Политический процесс и политическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:45, реферат

Описание работы

1. Понятие «политический процесс», его сущность, формы, структура, виды и этапы. Режимы протекания политического процесса.
2. Понятие и типология субъектов политического процесса. Социально-этнические общности как субъекты политики. Личность как субъект политического процесса.

Работа содержит 1 файл

Политический процесс и политическая деятельность.docx

— 33.19 Кб (Скачать)

     2. Понятие и типология  субъектов политического  процесса. Социально-этнические  общности как субъекты  политики. Личность  как субъект политического  процесса. 

     Раскрывая свое содержание через реальные формы  исполнения политическими субъектами своих ролей и функций, политический процесс демонстрирует, как осуществление  этих ролей воспроизводит или  разрушает различные элементы политической системы, показывает поверхностные  или глубинные её изменения, переход  от одного состояния к другому.

     Реализация  различными политическими субъектами своих функций выражает происходящее в обществе распределение власти, осуществление политической мобилизации  граждан, принятие решений и другие формы политической активности инструментов, групп и лиц, причем не только признаваемые правящим режимом, но и обладающие нелегитимным характером.

     Политический  процесс выражает определенную совокупность действий, осуществляемых субъектами, носителями и институтами власти по реализации своих прав и прерогатив в политической сфере.

     В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей  и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете её главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.

     Подробнее рассмотрим структуру политического процесса в целом, отметив, что она включает:

     – субъект процесса (реальную власть или её носителя, которому власть делегирована);

     – объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;

     – исполнителей процесса, которые связывают  субъект и объект-цель.

     Существенным  показателем любого политического  процесса является преобладающий характер отношений между его участниками. От него зависит характер самого процесса. Преобладающим является тот, который  включает взаимоотношения между  основными субъектами процесса в  решении проблемы, выступающей в  качестве его главного объекта.

     В качестве субъектов общего политического процесса выступают государство, социальные, этнические, конфессиональные группы, институты политической власти (политические партии, общественные движения, органы местного самоуправления и т.д.), граждане как индивиды, граждане как совокупность избирателей (электорат), правящая элита страны, контрэлиты. В последние десятилетия распространяется точка зрения, согласно которой к субъектам общего политического процесса можно причислить также общественные организации и транснациональные корпорации, способные в ряде случаев оказать существенное воздействие на развитие общего политического процесса.

     Субъект частного политического  процесса – это, другими словами, инициатор этого процесса. Это может быть институт (орган) политической власти, политическая партия, движение, группа граждан или даже индивид. Для понимания сущности и развития процесса необходимо определить статус этих субъектов, цели, которые они ставят, ресурсы, которыми они располагают, и стратегию их действий.

     Следует различать субъект и участников политического процесса. К обеим  категориям могут относиться и различные  общественно-политические институты, и организации, и государство (государства), и политические партии, и индивиды, и т.д. Но они будут субъектами, а не только лишь участниками в  том случае, если способны осознанно  инициировать, направлять и прекращать политический процесс. В то же время  нередко непросто провести четкую грань  между ними.

     В сущности, все частные политические процессы объединены потребностью их субъектов оказать влияние на принимаемые государственной властью  политические решения. Поэтому главная  задача субъектов различных по значению политических процессов состоит  в том, чтобы включить свои интересы и требования в принимаемые институтами  государственной власти управленческие решения.

     Активное  участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое  значение.

     Во-первых, через такое участие создаются  условия для более полного  раскрытия потенциала и возможностей человека, для его творческого  самовыражения, что в свою очередь  составляет необходимую предпосылку  наиболее эффективного решения общественных задач.

     Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным условием тесной связи политических институтов с  гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия бюрократизации управления, отделению функций управления от общества.

     В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих  членов участвовать в управлении делами государства.

     Достижение  массового участия людей в  политическом процессе в значительной мере зависит от мотивов, которыми руководствуется  личность в своей политической деятельности, ибо сама мотивация может оказаться  с точки зрения общественных интересов  очень негативной. Вопрос о мотивации  политического участия или неучастия  является очень сложным. Здесь с  политологией взаимодействуют социология и психология.

     В политологии по этому вопросу  высказывались различные суждения. Американский политолог Г. Лассуэлл в рамках бихевиористской школы выдвинул теорию, которая объясняла присущее многим людям стремление к политическому лидерству. Суть её заключается в том, что стремление человека к власти есть отражение его низкой самооценки, что при помощи власти такая личность стремится компенсировать низкую самооценку, повысить свой престиж и преодолеть чувство собственной неполноценности. Эта точка зрения, хотя и довольно распространенная, все же не получила всеобщего признания. Высказывалось и другое мнение: низкая самооценка, наоборот, тормозит вовлечение личности в политический процесс, снижает её возможности в развертывании активной политической деятельности.

     Активное  включение личности в политическую деятельность требует определенных предпосылок. Их можно разделить  на три группы: материальные, социально-культурные и политико-правовые. Опыт показывает, что для участия человека в  нормальной политической деятельности необходимо первичное удовлетворение его потребностей в основных продуктах  питания, товарах и услугах, жилищно-бытовых  условиях, достижение им определенного  уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, общей и политической культуры.

