Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:45, реферат
1. Понятие «политический процесс», его сущность, формы, структура, виды и этапы. Режимы протекания политического процесса.
2. Понятие и типология субъектов политического процесса. Социально-этнические общности как субъекты политики. Личность как субъект политического процесса.
Карагандинский
Государственный Медицинский
СРС
На
тему: «Политический
процесс и политическая деятельность»
Выполнил: Нурмаганбетов Е., 204 стом
Проверила:
Караганда,
2011
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Понятие «политический процесс»
2.
Понятие и типология субъектов
политического процесса. Социально-этнические
общности как субъекты
1. Понятие «политический
процесс», его сущность,
формы, структура,
виды и этапы.
Режимы протекания
политического процесса.
Понятие «процесс» используется во всех общественных науках, разнообразные процессы постоянно протекают во всех сферах общественной жизни, и политическая сфера не исключение. Политические процессы свидетельствуют о том, что политическая система существует, функционирует и развивается. Другими словами, они служат формой функционирования политической сферы (системы) общества.
В
широком смысле политические процессы
есть формы политической активности
общества. Многообразие этой активности
и тот факт, что каждый её случай
имеет свою причину и цель, разную
степень предсказуемости
Политический процесс – одна из центральных категорий политологии. В определении понятия «политический процесс» распространены три основные точки зрения. Одни исследователи понимают под политическим процессом все, что происходит в политике, другие вообще отождествляют эту категорию с категорией «политика», а третий подход трактует понятие «политический процесс» как смену состояний политической системы общества. Но считается общепризнанным, что он отображает реальное взаимодействие субъектов политики, сложившейся не в соответствии с намерениями лидеров или программами партий, а в результате действия разнообразных внешних и внутренних факторов.
Политический процесс показывает, как индивиды, группы, институты со своими субъективными целями взаимодействуют друг с другом и с государством, реализуя специфические роли и функции. А так как ситуации и мотивы человеческого поведения постоянно изменяются, политический процесс исключает какую-либо предопределенность в развитии событий.
В
политическом процессе взаимодействуют
различные субъекты политики и факторы,
в результате чего происходят изменения
в сфере политики. Он раскрывает
две формы политического
Реализация политическими субъектами своих функций выражает происходящее в обществе распределение власти, политическую мобилизацию граждан, принятие решений и другие формы политической активности групп и лиц, в том числе и нелегальные. Поэтому в политическом процессе присутствуют и такие формы политической активности, как заговоры, террор, деятельность нелегальных партий и организаций, хотя они обычно находятся на периферии политической жизни.
Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур, то есть показывает, как общество формирует государственность, а государство, в свою очередь, «завоевывает» общество. По мнению политологов В.П.Пугачева и А.Н.Соловьева, политический процесс представляет собой совокупность действий политических субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, в итоге ведущих к развитию или упадку политической системы общества.
Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели.
Особенность политических процессов заключается в том, что их невозможно изучать как единую массу. Есть различие между процессами внутри общества и международными политическими процессами.
В совокупности политических процессов выделяются две группы – общие и частные. Они отличаются не только масштабом охвата общественной жизни, но и содержанием, формами протекания, целями и результатами, поэтому их изучают раздельно. Однако эти две группы процессов взаимосвязаны и могут оказывать существенное влияние на содержание, формы и скорость протекания друг друга.
Общий политический процесс охватывает все общество и ведет к смене состояния его политической системы. Частные политические процессы – это разнообразные и многочисленные формы политической активности общества, направленные на реализацию политических целей, не затрагивающих состояние политической системы общества в целом (например, не ведущих к смене режима или формы правления). Они могут протекать на национальном, региональном, местном уровне, внутри социально-демографических групп, классов, наций; в трудовых коллективах, партиях и т.д.
Общий политический процесс протекает в трех известных формах: эволюция, революция, кризис. Эволюция – основная и наиболее распространенная форма, означающая постепенные изменения политической системы страны: в расстановке политических сил, политическом режиме (нарастание демократических или антидемократических тенденций), структурах власти и т.д. Революционная форма развития общего политического процесса означает «коренной поворот в жизни общества, в ходе которого происходит смена государственной власти и господствующих форм собственности». Политическая революция связана с насилием, вплоть до вооруженной смены власти. Происходит стремительное разрушение всех политических органов, что, как правило, сопровождается многочисленными жертвами и трагедией миллионов людей. Политический кризис – потеря властными структурами контроля над развитием обострившихся противоречий, ослабление политических институтов, слабая управляемость экономики и других сфер, нарастание недовольства в обществе и т.д. Причины политического кризиса в основном носят экономический и социальный характер. В отличие от революции политические кризисы редко ведут к смене государственного строя, но это драматические периоды в судьбах общества.
