Политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 18:47, контрольная работа

Описание работы

Политический режим считается в современной политологии одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы.
Политический режим - более подвижное и динамичное явление, чем система власти. В этом смысле эволюция одной и той же системы власти может осуществлять в форме нескольких политических режимов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…… 3
1. Понятие и признаки политического режима……………………... 4
2. Недемократические режимы……………………………………….. 5
2.1. Тоталитаризм……………………………………………………………..5
2.2. Авторитаризм…………………………………………………………....11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. .................................................................................... 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………… 18

Работа содержит 1 файл

полит режим).docx

— 37.97 Кб (Скачать)

    Фашизм – право - экстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение “народной души”, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

    Третья  разновидность тоталитаризма - национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933г.

    Цель: мировое господство арийской расы и социальное предпочтение – германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме - вовне, против других народов.

    И все же тоталитаризм - исторически  обреченный строй. Это общество - самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения.

    Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное  к современному

качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира. 

       2.2.  Авторитаризм

    Одним из наиболее распространенных в истории  типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

    Авторитарные  режимы утверждаются в условиях кризисных  ситуаций или на основе неразвитых политической и социальной структур общества. Возникновение авторитарного  режима возможно при переходе от тоталитаризма  к демократии, такая возможность  заложена в психологической реакции  людей на кризисную ситуацию, а  также в их стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости. Так, до второй мировой войны, во время  кризиса в некоторых странах  Западной Европы парламентский демократический  режим оказался не способным решать напряженные социальные конфликты. В этих условиях возникли авторитарные системы, переросшие даже в диктатуры. Авторитаризм был желаемым режимом  в Европе и после второй мировой  войны, оказавшейся под воздействием острых экономических и социальных противоречий. Механизм утверждения  авторитарных режимов включает как  незаконные насильственные методы ликвидации и замены прежних политических институтов и правителей, так и формально  демократические процедуры (например, приход к власти диктаторов в Индонезии  или Бангладеш). 

      Авторитарные режимы  можно классифицировать:

    • по способу их установления (переворот, выборы);
    • по обоснованию прихода к власти правителей-автократов (охрана порядка, объединение страны, модернизация, свержение коррумпированных властей);
    • по типу политической элиты (военный, однопартийный, религиозный, монархический, личная диктатура);
    • Х. Линц предложил различать авторитаризм военно-бюрократический, корпоративный, постколониальный, дототалитарный, расово-этническую демократию:

        а) военно-бюрократический режим  авторитаризма обычно возникает  в виде военной диктатуры, но  в дальнейшем политическо развитии  все большую роль начинают  играть разного рода гражданские  профессионалы. В правящей коалиции  доминируют военные и бюрократы,  отсутствуют какая-либо интегрирующая  идеология. Режим может быть  и беспартийным, и многопартийным, но чаще всего существует одна  проправительственная, отнюдь не  массовая, партия. Военных и бюрократов  обычно объединяет страх перед  революцией снизу, поэтому устранение  влияния на общество радикально  настроенных интеллектуалов представляется  им необходимым условием его  дальнейшего развития. Данную проблему  режим разрешает с помощью  насилия и/или закрытия доступа  интеллектуалов в политическую  сферу через избирательные каналы. Примерами военно-бюрократических  режимов были: правление генерала  Пиночета в Чили (1973-1990), военные  хунты в Аргентине, Бразилии, Перу, Юго-Восточной Азии. Пиночет утверждал:  Ни один лист не шелохнется  в Чили без моего желания.  Генерал Мартинес (Сальвадор, 1932 г.) философствовал: Большее преступление  убить насекомое, чем человека, жертвами его антикоммунистических  чисток стали около 40 тысяч  крестьян, в результате чего с  индейской культурой в стране  было по существу покончено.

