Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:45, реферат
1. Понятие «политический процесс», его сущность, формы, структура, виды и этапы. Режимы протекания политического процесса.
2. Понятие и типология субъектов политического процесса. Социально-этнические общности как субъекты политики. Личность как субъект политического процесса.
2.
Понятие и типология
субъектов политического
процесса. Социально-этнические
общности как субъекты
политики. Личность
как субъект политического
процесса.
Раскрывая свое содержание через реальные формы исполнения политическими субъектами своих ролей и функций, политический процесс демонстрирует, как осуществление этих ролей воспроизводит или разрушает различные элементы политической системы, показывает поверхностные или глубинные её изменения, переход от одного состояния к другому.
Реализация различными политическими субъектами своих функций выражает происходящее в обществе распределение власти, осуществление политической мобилизации граждан, принятие решений и другие формы политической активности инструментов, групп и лиц, причем не только признаваемые правящим режимом, но и обладающие нелегитимным характером.
Политический процесс выражает определенную совокупность действий, осуществляемых субъектами, носителями и институтами власти по реализации своих прав и прерогатив в политической сфере.
В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете её главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.
Подробнее рассмотрим структуру политического процесса в целом, отметив, что она включает:
– субъект процесса (реальную власть или её носителя, которому власть делегирована);
– объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;
– исполнителей процесса, которые связывают субъект и объект-цель.
Существенным
показателем любого политического
процесса является преобладающий характер
отношений между его
В качестве субъектов общего политического процесса выступают государство, социальные, этнические, конфессиональные группы, институты политической власти (политические партии, общественные движения, органы местного самоуправления и т.д.), граждане как индивиды, граждане как совокупность избирателей (электорат), правящая элита страны, контрэлиты. В последние десятилетия распространяется точка зрения, согласно которой к субъектам общего политического процесса можно причислить также общественные организации и транснациональные корпорации, способные в ряде случаев оказать существенное воздействие на развитие общего политического процесса.
Субъект частного политического процесса – это, другими словами, инициатор этого процесса. Это может быть институт (орган) политической власти, политическая партия, движение, группа граждан или даже индивид. Для понимания сущности и развития процесса необходимо определить статус этих субъектов, цели, которые они ставят, ресурсы, которыми они располагают, и стратегию их действий.
Следует различать субъект и участников политического процесса. К обеим категориям могут относиться и различные общественно-политические институты, и организации, и государство (государства), и политические партии, и индивиды, и т.д. Но они будут субъектами, а не только лишь участниками в том случае, если способны осознанно инициировать, направлять и прекращать политический процесс. В то же время нередко непросто провести четкую грань между ними.
В
сущности, все частные политические
процессы объединены потребностью их
субъектов оказать влияние на
принимаемые государственной
Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.
Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного раскрытия потенциала и возможностей человека, для его творческого самовыражения, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач.
Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия бюрократизации управления, отделению функций управления от общества.
В-третьих,
через развитие демократии общество
удовлетворяет потребность
Достижение
массового участия людей в
политическом процессе в значительной
мере зависит от мотивов, которыми руководствуется
личность в своей политической деятельности,
ибо сама мотивация может оказаться
с точки зрения общественных интересов
очень негативной. Вопрос о мотивации
политического участия или
В
политологии по этому вопросу
высказывались различные
Активное
включение личности в политическую
деятельность требует определенных
предпосылок. Их можно разделить
на три группы: материальные, социально-культурные
и политико-правовые. Опыт показывает,
что для участия человека в
нормальной политической деятельности
необходимо первичное удовлетворение
его потребностей в основных продуктах
питания, товарах и услугах, жилищно-бытовых
условиях, достижение им определенного
уровня общеобразовательной и
В западноевропейских и американских политологических исследованиях взаимосвязь благосостояния общества и его политической системы рассматривается по крайней мере в трех аспектах.
