы видим, как порой интересы территориальной  целостности ныне суверенных государств ставятся выше всех иных нравственно-гуманистических  ценностей, в том числе и прав человека.

Следовательно, прямое действие Конституции  РФ вовсе не означает автоматической реализации ее норм о правах граждан, нужны конкретные процедуры, инструменты, содействие. Нынешнее государство, его  структуры проявляют крайнее  безразличие к правам и свободам человека.

Механизмы пресечения произвола далеки от совершенства. Отсюда нарушения  прав человека. Конституционные записи о правах и свободах человека как  высшей ценности, об их соблюдении и  государственной защите часто остаются лишь на бумаге и резко контрастируют  с действительностью.

Серьезные массовые нарушения прав человека были допущены в ходе восстановления «конституционной законности» в  Чечне, и, в частности, такого фундаментального из них, как право на жизнь, без  которого все другие права теряют свой смысл. Сначала это право  в течение длительного времени  грубо нарушалось (особенно в отношении  некоренного населения) самопровозглашенным  сепаратистским режимом, против которого надо было принимать срочные, но тщательно  продуманные меры, адекватные ситуации. С другой стороны, запоздалое и не во всем четко скоординированное  «наведение конституционного порядка» вооруженным путем обернулось большой  кровью, в том числе среди мирного  населения. Внутренний конфликт стал выходить за рамки, приняв характер жестокой войны  с тяжелыми жертвами и разрушениями, морально-политическими последствиями. Не исключено, что и недавние взрывы в московском метро - звенья все той  же цепи.

Все это оказывает шокирующее воздействие  на российскую и мировую общественность.

Резкое расслоение нашего общества на нищих и сверхбогатых также  не способствуют демократизации России.

Кроме того, в настоящее время  в нашей стране наблюдается явный  перекос в сторону прав в ущерб  обязанностям. В Конституции РФ обязанности  граждан отражены весьма слабо. В  ней зафиксирована лишь необходимость  соблюдать Конституцию РФ и законы, платить налоги, сохранять природу  и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, историческому  и культурному наследию, нести  военную службу, защищать Отечество (ст. ст. 15, 44, 57-59). В конкретных обстоятельствах современной России в целях усиления организующих начал обязанности граждан можно было бы, на мой взгляд, расширить и привести их в более гармоничное сочетание с правами. Между этими двумя полюсами не должно быть резких расхождений и несогласованностей.

И, наконец, мы не наблюдаем в современной  России реализации такого важного принципа демократии, как права беспрепятственного контроля за деятельностью властей  со стороны любого гражданина, группы граждан или общественного объединения. Приходится с сожалением констатировать, что власть в нашей стране в  значительной степени бесконтрольна.

Итак, можно утверждать, что идеи, заложенные в Конституции РФ, вошли  в плоть и кровь российской правовой системы. В главе 1 «Основы конституционного строя» раскрывается возрождение российской государственности. Однако дальнейшая судьба и развитие демократического государственного режима в России зависят от многих факторов, среди которых важное место занимают сохранение стабильности в жизни общества и решение острейших социальных проблем.

 

 

 

 

Заключение

Важнейшим элементом формы государства  является политический режим. Политический режим - это система методов и  средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в государстве, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму  правления и форму государственного устройства.

Политический режим выражает особенности  функционирования государственного механизма. При выполнении своего функционального  назначения органы государства взаимодействуют  друг с другом и населением, используя  определенные наборы средств и способов управленческого воздействия. Политический режим отражает уровень и формы  развития демократии, политический климат в стране в определенный период. Это связано с тем, что государство  занимает центральное место в  любой политической системе. Недаром  политические партии своей главной  целью ставят борьбу за обладание  государственной властью.

В науке существует множество классификаций  политических режимов. Однако наиболее общая классификация политических режимов следует классификации  политических систем: режимы демократические, авторитарные и тоталитарные.

В условиях авторитарного режима при осуществлении государственной власти акцент делается на методы пристрастной, открытой поддержки близких режиму организаций, на методы насилия, замаскированного нередко показным дозволением конституции разрешают свободу образования партий, но законы о партиях и иные законы допускают деятельность только тех из них, которые принимают установленную властями государственную идеологию. Выборы и референдум используются, но не имеют решающего значения для смены партий и должностных лиц у власти, их результаты предопределены существующей политической и идеологической ситуацией. Местное самоуправление может быть провозглашено, но его права ограничены, чаще всего полнота власти на местах принадлежит назначенным чиновникам, а нередко местных выборных органов нет. Разделение властей может быть упомянуто в конституциях, на деле этими же конституциями главенствующие позиции предоставлены исполнительной власти; она издает акты, имеющие силу закона.

Тоталитарный режим имеет несколько вариантов (фашистский, тоталитарный социализм, военный и др.), коренным образом отличающихся друг от друга (например, фашистский режим и режим тоталитарного социализма по ряду показателей антиподы). Вместе с тем есть и некоторые общие признаки. В условиях тоталитарного режима одним из главных методов является насаждение определенных институтов «сверху», безоговорочная поддержка «своих» структур без учета естественных процессов развития общества, принуждение, а то и прямое насилие. И то и другое нередко бывает прикрыто демагогическими заявлениями о благе народа, о создании самого лучшего, передового строя. В социальном отношении тоталитарный режим ориентируется не на широкие слои народа, на равноправие его различных социальных слоев, а особо выделяет какой-либо класс, например рабочий класс, расу или нацию (арийцев в фашистской Германии, белых при режиме апартеида в ЮАР), социальную группу (армию и особенно армейских офицеров при военном режиме в Нигерии), предоставляя им определенные политические и социальные преимущества.

В условиях демократического политического режима государственная власть широко использует методы поддержки и либерализма. Конституции закрепляют или предполагают принцип многопартийности, дозволяя деятельность как правящих, так и оппозиционных партий, выступающих против данного правительства с использованием мирных способов; выборы и референдум имеют решающее значение для определения воли народа и смены партии и должностных лиц у власти; государство поддерживает автономию и местное самоуправление как власть местных территориальных коллективов; признается и поддерживается разделение властей, причем законы не могут приниматься без участия высшего представительного органа; устанавливаются равные правовые (но не фактические) условия различных групп давления для влияния на политику правительства. Широкое применение находят методы компромисса (соглашения конфликтующих или имеющих разные мнения сторон) и консенсуса (соглашения при отсутствии возражающих), в частности существуют совещательные трехсторонние организации (например экономические и социальные советы), где представлены государство (чиновники), труд (профсоюзы) и капитал (организации предпринимателей). Провозглашаются демократические права и свободы и устанавливается либеральный порядок их осуществления. Если обобщить основные черты политического режима демократических стран, то их можно выразить следующим образом: разделение властей, политический и идеологический плюрализм, выборность, сменяемость и подотчетность государственных органов народу, независимость суда, решение вопросов большинством голосов и т.

 

 

 

 

Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека. Принята на 3-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. - 10.12.1998.

2. Международный пакт о гражданских  и политических правах. Принят  резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной  Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. Вступил в силу для СССР 23 марта 1976 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - №12.

3. Конвенция о защите прав  человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.). ETS №005 // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №31. - Ст. 3835.


Информация о работе Политический режим