Политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:35, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с определением понятия политического режима, типологии политических режимов, а также с проблемами становления демократического политического режима. Указанные вопросы требуют сегодня серьезной теоретической разработки, осмысления.

Содержание

Введение
Политический режим: сущность, основные типы.
Эволюция политических режимов в России.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 42.39 Кб (Скачать)

Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что  она дает больше возможностей (по сравнению  с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему и т.п.

К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства  граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.

Таковы существенные черты демократического политического режима, отличающие его  от авторитарного и тоталитарного  режимов. Знание вышеперечисленных  признаков имеет важное значение, помогает четче ориентироваться  в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления  политической власти.

Однако сами демократические режимы тоже могут быть неоднородными. В  частности, особыми их разновидностями  выступают либерально-демократические  и консервативно-демократические  режимы. Если либерально-демократические  режимы характеризуются тем, что  приоритет отдается личности, ее правам и свободам, а роль государства  сводится к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические  режимы опираются не столько на Конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов.

В качестве характерных признаков авторитарного политического режима можно выделить:

· отстранение граждан от участия  в формировании высших органов государственной  власти; вождизм;

· жесткое централизованное управление государственными делами, по существу, тотальный контроль государства  над обществом;

· существенное ограничение провозглашенных  демократических прав и свобод личности; отсутствие реального механизма  обеспечения даже формально провозглашенных  прав и свобод; преимущественное действие системы устрашения и запретов в  общественной жизни (нередко создание чрезвычайных судов);

· произвол, незаконные репрессии, идеологическое подавление всех, нелояльно относящихся  к правящему режиму; грубые нарушения  прав человека; фактически бесправное положение граждан;

· обеспечение власти одной правящей партии с одновременным запретом других партий (не лояльных правящему  режиму);

· возрастание роли карательных  функций государства.

Установление авторитарного режима проявляется в отходе правящих кругов от принципа верховенства парламента, в нарушении режима законности, в  преследовании борцов за демократические  права, в нарушении прав человека; в стремлении правящих кругов ликвидировать (урезать) завоевания демократических  сил, сохранить все прежние и  насадить новые антидемократические  институты. Принимаются законы, ограничивающие права граждан и их объединений. Как правило, подобные законы противоречат нормам, закрепленным в конституциях.

Под воздействием факторов, влияющих на функционирование государственной  власти (политических, экономических, международных и др.), политические режимы могут трансформироваться, приобретая или, наоборот, утрачивая те или иные признаки основных форм политического  режима. В зависимости от этого  различаются и некоторые другие формы политического режима. Так, разновидностями авторитарного  режима являются деспотия и тирания - единоличная власть верховного правителя (деспота, тирана), не ограниченная законами и основанная на произволе и использовании  преимущественно насильственных методов  управления.

В политико-правовом значении тоталитаризм как форма политического режима характеризуется доминирующим положением государства по отношению к праву, неограниченной властью государства над обществом и личностью, внеправовыми методами осуществления власти, подавлением прав и свобод граждан и их объединений, диктатурой одной политической партии, идеологическим давлением на массы, преследованием инакомыслящих, опорой на милитаризацию государственной машины, полицейский аппарат и т.д.

Установление тоталитарного политического  режима приводит к существенному  ограничению демократических прав и свобод, к запрещению прогрессивных  партий и организаций, что свидетельствует, по существу, о ликвидации режима законности и демократии. Ярким проявлением  тоталитарного политического режима является фашизм - открыто террористическая диктатура наиболее реакционных  правящих кругов. Фашизм отличает агрессивная, крайне националистическая идеология, сочетание социальной демагогии  и карательных методов осуществления  власти, тотальный контроль государства  над личностью, милитаризация общественной и государственной жизни, наконец, вождизм как основной принцип  властвования.

В современных условиях правящие круги  государств с антидемократическими режимами для поддержания своего господства идут на изменение установленных  правовых норм, прибегают к неправовым, насильственным методам, нарушая даже элементарные права человека; в опасных ситуациях прибегают к политическому шантажу, репрессиям и террору, к прямому подавлению демократического движения.

Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных по следующим параметрам: 1) если при тоталитаризме устанавливается  всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных  государственному контролю; 2) если при  тоталитаризме осуществляется систематический  террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика «выборочного» террора, направленного на предотвращение возникновения  оппозиции.

Особо следует сказать о переходных и чрезвычайных государственно-правовых режимах, которые, как правило, носят  временный характер.

Переходные режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам.

Чрезвычайные государственно-правовые режимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальному функционированию государственных институтов. Они могут распространяться как на всю территорию государства, так и на его отдельные регионы. Введение режима чрезвычайного положения связано с запрещением митингов, шествий, демонстраций, ограничением свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа и т.д. Решение о введении особого режима принимается высшими представительными органами государственной власти либо высшими должностными лицами с немедленным уведомлением представительных органов. Максимальная продолжительность чрезвычайного положения устанавливается законом и при необходимости может быть продлена лишь по решению компетентных органов государства.

