Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:35, контрольная работа
Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с определением понятия политического режима, типологии политических режимов, а также с проблемами становления демократического политического режима. Указанные вопросы требуют сегодня серьезной теоретической разработки, осмысления.
Введение
Политический режим: сущность, основные типы.
Эволюция политических режимов в России.
Заключение.
Список использованной литературы.
Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему и т.п.
К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.
Таковы существенные черты демократического
политического режима, отличающие его
от авторитарного и тоталитарного
режимов. Знание вышеперечисленных
признаков имеет важное значение,
помогает четче ориентироваться
в квалификации системы методов,
приемов и средств
Однако сами демократические режимы
тоже могут быть неоднородными. В
частности, особыми их разновидностями
выступают либерально-
В качестве характерных признаков авторита
· отстранение граждан от участия в формировании высших органов государственной власти; вождизм;
· жесткое централизованное управление государственными делами, по существу, тотальный контроль государства над обществом;
· существенное ограничение провозглашенных демократических прав и свобод личности; отсутствие реального механизма обеспечения даже формально провозглашенных прав и свобод; преимущественное действие системы устрашения и запретов в общественной жизни (нередко создание чрезвычайных судов);
· произвол, незаконные репрессии, идеологическое подавление всех, нелояльно относящихся к правящему режиму; грубые нарушения прав человека; фактически бесправное положение граждан;
· обеспечение власти одной правящей партии с одновременным запретом других партий (не лояльных правящему режиму);
· возрастание роли карательных функций государства.
Установление авторитарного
Под воздействием факторов, влияющих на функционирование государственной власти (политических, экономических, международных и др.), политические режимы могут трансформироваться, приобретая или, наоборот, утрачивая те или иные признаки основных форм политического режима. В зависимости от этого различаются и некоторые другие формы политического режима. Так, разновидностями авторитарного режима являются деспотия и тирания - единоличная власть верховного правителя (деспота, тирана), не ограниченная законами и основанная на произволе и использовании преимущественно насильственных методов управления.
В политико-правовом значении тоталитаризм как форма политического режима характеризуется доминирующим положением государства по отношению к праву, неограниченной властью государства над обществом и личностью, внеправовыми методами осуществления власти, подавлением прав и свобод граждан и их объединений, диктатурой одной политической партии, идеологическим давлением на массы, преследованием инакомыслящих, опорой на милитаризацию государственной машины, полицейский аппарат и т.д.
Установление тоталитарного
В современных условиях правящие круги государств с антидемократическими режимами для поддержания своего господства идут на изменение установленных правовых норм, прибегают к неправовым, насильственным методам, нарушая даже элементарные права человека; в опасных ситуациях прибегают к политическому шантажу, репрессиям и террору, к прямому подавлению демократического движения.
Авторитарные режимы отличаются от
тоталитарных по следующим параметрам:
1) если при тоталитаризме
Особо следует сказать о переходных и чрезвычайных государственно-правовых режимах, которые, как правило, носят временный характер.
Переходные режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам.
Чрезвычайные государственно-
В качестве самостоятельной разновидности государственно-правовых режимов называют иногда либеральный режим. Однако этот режим был достаточно распространен в XIX в. Сейчас же он относится к числу переходных и имеет место лишь в странах с низким уровнем жизни основной массы населения (Индия, Филиппины), где жители вследствие своей культурной отсталости не могут осознанно пользоваться демократическими политическими институтами. Правящая в них социальная элита, опираясь на немногочисленную социальную базу, гораздо чаще использует методы насильственного воздействия, чем при демократических режимах.
Особенности политического режима России
Страна при тоталитарном и авторитарном политических режимах
Февральская революция 1917 г. в политическом отношении превратила Россию в одну из передовых стран мира, однако политическая система, покончившая с самодержавием, достаточно быстро превратилась в уродливые структуры «казарменного социализма». В политическом половодье 1917 г. начали складываться предпосылки тоталитарного режима, который сформировался в конце 30-х гг. и достиг своего апогея в 40-е и начале 50-х гг. ХХ в.
При этом надо иметь в виду, что наиболее близко к «чистому» типу тоталитаризма СССР подошел в годы правления Сталина (1927-1953 гг.). Большевистская диктатура эпохи Ленина и первых лет после его смерти, как и постсталинский режим менее соответствовали «идеальному типу», чем сталинизм, эти периоды можно обозначить как авторитарные политические режимы. Характерно, что и в годы сталинизма многие демократические принципы и права были закреплены в Конституции СССР 1936 г., других законах, но в реальной жизни они грубо попирались. Как правильно замечает В.М. Сырых, Конституция СССР, будучи прогрессивной по своему содержанию, конституционным нормам и принципам, не имела решающего значения в жизни общества, в деятельности государственных органов власти и управления, в регулировании общественных отношений. Конституция СССР никак не повлияла на развитие волюнтаристских методов управления экономикой, на укрепление и реальное действие суверенитета союзных республик, на прекращение в стране массового террора и насилия.
Все негативные явления в деятельности советского государства, проявившиеся до принятия Конституции СССР 1936 г., сохранились и весьма успешно развивались и в последующие периоды. Так теоретики тоталитарного режима эпохи Сталина, выдвинув идею об усилении классовой борьбы по мере социалистического строительства, создали идейную основу для обеспечения общественных преобразований (обобществления производства, индустриализации народного хозяйства, коллективизации села и т.д.) средствами террора гражданского населения.
В СССР при тоталитарном и авторитарных политических режимах никакой речи не могло быть о фактическом соблюдении таких принципов права, как разделение властей, равенство граждан перед законом и судом, федерализм, неприкосновенность личности, презумпция невиновности и др. Не случайно в литературе советскую политическую систему обозначают как политическую систему номинального конституционализма. При этом следует отметить, что тоталитарный режим характеризуется широким применением насилия, в том числе и идеологического.
Тенденции к его становлению наметились сразу же после Октябрьской революции 1917 г. и получили быстрое развитие в период укрепления сталинского политического режима. В стране утвердилась номенклатурная система рекрутирования политической элиты. Составляя относительно всего населения страны незначительную социальную группу, номенклатура заняла все ведущие посты в КПСС и советском государстве. Вхождение в номенклатуру осуществлялось не на основе конкуренции, альтернативных демократических выборов, а путем отбора угодных высшим властным инстанциям людей, что породило массу негативных последствий. Хрущевская «оттепель» внесла известные коррективы в политическую жизнь страны. Произошла смена верхних этажей правящей элиты, был развеян культ личности.
Прямым продолжением этого явилась «перестройка». Из руководства М.С. Горбачевым были удалены наиболее консервативные государственные и партийные деятели, но выправить положение дел без применения кардинальных мер по реорганизации партийно-государственного аппарата становилось невозможным. Между тем как правящая элита, заботясь прежде всего о сохранении за собой высоких постов, меньше всего думала об этом. К тому же в ее рядах нарушилось единство. Это главным образом явилось причиной поражения элиты в памятные политические события августа 1991 г., приведшие в конечном итоге к разрушению СССР.
Таким образом, в СССР в ХХ в. длительное время (на протяжении 70 лет) господствовали тоталитарный и авторитарный политический режимы.
Советская форма тоталитарного
режима отличалась административно-командными
методами руководства обществом: закрепление
руководящей роли (а по существу
признание диктата) партии в политической
системе общества; примат интересов
государства над интересами личности
и отсутствие какой бы то ни было
ответственности государства
Однако нельзя забывать, что отечественная
история в указанный период - это
не только подавление большевиками оппозиции
в обществе и в собственных
рядах, превращение партийно-