Политический процесс и политическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:45, реферат

Описание работы

1. Понятие «политический процесс», его сущность, формы, структура, виды и этапы. Режимы протекания политического процесса.
2. Понятие и типология субъектов политического процесса. Социально-этнические общности как субъекты политики. Личность как субъект политического процесса.

Работа содержит 1 файл

Политический процесс и политическая деятельность.docx

— 33.19 Кб (Скачать)

     Карагандинский  Государственный Медицинский Университет  
 
 
 
 

     СРС

     На  тему: «Политический процесс и политическая деятельность» 
 

Выполнил: Нурмаганбетов Е., 204 стом

Проверила:  
 
 
 
 
 
 
 

Караганда, 2011 
СОДЕРЖАНИЕ
 

     1. Понятие «политический процесс», его сущность, формы, структура,  виды и этапы. Режимы протекания  политического процесса.

     2. Понятие и типология субъектов  политического процесса. Социально-этнические  общности как субъекты политики. Личность как субъект политического  процесса.

 

      1. Понятие «политический  процесс», его сущность, формы, структура,  виды и этапы.  Режимы протекания  политического процесса. 

     Понятие «процесс» используется во всех общественных науках, разнообразные процессы постоянно  протекают во всех сферах общественной жизни, и политическая сфера не исключение. Политические процессы свидетельствуют  о том, что политическая система  существует, функционирует и развивается. Другими словами, они служат формой функционирования политической сферы (системы) общества.

     В широком смысле политические процессы есть формы политической активности общества. Многообразие этой активности и тот факт, что каждый её случай имеет свою причину и цель, разную степень предсказуемости результата и другие различия, затрудняют научные  исследования политических процессов, порождают многообразие точек зрения по одним и тем же вопросам. Эта  тема является одной из самых дискуссионных  в политологии. И, тем не менее, степень  научной разработанности политических процессов позволяет достаточно четко их классифицировать.

     Политический  процесс – одна из центральных категорий политологии. В определении понятия «политический процесс» распространены три основные точки зрения. Одни исследователи понимают под политическим процессом все, что происходит в политике, другие вообще отождествляют эту категорию с категорией «политика», а третий подход трактует понятие «политический процесс» как смену состояний политической системы общества. Но считается общепризнанным, что он отображает реальное взаимодействие субъектов политики, сложившейся не в соответствии с намерениями лидеров или программами партий, а в результате действия разнообразных внешних и внутренних факторов.

     Политический  процесс показывает, как индивиды, группы, институты со своими субъективными  целями взаимодействуют друг с другом и с государством, реализуя специфические  роли и функции. А так как ситуации и мотивы человеческого поведения  постоянно изменяются, политический процесс исключает какую-либо предопределенность в развитии событий.

     В политическом процессе взаимодействуют  различные субъекты политики и факторы, в результате чего происходят изменения  в сфере политики. Он раскрывает две формы политического волеизъявления граждан: 1) способы презентации рядовым участником политического процесса своих интересов (участие в выборах, членство в партиях и т.д.); 2) формы принятия и реализации властных решений, осуществляемых лидерами и элитами.

     Реализация  политическими субъектами своих  функций выражает происходящее в  обществе распределение власти, политическую мобилизацию граждан, принятие решений  и другие формы политической активности групп и лиц, в том числе  и нелегальные. Поэтому в политическом процессе присутствуют и такие формы  политической активности, как заговоры, террор, деятельность нелегальных партий и организаций, хотя они обычно находятся  на периферии политической жизни.

     Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур, то есть показывает, как общество формирует  государственность, а государство, в свою очередь, «завоевывает» общество. По мнению политологов В.П.Пугачева и А.Н.Соловьева, политический процесс представляет собой совокупность действий политических субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, в итоге ведущих к развитию или упадку политической системы общества.

     Политический  процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций  и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели.

     Особенность политических процессов заключается  в том, что их невозможно изучать  как единую массу. Есть различие между  процессами внутри общества и международными политическими процессами.

     В совокупности политических процессов  выделяются две группы – общие и частные. Они отличаются не только масштабом охвата общественной жизни, но и содержанием, формами протекания, целями и результатами, поэтому их изучают раздельно. Однако эти две группы процессов взаимосвязаны и могут оказывать существенное влияние на содержание, формы и скорость протекания друг друга.

     Общий политический процесс охватывает все общество и ведет к смене состояния его политической системы. Частные политические процессы – это разнообразные и многочисленные формы политической активности общества, направленные на реализацию политических целей, не затрагивающих состояние политической системы общества в целом (например, не ведущих к смене режима или формы правления). Они могут протекать на национальном, региональном, местном уровне, внутри социально-демографических групп, классов, наций; в трудовых коллективах, партиях и т.д.

     Общий политический процесс протекает  в трех известных формах: эволюция, революция, кризис. Эволюция – основная и наиболее распространенная форма, означающая постепенные изменения политической системы страны: в расстановке политических сил, политическом режиме (нарастание демократических или антидемократических тенденций), структурах власти и т.д. Революционная форма развития общего политического процесса означает «коренной поворот в жизни общества, в ходе которого происходит смена государственной власти и господствующих форм собственности». Политическая революция связана с насилием, вплоть до вооруженной смены власти. Происходит стремительное разрушение всех политических органов, что, как правило, сопровождается многочисленными жертвами и трагедией миллионов людей. Политический кризис – потеря властными структурами контроля над развитием обострившихся противоречий, ослабление политических институтов, слабая управляемость экономики и других сфер, нарастание недовольства в обществе и т.д. Причины политического кризиса в основном носят экономический и социальный характер. В отличие от революции политические кризисы редко ведут к смене государственного строя, но это драматические периоды в судьбах общества.

