Политический режим Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 18:23, доклад

Описание работы

Казахстан - это унитарное государство, президентская республика. Глава государства - президент - избирается Верховным Советом республики. Исполнительная власть в руках президента и правительства. Глава правительства - премьер-министр, назначается президентом с согласия парламента. Двухпалатный парламент осуществляет законодательную власть, состоит из Сената (47 членов) и Мажилиса (77 депутатов)

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 63.50 Кб (Скачать)

Политический  режим Казахстана, государственный  строй Казахстана, форма правления  в Казахстане, режим  правления в Казахстане 
    

 Казахстан  - это унитарное государство, президентская  республика. Глава государства - президент - избирается Верховным  Советом республики. Исполнительная власть в руках президента и правительства. Глава правительства - премьер-министр, назначается президентом с согласия парламента. Двухпалатный парламент осуществляет законодательную власть, состоит из Сената (47 членов) и Мажилиса (77 депутатов)

Органы  государственного управления

Согласно Конституции, Казахстан является    унитарным   государством   с президентской формой правления, имеющее три независимые ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную.

Президент Республики Казахстан  является  главой  государства, его высшим должностным лицом,  определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Президент Республики - символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Президент избирается на пять лет из граждан не моложе  40 лет, проживающих в республике не менее 10 лет и свободно говорящих на государственном (т.е. казахском) языке.

Исполнительную власть осуществляет Правительство Республики Казахстан.Правительство возглавляет систему исполнительных органов и  осуществляет руководство их деятельностью. Правительство является коллегиальным органом и во  всей  своей деятельности  ответственно перед Президентом Республики,  а в случаях, предусмотренных  Конституцией,  -   перед   Мажилисом   Парламента   и Парламентом. Члены  Правительства  подотчетны  палатам Парламента в случае, предусмотренном подпунктом 6 статьи 57 Конституции.

Правительство  образуется  Президентом  Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Конституцией.

Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент.

Парламент  Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. Парламент  состоит  из  двух   палат:   Сената   и   Мажилиса, действующих на постоянной основе.

Сенат образуют   депутаты,   представляющие    в    порядке, установленном   конституционным  законом,  по  два  человека  от каждой области,  города  республиканского  значения  и   столицы   Республики Казахстан.   Пятнадцать   депутатов   Сената  назначаются  Президентом Республики с  учетом  необходимости  обеспечения  представительства  в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества.

Мажилис  состоит из ста семи депутатов,  избираемых в порядке, установленном конституционным законом. Депутат Парламента не может  быть  одновременно  членом  обеих палат.Срок полномочий депутатов Сената - шесть лет,  срок полномочий депутатов Мажилиса - пять лет.

Законодательная власть фактически контролируется президентом. Правительство подотчетно президенту, но не парламенту.

Судебную власть осуществляет Конституционный суд и система местных судов.

Правосудие в  Республике Казахстан осуществляется только судом. Судебная   власть   осуществляется  посредством  гражданского, уголовного и  иных  установленных  законом  форм  судопроизводства.  В случаях,    предусмотренных    законом,   уголовное   судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Судами Республики являются Верховный суд Республики, местные и другие суды Республики, учреждаемые законом. Судебная   система   Республики  устанавливается  Конституцией Республики  и  конституционным  законом.  Учреждение   специальных   и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.

Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет  своим  назначением  защиту  прав,  свобод  и законных интересов граждан и организаций,  обеспечение исполнения  Конституции,  законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Судебная  власть  распространяется  на  все  дела   и   споры, возникающие на основе Конституции,  законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Решения,   приговоры   и   иные   постановления   судов  имеют обязательную силу на всей территории Республики.

Местные органы власти

В административном отношении Казахстан разделен на 14 областей, столичный город Астану и города Алма-Ата и Ленинск (центр  управления космодромом Байконур), имеющие статус области (до 1997 в стране существовало 19 областей, 5 из которых впоследствии были упразднены). Депутаты местных советов избираются прямым голосованием из граждан старше 20 лет, не являющихся членами Мажилиса. В то же время акимы (губернаторы) областей назначаются президентом и ответственны только перед ним. В октябре 1998 указ президента Назарбаева определил, что в течение 7 лет будет осуществлен переход к прямым выборам всех руководителей местных органов власти.