Итак,
общий политический процесс отражает
динамику политической системы общества
в целом, смену её состояний и
форм государственного устройства (форма
правления, методы осуществления власти,
национально-территориальная
Структурными элементами частного политического процесса являются причина (или причины) его возникновения, объект, субъект и цель. Причина возникновения частного политического процесса – это появление противоречия, требующего разрешения. Например, недовольство системой налогообложения может инициировать законотворческий процесс по её изменению. Объект частного политического процесса – это конкретная политическая проблема, ставшая его причиной: 1) возникновение и необходимость реализации каких-либо политических интересов; 2) создание новых политических институтов, партий, движений и т.д.; 3) реорганизация властных структур, создание нового правительства; 4) организация поддержки существующей политической власти. Субъект частного политического процесса – это его инициатор: какой-либо орган власти, партия, движение или даже индивид. Необходимо определить статус этих субъектов, их цели, ресурсы и стратегию их действий. Цель частного политического процесса – это то, ради чего начинается и развивается политический процесс. Знание цели позволяет оценить реальность её достижения, взвесив ресурсы, которыми располагают участники процесса.
Следует отметить, что частный политический процесс не обязательно возникает в политической сфере. Он может начаться и развиваться в любой сфере общества (экономической, социальной, духовной, культурной и т.д.). Если эти сферы сами не могут разрешить возникшие противоречия, то проблема, например, из экономической превращается в политическую.
Для комплексного изучения процесса необходима информация о ряде его характеристик: количестве и составе участников, социально-политических условиях и форме протекания.
Все частные политические процессы, несмотря на их многообразие, проходят в своем развитии через три этапа. Каждый частный политический процесс начинается с появления проблемы. На первом этапе определяются силы, заинтересованные в её решении, уточняются их позиции и возможности, вырабатываются пути решения данной проблемы. Второй этап – это мобилизация сил для поддержки намеченного пути решения проблемы или различных вариантов решения. Процесс завершается с прохождением третьего этапа – принятия политическими структурами мер по решению проблемы. Существует и другая точка зрения, согласно которой любой политический процесс можно разделить на пять стадий: 1) формирование политических приоритетов; 2) выдвижение приоритетов на авансцену процесса; 3) принятие по ним политических решений; 4) реализация принятых решений; 5) осмысление и оценка результатов решений.
Типология частных политических процессов:
По масштабности частного политического процесса различаются процессы внутри общества и международные процессы. Последние бывают двусторонними (между двумя государствами) и многосторонними (между многими или даже всеми государствами мира). Частные политические процессы внутри общества делятся на базовые и локальные (периферийные).
По характеру взаимосвязи общества и властных структур процессы подразделяются на стабильные и нестабильные. Первые развиваются в стабильной политической среде с устойчивыми механизмами принятия политических решений и политической мобилизации граждан. Нестабильные процессы возникают и развиваются в условиях кризиса власти и политической системы в целом и отражают конфликт интересов групп.
По форме протекания. Явный (открытый) политический процесс характеризуется тем, что интересы групп и граждан систематически выявляются в их публичных требованиях к государственной власти, которая открыто принимает управленческие решения. Теневой процесс основан на деятельности скрытых политических институтов и центров власти, а также на требованиях граждан, не выраженных в официальной форме.
Каждый из политических процессов обладает и собственным внутренним ритмом, т.е. цикличностью стадий взаимодействия субъектов.
Главная задача всех участников политических процессов – включить свои требования во властные решения. Институты государственной власти являются важнейшим инструментом учета групповых требований и выработки политической воли общества.
С точки зрения системной организации политической власти различаются две основные разновидности политических процессов: демократические, где сочетаются различные формы народовластия, и недемократические, определяемые наличием тоталитарных или авторитарных режимов, недемократических партий, организаций и лидеров, авторитарной политической культуры и менталитета граждан.
В западной политологии существуют две типологизации политического процесса в целом. В рамках первой из них американский политолог Л. Пай, сравнивая политические процессы различных стран, выделяет два их типа – западные и «незападные».
Второй тип классификации сосредоточен на западных политических системах, выделяя в них два вида политического процесса: горизонтальный и вертикальный. В основе горизонтального политического процесса лежит признание формального равенства и автономности его участников. Вертикальный политический процесс отличается тем, что власть всемерно стремится поддерживать свой авторитет.
С
изменением форм, методов и функций,
осуществляемых институтами государственного
управления, изменяются и политические
процессы. Чаще всего различают три
режима их протекания. Первый – это
режим функционирования, не выводящий
политическую систему за рамки сложившихся
взаимоотношений граждан и
Политический
процесс – сложное
Информация о работе Политический процесс и политическая деятельность