В качестве самостоятельной разновидности  государственно-правовых режимов называют иногда либеральный режим. Однако этот режим был достаточно распространен в XIX в. Сейчас же он относится к числу переходных и имеет место лишь в странах с низким уровнем жизни основной массы населения (Индия, Филиппины), где жители вследствие своей культурной отсталости не могут осознанно пользоваться демократическими политическими институтами. Правящая в них социальная элита, опираясь на немногочисленную социальную базу, гораздо чаще использует методы насильственного воздействия, чем при демократических режимах.

Особенности политического  режима России

Страна при тоталитарном и авторитарном политических режимах

Февральская революция 1917 г. в политическом отношении превратила Россию в одну из передовых стран мира, однако политическая система, покончившая с самодержавием, достаточно быстро превратилась в уродливые структуры «казарменного социализма». В политическом половодье 1917 г. начали складываться предпосылки тоталитарного режима, который сформировался в конце 30-х гг. и достиг своего апогея в 40-е и начале 50-х гг. ХХ в.

При этом надо иметь в виду, что  наиболее близко к «чистому» типу тоталитаризма СССР подошел в  годы правления Сталина (1927-1953 гг.). Большевистская диктатура эпохи Ленина и первых лет после его смерти, как и постсталинский режим менее соответствовали «идеальному типу», чем сталинизм, эти периоды можно обозначить как авторитарные политические режимы. Характерно, что и в годы сталинизма многие демократические принципы и права были закреплены в Конституции СССР 1936 г., других законах, но в реальной жизни они грубо попирались. Как правильно замечает В.М. Сырых, Конституция СССР, будучи прогрессивной по своему содержанию, конституционным нормам и принципам, не имела решающего значения в жизни общества, в деятельности государственных органов власти и управления, в регулировании общественных отношений. Конституция СССР никак не повлияла на развитие волюнтаристских методов управления экономикой, на укрепление и реальное действие суверенитета союзных республик, на прекращение в стране массового террора и насилия.

Все негативные явления в деятельности советского государства, проявившиеся до принятия Конституции СССР 1936 г., сохранились и весьма успешно развивались и в последующие периоды. Так теоретики тоталитарного режима эпохи Сталина, выдвинув идею об усилении классовой борьбы по мере социалистического строительства, создали идейную основу для обеспечения общественных преобразований (обобществления производства, индустриализации народного хозяйства, коллективизации села и т.д.) средствами террора гражданского населения.

В СССР при тоталитарном и авторитарных политических режимах никакой речи не могло быть о фактическом соблюдении таких принципов права, как разделение властей, равенство граждан перед  законом и судом, федерализм, неприкосновенность личности, презумпция невиновности и  др. Не случайно в литературе советскую  политическую систему обозначают как  политическую систему номинального конституционализма. При этом следует отметить, что тоталитарный режим характеризуется широким применением насилия, в том числе и идеологического.

Тенденции к его становлению  наметились сразу же после Октябрьской  революции 1917 г. и получили быстрое развитие в период укрепления сталинского политического режима. В стране утвердилась номенклатурная система рекрутирования политической элиты. Составляя относительно всего населения страны незначительную социальную группу, номенклатура заняла все ведущие посты в КПСС и советском государстве. Вхождение в номенклатуру осуществлялось не на основе конкуренции, альтернативных демократических выборов, а путем отбора угодных высшим властным инстанциям людей, что породило массу негативных последствий. Хрущевская «оттепель» внесла известные коррективы в политическую жизнь страны. Произошла смена верхних этажей правящей элиты, был развеян культ личности.

Прямым продолжением этого явилась  «перестройка». Из руководства М.С. Горбачевым были удалены наиболее консервативные государственные и партийные деятели, но выправить положение дел без применения кардинальных мер по реорганизации партийно-государственного аппарата становилось невозможным. Между тем как правящая элита, заботясь прежде всего о сохранении за собой высоких постов, меньше всего думала об этом. К тому же в ее рядах нарушилось единство. Это главным образом явилось причиной поражения элиты в памятные политические события августа 1991 г., приведшие в конечном итоге к разрушению СССР.

Таким образом, в СССР в ХХ в. длительное время (на протяжении 70 лет) господствовали тоталитарный и авторитарный политический режимы.

Советская форма тоталитарного  режима отличалась административно-командными методами руководства обществом: закрепление  руководящей роли (а по существу признание диктата) партии в политической системе общества; примат интересов  государства над интересами личности и отсутствие какой бы то ни было ответственности государства перед  личностью; отсутствие системы гарантий обеспечения прав и свобод граждан; засилье командно-бюрократических  рычагов управления во всех сферах общественной жизни (в том числе  экономике); огромные привилегии многочисленной армии чиновников; наличие политической цензуры, ограничение независимости  средств массовой информации, преследование  лиц, нелояльно относящихся к  режиму; и при этом политическая демагогия, культивирование (навязывание) единой государственной идеологии, идеи о единстве интересов государства  и личности.

Однако нельзя забывать, что отечественная  история в указанный период - это  не только подавление большевиками оппозиции  в обществе и в собственных  рядах, превращение партийно-государственной  власти в инквизитора собственного народа. Это также поиск путей  выхода из общенационального кризиса, «собирание» государства, находившегося  под угрозой распада, мучительный  процесс создания индустриального  общества, великая победа советского народа в Великой Отечественной  войне и попытки борьбы с тоталитаризмом.

Информация о работе Политический режим