        б) корпоративный авторитаризм  устанавливается в обществах  м вполне развитым экономическим  и социальным плюрализмом, где  корпоративное представительство  интересов становится альтернативой  слишком идеологизированной массовой  партии и дополнением к однопартийному  правлению. Образцы корпоративного  режима - правление Антониу ди  Салазара в Португалии (1932-1968), режим  Франсиско Франко в Испании.  В Латинской Америке отсутствие  широкой политической мобилизации  масс не раз позволяло внедрять  корпоративное представительство  интересов; 

        в) дототалитарный авторитаризм - режим, устанавливаемый на определенной  стадии развития политических  систем некоторых стран. К порядкам  такого типа Х. Линц относит  фашистские мобилизационные режимы, которые - по сравнению с военно-бюрократическим  и корпоративным авторитаризмом  с их единственной, слабой партией, - являются менее плюралистическими  и либеральными, более партиципаторными  и демократическими. Речь идет  о государствах, где ранее существовала  демократия, но после прихода  к власти фашиствующих лидеров  началась эволюция в тоталитарном  направлении. Дототалитарный характер  режима обуславливает ряд важных  политических, социальных и культурных  факторов, среди которых: 

        1) Довольно влиятельная политическая группа, ориентирующаяся на тоталитарную утопию, еще не укрепила свою власть и не институционализировала новую систему;

        2) Такие институты, как армия, церковь, группы интересов, сохраняя достаточную автономию, легитимность и эффективность, стремятся к ограничению плюрализма в свою пользу;

       3) Ситуация социальной неопределенности, когда одни ожидают, что прежние политические и социальные структуры сумеют поглотить тоталитарное движение, а другие сомневаются в успехе этого процесса;

        г) Постколониальный авторитаризм в виде однопартийных мобилизационных режимов возникает после обретения бывшими колониями независимости, создается снизу в обществах с низким уровнем экономического развития. Как правило, постколониальная независимость является таковой лишь в формально-юридическом плане. Основой для мобилизации широкой общественной поддержки новому режиму чаще всего становятся националистические лозунги защиты независимости, затмевающие любые внутренние распри и конфликты. Однако с обострением экономических проблем и активизация антисистемных оппозиционных сил заставляют правителей ограничить или вовсе ликвидировать эксперименты со свободным политическим соревнованием. Уровень политического участия граждан становится низким, что определяет слабость позиций лидеров таких государств, что проявляется в частых переворотах, убийствах правителей;

        д) Расовая/этническая демократия. Это тип авторитаризма, где политический процесс можно было бы назвать демократическим, поскольку к участию в нем допущено определенное расовое или этническое меньшинство, но другие подобные группы исключены из политики юридически или фактически, причем с использованием насилия. Примером расовой демократии можно назвать бывший режим ЮАР с его идеологией апартеида;

        е) Султанистский режим можно рассматривать как предельную форму автократии. Признаками персонифицированных этих режимов является отсутствие идеологии, политической мобилизации, каких-либо ограничителей власти султана, плюрализма. Примерами султанизма являлись Гаити при Франсуа Дювалье и его сыне Жане-Клоде, Доминиканская республика при Рафаэле Трухильо, Филиппины при Фердинанде Маркосе, Ирак при Саддаме Хусейне и т.д.

    Авторитарной  политической системе  присущи следующие  черты:

    1) Автократизм (самовластие) или  небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).

    2) Неограниченность власти, её не  подконтрольность гражданам, при  этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

    3) Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

    4) Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции  и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.

    5) Отказ от тотального контроля  над обществом, невмешательство  во вне политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.

    6) Рекрутирование политической элиты  путем введения в состав выборного  органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

    Исходя  из вышеизложенного, авторитаризм- политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности.

    Слабые  стороны авторитаризма: полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов.

    Достоинства авторитарного режима: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников.

    В современных условиях пост социалистических стран  “чистый” авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти. 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    В современном мире существуют различные  типы политических систем, которые  делятся на демократические и  недемократические, а их функциональная сторона и есть политический режим. Политический режим – это совокупность средств и методов осуществления  власти.

    Очень много недемократических: тоталитарных и авторитарных режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства на демократической основе. Например, в СССР система советской власти, установившаяся при В.И. Ленине, трансформировалась затем в сталинский режим, ликвидация которого породила так называемую хрущевскую оттепель, чтобы затем уступить место режиму коллективного руководства при Л.И. Брежневе.

    Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они  не были подконтрольны народу, а  значит, характер их взаимоотношений  с гражданами зависел, прежде всего, от воли правителей.

      В прошлые века возможность  произвола со стороны авторитарных  правителей существенно сдерживалась  традициями правления, относительно  высокой образованностью и воспитанностью  монархов и аристократии, их самоконтролем  на основе религиозно-нравственных  кодексов, а также мнением церкви  и угрозой народных восстаний. 

Информация о работе Политический режим