     Итак, общий политический процесс отражает динамику политической системы общества в целом, смену её состояний и  форм государственного устройства (форма  правления, методы осуществления власти, национально-территориальная организация), а также политического режима.

     Структурными  элементами частного политического процесса являются причина (или причины) его возникновения, объект, субъект и цель. Причина возникновения частного политического процесса – это появление противоречия, требующего разрешения. Например, недовольство системой налогообложения может инициировать законотворческий процесс по её изменению. Объект частного политического процесса – это конкретная политическая проблема, ставшая его причиной: 1) возникновение и необходимость реализации каких-либо политических интересов; 2) создание новых политических институтов, партий, движений и т.д.; 3) реорганизация властных структур, создание нового правительства; 4) организация поддержки существующей политической власти. Субъект частного политического процесса – это его инициатор: какой-либо орган власти, партия, движение или даже индивид. Необходимо определить статус этих субъектов, их цели, ресурсы и стратегию их действий. Цель частного политического процесса – это то, ради чего начинается и развивается политический процесс. Знание цели позволяет оценить реальность её достижения, взвесив ресурсы, которыми располагают участники процесса.

     Следует отметить, что частный политический процесс не обязательно возникает  в политической сфере. Он может начаться и развиваться в любой сфере  общества (экономической, социальной, духовной, культурной и т.д.). Если эти  сферы сами не могут разрешить  возникшие противоречия, то проблема, например, из экономической превращается в политическую.

     Для комплексного изучения процесса необходима информация о ряде его характеристик: количестве и составе участников, социально-политических условиях и  форме протекания.

     Все частные политические процессы, несмотря на их многообразие, проходят в своем  развитии через три этапа. Каждый частный политический процесс начинается с появления проблемы. На первом этапе определяются силы, заинтересованные в её решении, уточняются их позиции  и возможности, вырабатываются пути решения данной проблемы. Второй этап – это мобилизация сил для  поддержки намеченного пути решения  проблемы или различных вариантов  решения. Процесс завершается с  прохождением третьего этапа – принятия политическими структурами мер  по решению проблемы. Существует и  другая точка зрения, согласно которой  любой политический процесс можно  разделить на пять стадий: 1) формирование политических приоритетов; 2) выдвижение приоритетов на авансцену процесса; 3) принятие по ним политических решений; 4) реализация принятых решений; 5) осмысление и оценка результатов решений.

     Типология частных политических процессов:

     По  масштабности частного политического процесса различаются процессы внутри общества и международные процессы. Последние бывают двусторонними (между двумя государствами) и многосторонними (между многими или даже всеми государствами мира). Частные политические процессы внутри общества делятся на базовые и локальные (периферийные).

     По  характеру взаимосвязи  общества и властных структур процессы подразделяются на стабильные и нестабильные. Первые развиваются в стабильной политической среде с устойчивыми механизмами принятия политических решений и политической мобилизации граждан. Нестабильные процессы возникают и развиваются в условиях кризиса власти и политической системы в целом и отражают конфликт интересов групп.

     По  форме протекания. Явный (открытый) политический процесс характеризуется тем, что интересы групп и граждан систематически выявляются в их публичных требованиях к государственной власти, которая открыто принимает управленческие решения. Теневой процесс основан на деятельности скрытых политических институтов и центров власти, а также на требованиях граждан, не выраженных в официальной форме.

     Каждый  из политических процессов обладает и собственным внутренним ритмом, т.е. цикличностью стадий взаимодействия субъектов.

     Главная задача всех участников политических процессов – включить свои требования во властные решения. Институты государственной  власти являются важнейшим инструментом учета групповых требований и  выработки политической воли общества.

     С точки зрения системной организации  политической власти различаются две  основные разновидности политических процессов: демократические, где сочетаются различные формы народовластия, и недемократические, определяемые наличием тоталитарных или авторитарных режимов, недемократических партий, организаций и лидеров, авторитарной политической культуры и менталитета граждан.

     В западной политологии существуют две  типологизации политического процесса в целом. В рамках первой из них американский политолог Л. Пай, сравнивая политические процессы различных стран, выделяет два их типа – западные и «незападные».

     Второй  тип классификации сосредоточен на западных политических системах, выделяя  в них два вида политического  процесса: горизонтальный и вертикальный. В основе горизонтального политического процесса лежит признание формального равенства и автономности его участников. Вертикальный политический процесс отличается тем, что власть всемерно стремится поддерживать свой авторитет.

     С изменением форм, методов и функций, осуществляемых институтами государственного управления, изменяются и политические процессы. Чаще всего различают три  режима их протекания. Первый – это  режим функционирования, не выводящий  политическую систему за рамки сложившихся  взаимоотношений граждан и институтов государственной власти. Второй режим  протекания политических процессов  – это режим развития. В этом случае структуры и механизмы  власти выводят политику государства  на уровень, позволяющий адекватно  отвечать на новые требования населения  и вызовы времени. Третьей разновидностью режима протекания политических процессов  является режим упадка, распада политической целостности.

     Политический  процесс – сложное многофакторное понятие, имеющее различные формы  и режимы протекания. Анализ процессов  в политике – задача, требующая  от исследователя широты взглядов, умения учитывать разнообразие факторов и точек зрения, чтобы избежать субъективных оценок.  

Информация о работе Политический процесс и политическая деятельность