Политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 18:47, контрольная работа

Описание работы

Политический режим считается в современной политологии одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы.
Политический режим - более подвижное и динамичное явление, чем система власти. В этом смысле эволюция одной и той же системы власти может осуществлять в форме нескольких политических режимов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…… 3
1. Понятие и признаки политического режима……………………... 4
2. Недемократические режимы……………………………………….. 5
2.1. Тоталитаризм……………………………………………………………..5
2.2. Авторитаризм…………………………………………………………....11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. .................................................................................... 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………… 18

Работа содержит 1 файл

полит режим).docx

— 37.97 Кб (Скачать)

    СОДЕРЖАНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…… 3 

    1. Понятие и признаки политического  режима……………………... 4

    2. Недемократические режимы……………………………………….. 5

    2.1. Тоталитаризм……………………………………………………………..5

    2.2. Авторитаризм…………………………………………………………....11  

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. .................................................................................... 17 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………… 18 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Политический  режим считается в современной  политологии одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы.

    Политический  режим - более подвижное и динамичное явление, чем система власти. В  этом смысле эволюция одной и той  же системы власти может осуществлять в форме нескольких политических режимов.

    Именно  режимы проводят и одновременно олицетворяют собой определенную государственную  политику, вырабатывают и осуществляют тот или иной государственный  курс, целенаправленно проводят конкретную линию поведения государства  во внутренней и внешней сферах своего бытования.

    Указание  на монархическую или республиканскую  форму государственного правления, существующую в данной стране, само по себе не позволяет судить, например, об уровне демократизации государственной  жизни в ней, о реальном состоянии  и мерах обеспечения государством основных прав и свобод человека и  гражданина и т.д. Именно эта последняя, своего рода функциональная, управленческая грань в характеристике государственной  власти той или иной страны находит  свое выражение в ее государственно-политическом режиме. В связи с этим чаще всего говорится, с одной стороны, о странах развитой зрелой демократии и странах либеральной демократии, а с другой — об авторитарных и тоталитарных государствах.

    В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно  отличаются друг от друга. 

  1. Понятие и признаки политического  режима
 

    Как функционирует политическая система, кому принадлежит реальная политическая власть в обществе, какими методами она осуществляется, каковы объем  и гарантии прав и свобод личности, как соотносятся и взаимодействуют  гражданское общество и государство? Для ответа на эти вопросы в  политологии используется понятие  «политический режим».

    «Политический режим» в узком смысле – это система методов, способов и средств осуществления политической власти.

    В более широком плане это понятие  включает всю функциональную характеристику политической системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов, формирующих определенный облик  политической власти.

    Именно  политический режим придает качественную определенность политической системе. Не случайно, поэтому, синонимическое использование понятий: демократический  политический режим – демократическая  политическая система, тоталитарный политический режим – тоталитарная политическая система и т.д.

    Вместе  с тем понятие политический режим  совместно с понятиями форма  правления и форма государственного устройства определяют характеристику формы государства. В этом случае «политический режим» используется как синоним «государственного  режима», хотя очевидно, что первое понятие по своему содержанию гораздо  шире второго, поскольку включает в  себя методы и способы осуществления  политической власти не только со стороны  государства, но и со стороны других субъектов политики – политических партий и движений, общественных объединений  и т.п.  

Признаками  политического режима являются:

    - механизмы властвования, способ  функционирования государственных  органов, процедуры отбора правящих  групп и политических лидеров; 

    - порядок распределения власти  между различными социальными  силами и выражающими их интересы  политическими организациями; 

    - реализация принципа разделения  властей на законодательную, исполнительную  и судебную; существование системы  сдержек и противовесов;

    - система методов осуществления  политической власти (разрешительные  — запретительные, убеждение —  принуждение, экономические —  внеэкономические);

    - характер отношения населения  к политическому участию: активное, индифферентное, пассивное; каковы  формы этого участия: организованные, стихийные; 

    - состояние прав и свобод в  обществе; признание или непризнание  властью естественных неотчуждаемых  прав личности и гражданина; реальность  их гарантий;

    - способы урегулирования социальных  и политических конфликтов;

    - характер влияния, оказываемого  политической культурой основных  групп общества на динамику  и направленность политического  процесса;

     - наличие политических партий  в обществе, их внутреннее устройство  и принципы взаимоотношений с  государством; существование оппозиции,  ее статус, взаимоотношения с  государственной властью; 

    - политический и юридический статус  и роль армии в обществе;

    - политический и юридический статус  средств массовой информации, наличие  или отсутствие цензуры, степень  гласности в обществе.

    Эмпирическое  описание политических режимов прошлого и современности выявило бы их большое разнообразие и существенные особенности.