     В западноевропейских и американских политологических исследованиях взаимосвязь  благосостояния общества и его политической системы рассматривается по крайней мере в трех аспектах.

     Во-первых, выдвигается тезис о том, что  чем богаче общество, тем оно более  открыто демократическим формам функционирования. В экономически развитом обществе основные по численности и  по влиянию социальные группы не относятся  ни к бедному, ни к богатому полюсам  общества; резкая имущественная поляризация  исчезает, образуется сильный "средний  класс", который по своему положению  в обществе и объективным интересам  составляет опору демократического режима, основу гражданского общества и правового государства.

     Во-вторых, уровень благосостояния оказывает  заметное влияние на политические убеждения  и ориентации человека. Политолог  С. М. Липсет пришел к выводу, что материально более обеспеченные люди являются более либеральными, а более бедные являются и более интолерантными (нетерпимыми).

     В-третьих, достаточно высокое национальное благосостояние служит необходимой базой формирования компетентной гражданской службы, корпуса  профессионально подготовленных управленческих кадров. В условиях бедности трудно добиться в массовом масштабе высокого уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, необходимого для эффективного управления на демократической основе.

     В то же время следует отметить, что  достаточно богатые традиционные общества, например, в государствах Аравии, обеспечившие своим гражданам очень высокий  уровень жизни (во многом благодаря  доходам от нефти) не вписываются  в эту схему. С точки зрения западной политологии их сложно отнести  к демократическим режимам, тогда  как к богатым обществам они, безусловно, относятся. Не вписываются  в западные теории и государства  СНГ.

     Значительное  влияние на формирование политических взглядов личности, на становление  её в качестве субъекта политической деятельности оказывает социальная среда. Здесь лежат предпосылки  того, сформируются ли у личности демократические  убеждения и ориентация, или она  будет отдавать предпочтение авторитарным и тоталитарным идеям и практике. Особенно сильное воздействие на политическое сознание и поведение  личности оказывает образование. Чем  выше уровень образования человека, тем более он политически ориентирован. Но такой вывод более справедлив по отношению к активистской политической культуре в контексте либерально-демократического режима. При этом спорным является тезис о том, что более образованная личность одновременно и более предрасположена  к демократическим ориентациям, установкам и поступкам. Практика не подтверждает подобную, казалось бы, вполне логичную взаимосвязь.

     Политолог В. Кей наиболее полно изложил  характерный для западной политологии  взгляд на взаимосвязь уровня образованности и политической активности гражданина, выявив влияние уровня образования  на политическую роль гражданина по четырем  направлениям: 1) у более образованных людей сильнее развито чувство обязанности участвовать в политической жизни; 2) у более образованного гражданина сильнее чувство эффективности своего политического участия, он считает, что может влиять на политический процесс и что ему открыт доступ к политической власти; 3) чем более образован гражданин, тем более он интересуется политикой и тем более вовлечен в нее; 4) образование определяет большую вероятность того, что гражданин будет не просто участвовать в политике, а активно участвовать. Этот подход более справедлив для западной политической системы.

     Существенной  предпосылкой активного политического  участия являются также политико-правовые факторы. К ним относятся демократический  политический режим, доминирование  в обществе демократической политической культуры, правовая обеспеченность демократических  процедур формирования всех структур власти, принятия и реализации политико-управленческих решений, участия членов общества на всех стадиях политического процесса.

     Политическая  деятельность личности основывается на совокупности определенных предпосылок, которые либо способствуют развитию политической активности, раскрытию  потенциальных качеств человека как общественно-политического деятеля, формированию личности как действительного  субъекта политической жизни общества, либо существенно затрудняют все  эти процессы и консервируют политическую апатию и пассивность.

     В политологии важным субъектом политического  процесса признается этнос – исторически  сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими качествами, особенностями культуры и психологического склада, а также  сознанием своего единства и отличия  от других подобных образований (самосознание).

     В мире сейчас проживает около 5000 народов, причем более 90% из них находятся  в составе многонациональных  государств. Роль национального фактора  за последнее время значительно  возросла, но при этом имеет неоднозначный  характер в различных регионах мира.

     В ряде стран до сих пор наблюдаются  масштабные национальные столкновения со значительным числом жертв. Нередко  национально-этнический фактор тесно  переплетен в их структуре с религиозным (конфессиональным).

     Европа  демонстрирует миру одновременно ряд  процессов: экономическую и политическую интеграцию в рамках расширяющегося Европейского союза, регионализацию в  рамках интегрирующихся государств и всплеск национально-религиозных конфликтов в основном в Восточной Европе, где во многом национализм определяет политические движения.

     Таким образом, можно отметить, что этнические процессы носят пульсирующий характер: разделительные процессы, при которых  национальное развитие и размежевание протекает очень бурно, чередуются и соседствуют с объединительными, при которых идет консолидация или даже слияние близких по языку и культуре этносов в один.

Информация о работе Политический процесс и политическая деятельность