Во-первых, выдвигается тезис о том, что чем богаче общество, тем оно более открыто демократическим формам функционирования. В экономически развитом обществе основные по численности и по влиянию социальные группы не относятся ни к бедному, ни к богатому полюсам общества; резкая имущественная поляризация исчезает, образуется сильный "средний класс", который по своему положению в обществе и объективным интересам составляет опору демократического режима, основу гражданского общества и правового государства.
Во-вторых, уровень благосостояния оказывает заметное влияние на политические убеждения и ориентации человека. Политолог С. М. Липсет пришел к выводу, что материально более обеспеченные люди являются более либеральными, а более бедные являются и более интолерантными (нетерпимыми).
В-третьих,
достаточно высокое национальное благосостояние
служит необходимой базой формирования
компетентной гражданской службы, корпуса
профессионально подготовленных управленческих
кадров. В условиях бедности трудно
добиться в массовом масштабе высокого
уровня общеобразовательной и
В то же время следует отметить, что достаточно богатые традиционные общества, например, в государствах Аравии, обеспечившие своим гражданам очень высокий уровень жизни (во многом благодаря доходам от нефти) не вписываются в эту схему. С точки зрения западной политологии их сложно отнести к демократическим режимам, тогда как к богатым обществам они, безусловно, относятся. Не вписываются в западные теории и государства СНГ.
Значительное
влияние на формирование политических
взглядов личности, на становление
её в качестве субъекта политической
деятельности оказывает социальная
среда. Здесь лежат предпосылки
того, сформируются ли у личности демократические
убеждения и ориентация, или она
будет отдавать предпочтение авторитарным
и тоталитарным идеям и практике.
Особенно сильное воздействие на
политическое сознание и поведение
личности оказывает образование. Чем
выше уровень образования человека,
тем более он политически ориентирован.
Но такой вывод более справедлив
по отношению к активистской политической
культуре в контексте либерально-
Политолог В. Кей наиболее полно изложил характерный для западной политологии взгляд на взаимосвязь уровня образованности и политической активности гражданина, выявив влияние уровня образования на политическую роль гражданина по четырем направлениям: 1) у более образованных людей сильнее развито чувство обязанности участвовать в политической жизни; 2) у более образованного гражданина сильнее чувство эффективности своего политического участия, он считает, что может влиять на политический процесс и что ему открыт доступ к политической власти; 3) чем более образован гражданин, тем более он интересуется политикой и тем более вовлечен в нее; 4) образование определяет большую вероятность того, что гражданин будет не просто участвовать в политике, а активно участвовать. Этот подход более справедлив для западной политической системы.
Существенной
предпосылкой активного политического
участия являются также политико-правовые
факторы. К ним относятся
Политическая
деятельность личности основывается на
совокупности определенных предпосылок,
которые либо способствуют развитию
политической активности, раскрытию
потенциальных качеств человека
как общественно-политического
В политологии важным субъектом политического процесса признается этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими качествами, особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознание).
В мире сейчас проживает около 5000 народов, причем более 90% из них находятся в составе многонациональных государств. Роль национального фактора за последнее время значительно возросла, но при этом имеет неоднозначный характер в различных регионах мира.
В ряде стран до сих пор наблюдаются масштабные национальные столкновения со значительным числом жертв. Нередко национально-этнический фактор тесно переплетен в их структуре с религиозным (конфессиональным).
Европа демонстрирует миру одновременно ряд процессов: экономическую и политическую интеграцию в рамках расширяющегося Европейского союза, регионализацию в рамках интегрирующихся государств и всплеск национально-религиозных конфликтов в основном в Восточной Европе, где во многом национализм определяет политические движения.
Таким образом, можно отметить, что этнические процессы носят пульсирующий характер: разделительные процессы, при которых национальное развитие и размежевание протекает очень бурно, чередуются и соседствуют с объединительными, при которых идет консолидация или даже слияние близких по языку и культуре этносов в один.
Информация о работе Политический процесс и политическая деятельность