    Однако  это разнообразие укладывается в  три основные теоретические модели политических режимов: - демократического, - авторитарного, - тоталитарного. 

  1. Недемократические режимы
 

    Недемократические режимы делятся на два типа:

    • тоталитарный
    • авторитарный.

      2.1.   Тоталитаризм

    Понятие    тоталитаризма   происходит от латинских  слов

    “TOTALITAS”- цельность, полнота и “TOTALIS” - весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

    Тоталитарными являются режимы, при  которых:

    1) есть массовая партия (с жесткой,  полувоенной структурой, претендующая  на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;

    2) партия организована не демократическим  способом - она строится вокруг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от масс.

    3) доминирует роль идеологии. Тоталитарный  режим - это идеологический режим, где всегда есть своя “ Библия”. Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. Он в течение суток может изменить свое решение, как это случилось летом 1939 года, когда советские люди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше не является врагом социализма. Наоборот, её система объявлялась лучшей, чем ложные демократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения нацистской Германии на СССР.

    4) тоталитаризм строится на монопольном  контроле производства и экономики,  а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.

    5) при тоталитаризме существует  террористический полицейский контроль.Полиция  существует при разных режимах,  однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.

    Все вышеперечисленные характеристики профессор из Хайденберга Карл Фридрих (совместный труд  К.Фридриха и его молодого польского коллеги Збигнева Бжезинского “Тоталитарная диктатура и автократия”,1956 г.) называет “синдромом”. Наличие одной или нескольких из этих характеристик еще недостаточно для того, чтобы система стала тоталитарной. Например, существуют режимы, где полиция осуществляет террор, однако они не тоталитарны, вспомним Чили: в начале правления президента Пиночета  15 тысяч человек погибло в концлагерях. Но Чили не тоталитарное государство, потому что там отсутствовали другие “синдромы” тоталитаризма: не было массовой партии, не было “священной” идеологии, экономика оставалась свободной и рыночной. Правительство лишь частично контролировало образование и средства массовой информации.

    В определении Фридриха есть одно слабое место. Может ли тоталитарная система изменяться и эволюционировать? Фридрих и Бжезинский утверждали, что тоталитарный режим не меняется, его лишь можно уничтожить извне. Они уверяли, что все тоталитарные государства погибают, как погиб нацистский режим в Германии. В последствие жизнь показала, что этот аспект ошибочен.

    Тоталитарные  режимы способны меняться, эволюционировать. После смерти Сталина СССР изменился. Правление Брежнева Л.И. заслушивает критики. Однако нельзя сказать, что они одинаковы. Это так называемый пост тоталитаризм. Пост тоталитарный режим - это система, когда  тоталитаризм теряет часть своих элементов и как бы размывается и ослабляется (например, СССР при Хрущеве Н.С.), Итак, тоталитарный режим следует подразделять на чисто тоталитарный и пост тоталитарный.

    Тоталитарные  режимы легко приживались в среднеразвитых и развивающихся странах, где  смена существовавших ранее социальных и политических структур, форм собственности  совершенно новыми осуществлялась через  революции, направляемые экстремиссткими  партиями. Праворадикальные тоталитарные режимы в Италии и Германии решали задачи тотального контроля над экономикой и другими сферами жизни разными  методами. В гитлеровской Германии и фашистской Италии не прибегали  к национализации всей экономики, но вводили свои действенные способы  и формы партийно-государственного контроля над частным и акционерным  бизнесом, равно как и над профсоюзами  и над духовной сферой производства. Радикальные режимы с правым уклоном  появились впервые в промышленно  развитых странах, но с относительно неразвитыми демократическими традициями. Итальянский фашизм строил свою модель общества на корпоративно-государственной основе, а германский национал-социализм - на расово-этнической. Праворадикальный тоталитаризм ставил своей целью укрепить в либеральном обществе существующий порядок без коренной его ломки, посредством возвеличивания роли государства, упразднения отдельных общественных институтов и элементов. Гитлер, например, в этой связи прилагал все усилия, чтобы уничтожить коммунистов, социал-демократов и проживавших на территории Германии евреев, цыган, чтобы создать некое новое общество.

    Обстановка  в мировом сообществе народов  в начале XXI века свидетельствует, что  антидемократические режимы исторически  и политически изжили себя. Мир  эволюционирует в сторону цивилизованной демократии, возникает надежда, что  ее победа, в конечном счете, станет возможной. И, быть может, в прошлое  уйдут наиболее одиозные разновидности  антидемократических и недемократических  режимов.

    В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм.

    Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя,  поскольку  предполагает абсолютную  власть  государства , полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными доля него достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.

Информация о работе Политический режим