Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 22:15, реферат
Политический менеджмент является одним из важнейших инструментов целенаправленного, сознательного, планомерного регулирования системы общественных отношений, а также поиска новых способов включения людей и их интересов в процесс преобразования жизни.
Введение
1. Определение политического менеджмента
2. Виды политического менеджмента
3. Роль политического менеджмента в современных условиях
4. Политический менеджмент как профессия
Заключение
Список литературы
Первый из них - изменение
роли масс в политической жизни общества.
На смену обществам, где все решалось аристократическим
меньшинством, где управляемость социумом
обеспечивалась, прежде всего, за счет
инертности широких масс, их невмешательства
в вопросы политической власти, пришли
общества, где массы перестали быть послушными
этим самым меньшинствам: они не повинуются
им, не следуют за ними, не уважают их, а,
наоборот, отстраняют и вытесняют их. Для
сдерживания разрушительных охлократических
тенденций необходимо было переходить
от прямого давления на массы к более скрытым
способам воздействия.
Второй процесс -
утверждение в сознании многих людей
ценностей либерализма: свободы
личности, идеологического и
Третий процесс -
демократизация обществ. Утверждение
в политической практике многих современных
государств принципов правового государства
вело к резкому сужению институциональных
возможностей для произвола и применения
нелегитимных форм насилия со стороны
властей. Будучи ограниченными законом
в своих действиях, государственные должностные
лица и другие политические деятели не
могли не обратиться к теории и практике
политического менеджмента для укрепления
своего авторитета и влияния, для проведения
в жизнь своих замыслов и решений.
Четвертый процесс -
введение всеобщего избирательного
права. Как это ни кощунственно звучит,
но массой, способной повлиять на выбор
того или иного кандидата, нужно
было управлять так, чтобы она
не замечала направляющего воздействия,
чтобы у каждого человека, пришедшего
на избирательный участок, всегда сохранялось
ощущение, что он действует самостоятельно,
что его выбор является свободным.
Пятый процесс - превращение
политических партий и общественных
организаций, групп интересов в самостоятельных
субъектов, стремящихся играть активную
роль на политической арене. Партии, общественные
организации, группы интересов в отличие
от государства лишены права на создание
общеобязательных норм и на применение
легитимного насилия, поэтому политический
менеджмент становится для них единственно
возможной формой управленческого воздействия
на массы.
Итак, возрастание
интереса к политическому менеджменту
в ХХ в. было во многом обусловлено сужением
рамок силового решения проблем в сфере
политических властеотношений, утверждением
ценностей и принципов правового государства,
идеологического и политического плюрализма,
уважения прав меньшинства, свободы оппозиции,
толерантности. Ограничение действий
высших государственных должностных лиц
законом, провозглашение незыблемости
прав и свобод личности, выход на политическую
арену партий и иных организаций, не обладающих
статусными ресурсами власти, требовали
пересмотра способов достижения политических
целей. Широко распространенные ранее
методы государственного принуждения,
откровенного насилия уже не соответствовали
новым реалиям. Эффективность политического,
в том числе и государственного управления
должна была достигаться на основе иных
средств, обеспечивающих исполнение принимаемых
решений без репрессивного механизма
санкций.
4. Политический менеджмент
как профессия
Вплоть до середины
ХХ в. избирательные и иные политические
кампании проводились главным образом
силами партийных активистов, друзей
кандидатов, сочувствующих граждан,
которые хотели бы помочь действующим
политикам. В основе действий таких
участников политико-технологического
процесса лежал, как правило, личный
энтузиазм, желание обеспечить победу
своему кандидату, намерение сделать
все возможное для этой победы.
Среди таких людей появлялись
неплохие организаторы политических кампаний,
но действовали они, опираясь скорее
на интуицию, опыт, чем на знание, что,
почему и как делать. Профессионалов
в области политических кампаний
тогда не существовало.
Профессионал - это
тот, кто обладает специальными знаниями
в соответствующей области, проходит
необходимую подготовку, для кого
работа в этой области становится,
если не единственным, то значимым, источником
получения финансовых средств. Для
превращения политического
Остановимся на трех
важнейших изменениях в научном
знании, позволяющих говорить об «эмпирической
революции» в социальных науках.
Во-первых, отметим
развитие прикладной социологии. Пионером
в этой области стала созданная
на базе первого в мире социологического
факультета Чикагская школа (1915-1935 гг.).