Политические партии

Конституция 1995 разрешает деятельность политических партий после того, как они официально зарегистрированы; ни одна партия не может  навязывать свою идеологию государству. Запрещается создание религиозных  партий. Хотя в стране действует  более 100 объединений и движений, которые можно считать политическими партиями, лишь несколько из них зарегистрированы. Три партии были созданы по инициативе президента Назарбаева. К ним относится Социалистическая партия, являющаяся преемницей распущенной Коммунистической партии Казахстана. В 1991 был зарегистрирован Народный конгресс. В октябре 1992 была создана Партия национального единства, считающаяся в настоящее время партией президента. У партии уже сменилось несколько лидеров. В 1994 была разрешена регистрация Коммунистической партии, запрещенной после путча в августе 1991. Существуют также Крестьянский союз, Национально-демократическая партия «Желтоксан», а также объединения «Азамат» и «Азат», в которые входят по несколько мелких партий и оппозиционных деятелей. Интересы русского меньшинства выражают движения «Лад» и «Единство». Интересы казахских националистов выражает движение «Алаш».

Общественное  мнение о государственном  устройстве Казахстана

 

Мониторинг  общественного мнения

Точки опроса: Алматы, Астана, Атырау, Караганда,

Кокшетау, Тараз, Уральск, Семипалатинск, Усть-Каменогорск,

Талдыкорган, Кзылорда.

Всего опрошено – 1903 человека в возрасте от 18 лет  и старше

1-ая  декада марта 2002г.

На всем пространстве СНГ восторжествовала одна-единственная форма государственного устройства – президентская республика. Тот факт, что по существу все страны, ставшие членами Евразийского “клуба” президентских государств, переживают автократический откат, говорит о наличии проблем, внутренне присущих данной форме государственного устройства.

К исходу первого  десятилетия независимости с  критикой института президентства  в исполнении 1-ого президента Казахстана Н. Назарбаева открыто выступила  объединенная демократическая оппозиция  республики.Опрос общественного  мнения, проведенный АСиП в 11-ти крупных городах Казахстана в 1-ой декаде марта т.г., дает возможность определить наиболее существенные характеристики, связанные с президентской формой правления. Полученные данные интересны тем, что отражают представления среднестатистических казахстанцев о государственном устройстве страны.

“Президентализм”  по определению – это форма  представительного правления, основанная на принципе разделения властей между  исполнительными и законодательными институтами, т.е. между Президентом  и Парламентом. В зависимости от того, какой смысл вкладывают респонденты в понятие “президентализм”, можно составить представление об их восприятии и понимании государственного устройства Казахстана.Эмпирически зафиксировано, что в среднем каждый 2-ой опрошенный казахстанец уверен в том, что знает, какой должна быть президентская форма правления.С помощью указанного индикатора удалось обнаружить, что только 6-ая часть опрошенных казахстанцев действительно знает о том, какой должна быть президентская форма правления. Среди тех, кто отметил, что уверен в своем знании, только одна треть (33,7%) на самом деле знает, что принцип разделения властей является фундаментальной характеристикой и сущностью президентской формы правления. Доля респондентов, правильно ответивших на вопрос, варьирует от 1,1% в Талдыкоргане до 30,8% в Семипалатинске.

Полученные ответы свидетельствуют о том, что конкретная политическая ситуация, сложившаяся  в республике, является проекцией  того смысла, который респонденты  в своем большинстве вкладывают в понятие “президентализм”. Таким образом, несмотря на молодость? институт казахстанского президентства уже оброс своей мифологией. Главный миф – сверхсильный президент, обладающий абсолютным контролем над беспрецедентно широким пакетом президентских полномочий, осуществляемых в ущерб законодательной власти. Корни этого мифа лежат в природе перехода от тоталитаризма к демократии. Именно здесь кроются и причины покорности парламента, являющегося “резиновым штемпелем”, узаконивающим решения президента.Тоталитарная государственность наложила отпечаток на характер функционирования президентского правления, который сохраняется благодаря конституционной форме его закрепления. Президент Казахстана воплощает собой высшую государственную власть. От его имени осуществляются исполнительные и законодательные функции власти. Им определяется компетенция государственных органов и высших должностных лиц. Таким образом тенденция развития президентализма в Казахстане имеет свой особый политический стиль. Речь идет о сквозной исторической тенденции усиления централизованной государственности. Соответственно конституционное закрепление президентского режима правления сохраняет принцип “сильной руки”, поскольку он является органичным элементом исторической специфики государственного устройства Казахстана.