Она смогла предложить научной общественности
органическое соединение теоретических
обобщений с эмпирическими
Во-вторых, в ХХ в.
произошли серьезные изменения
в психологической науке, стремящейся
к объяснению поведения людей. Психологи
пытались найти механизмы социального
влияния, мотивации политического
действия, проникнуть в тайны познания
человеком окружающего мира, а
главное - найти практическое применение
этим знаниям. Развитие психологического
консультирования, заключающегося в оказании
помощи людям при решении различных проблем
личности стало ярким свидетельством
возможности эффективного применения
теоретических знаний на практике. Именно
психологи-консультанты становятся первыми
профессиональными советниками политических
лидеров по имиджу.
В-третьих, наблюдалось
бурное развитие наук об управлении, которые
с самого начала были ориентированы
не только на исследование управленческих
процессов, но и на предложение конкретных
моделей, технологий, практических принципов
достижения управленческих целей.
Итак, в ХХ в. в
социальных науках наблюдается стремление
ученых к соединению теоретического
знания с конкретным, ориентированным
на решение практических задач, происходит
своеобразная «эмпирическая революция»
в социальных науках. Ученые смогли разработать
методики изучения реальных ситуаций,
перейти от теоретических рассуждений,
носящих нередко умозрительный характер,
к выработке научно-обоснованных рекомендаций
для политиков-практиков.
Однако результатами
научно-эмпирической революции первыми
воспользовались не политики, а предприниматели,
бизнесмены. Они стали поощрять деятельность
рекламных агентств, специалистов «по
связям с общественностью», маркетологов.
Обострение экономической конкуренции
вынудило наиболее инициативных и предприимчивых
обратиться к научным исследованиям, позволяющим
на более высоком уровне строить деятельность
по продвижению товаров на рынке. Многие
предприниматели готовы были спонсировать
деятельность ученых в этой области, способствуя
тем самым профессионализации этого направления
деятельности, выращивая, так сказать,
специалистов. Политикам необходимо было
увидеть эффект, производимый, например,
профессионально сделанной рекламой на
потребителя, чтобы понять возможности,
открывающиеся в воздействии на широкие
массы с целью завоевания их доверия в
ходе политической борьбы, предвыборных
баталий.
В политике одними из
первых к услугам профессиональных
производителей рекламы прибегли в
США республиканцы в
Устойчивый интерес
политиков к специалистам в области
рекламы, их забота о своем имидже
привели к появлению среди
профессионалов, работающих в рекламном,
консалтинговом бизнесе людей, специализирующихся
на решении политических проблем. Стали
открываться агентства, обслуживающие
по контракту политические партии и
отдельных кандидатов. В России в
1995 г. ведущие центры и агентства
политического консалтинга
Как правило, многие
консультационные центры оказывают
комплексные услуги, т.е. они могут
провести диагностику ситуации, помочь
политику в разработке управленческих
решений, а также предложить услуги
по их реализации. Вместе с тем, при
проведении масштабных избирательных
кампании центры политического консультирования
могут сосредоточиваться и на
решении более частных задач.
Итак, одной из важных
особенностей политической жизни в
ХХ в. стало появление
Заключение
Завершая работу
над рефератом можно прийти к
выводу, что политический менеджмент
- это особый вид управления в
политике, когда субъект управления,
стремящийся к достижению цели, лишен
возможности создавать
Политический менеджмент
позволяет решать следующие задачи:
1. укрепление авторитета
государственного или
2. создание привлекательного
образа государственного
3. расширение числа
сторонников той или иной
4. формирование электоральных
предпочтений населения.
5. организация политических
союзов и блоков.
6. влияние на политических
оппонентов и противников в
политических конфликтах.
7. оказание воздействия
на лиц, принимающих
8. мобилизация масс
для политической поддержки.
Список литературы
1. Горчева А.Ю. Политический
менеджмент постсоветской России: Монография.
- М., 2003. - 192 с.
2. Жуков В.И. Политический
менеджмент. - М.: Институт психотерапии,
2004. - 936 с.
3. Ильина Е. Политический
менеджер // Элитный персонал. - №6. -
2001.
4. Политическое управление:
проблема стабильности и
5. Пушкарева Г.В.
Политический менеджмент. - М.: Дело,
2002. - 400 с.
6. Технология и
организация выборных кампаний:
зарубежный и отечественный
7. Цветнов А.В.
Управление социально-