Разделение властей  – это сложный институт, который  практически невозможно поддерживать только по предписанию Конституции. Неукоснительным правилом президентской формы правления, из которого вытекает соблюдение принципа разделения властей, является строго ограниченный, четко определенный срок пребывания президента у власти. При этом он не может быть смещен вотумом недоверия парламента, что не исключает возможности импичмента за какие-либо преступления. Поэтому “президентализм” изначально предполагает существование сильного и жизнеспособного парламента, без которого любой президент может легко превратиться в диктатора.Другим важным моментом, позволяющим отличить президентский режим от непрезидентского, является четкое разграничение 2-х ключевых ролей: главы правительства и главы государства. В непрезидентских режимах избранный президент является главой государства, но не главой правительства. В режимах с президентской формой правления президент избирается как глава правительства и одновременно выполняет роль главы государства.Следует подчеркнуть особо, под президентской формой правления понимается представительное правление, в котором президент избирается в качестве главы правительства на строго установленный срок полномочий, определяемых в соответствии с принципом разделения власти между исполнительными и законодательными институтами.

Исходя из этого  определения можно констатировать, что не только внешние атрибуты президентской  формы правления в Казахстане отсутствуют, но и утрачены их основные функции. Спрашивается, какую же форму  государственного устройства мы имеем? В этой связи респондентам был задан вопрос:

Большинство ответов  воспроизводит номинальный, но не реальный смысл государственного устройства Казахстана. Президентская форма  правления была провозглашена, но она  является лишь номинально действующей, поскольку имеются серьезные нарушения сроков президентских полномочий и принципа разделения властей. В случае, когда президентские полномочия расширяются в ущерб законодательной власти, режим, де-юре являющийся президентским, де-факто таковым не является.Все члены Евразийского “клуба” президентских государств характеризуются неограниченным во времени президентским всевластием в сочетании с безвластием законодательных институтов, несмотря на то, что последние имеют твердые мандаты, т.е. свои собственные источники легитимности.

Государственное устройство Казахстана не является ни чисто президентским (как в США), ни полупрезидентским (как во Франции и Португалии, где президент и премьер-министр избираются непосредственно народом, премьер-министр, кроме того, должен получить большинство голосов в парламенте); его нельзя также назвать ни чисто парламентским (как в Великобритании, Венгрии, Чехии и Словакии), ни полупарламентским (как в Уругвае, Хартии 1934 и 1942гг.).Очевидно, что к государственному устройству Казахстана неприменима классификационная шкала Дж. Сартори, включающая 4 вышеперечисленные градации, поскольку эта типология предполагает различные формы представительного правления.

В нашем случае речь может идти об измерительной  шкале второго порядка: от подлинно представительного правления до неограниченного авторитаризма (или режима личной власти). И здесь следует разобраться: является ли действующий режим в Казахстане квазипрезидентским или псевдо-президентским ?Доля респондентов, квалифицирующих его как квазипрезидентский, колеблется от 0% в Таразе, Талдыкоргане и Усть-Каменогорске до 20% в Астане; как псевдопрезидентский – от 2,3% в Талдыкоргане до 11,3% в Астане.По определению Ф. Риггса, квазипрезидентский режим характеризует пришедшую в упадок президентскую систему. Его отличительная особенность – президент (или правящая семья, или клика) получает абсолютный контроль над президентскими полномочиями. Псевдопрезидентский режим – это режим личной власти, когда президент предлагает обществу Конституцию, скроенную по авторитарному образцу, а выборный законодательный орган остается беспомощным.

Информация о работе Политический режим Казахстана