Политический менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 22:15, реферат

Описание работы

Политический менеджмент является одним из важнейших инструментов целенаправленного, сознательного, планомерного регулирования системы общественных отношений, а также поиска новых способов включения людей и их интересов в процесс преобразования жизни.

Содержание

Введение
1. Определение политического менеджмента
2. Виды политического менеджмента
3. Роль политического менеджмента в современных условиях
4. Политический менеджмент как профессия
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Политический менеджмент.docx

— 26.52 Кб (Скачать)

План 
 

Введение 

1. Определение политического  менеджмента 

2. Виды политического  менеджмента 

3. Роль политического  менеджмента в современных условиях 

4. Политический менеджмент  как профессия 

Заключение 

Список литературы 

Введение 

Политический менеджмент является одним из важнейших инструментов целенаправленного, сознательного, планомерного регулирования системы общественных отношений, а также поиска новых  способов включения людей и их интересов в процесс преобразования жизни. 

Сегодняшний политический менеджер, должен не только организовывать и координировать деятельность различных  государственных, политических или  общественных организационных структур для реализации их миссии, но также  принимать социально значимые решения  и реализовывать их так, чтобы  это не разрушало, а помогало жизнедеятельности  всего общества или его отдельных  сообществ. 

Управление - это  важная и неотъемлемая часть политической жизни общества. С его помощью  решаются как масштабные задачи координации  политических, экономических и социальных процессов в обществе, так и более мелкие, связанные с достижением конкретных целей и задач, таких как: завоевание доверия масс, победа на выборах, разрешение конфликтных ситуаций и т.д. Управленческие отношения в политике многообразны. 

Цель реферата - раскрыть понятие «политический менеджмент». 

1. Определение политического  менеджмента 

Управление присуще  всем организованным системам: физическим, биологическим, социальным. С его  помощью достигается целостность  этих систем, сохраняется их качественная специфика, осуществляется воспроизводство  и развитие. Главной особенностью социальных, в том числе и политических систем является наличие в них  двух типов управления. Первый тип  управления является системным, он представляет собой объективно действующие социальные механизмы или процессы, которые  побуждают людей воспроизводить в своих действиях системные  элементы, структуры, функциональные связи. В рамках политической системы такими основными процессами-механизмами  являются политическая социализация, институализация, легитимация, в рамках отдельной политической организации - взаимные ролевые ожидания, групповые нормы и ценностные ориентации. 

На практике системное  управление выглядит в виде подчинения людей обществу, культуре, внешним  и интериоризированным, т.е. глубоко усвоенным личностью, нормам, правилам, ценностям. Этот тип управления называют еще самоорганизацией системы, подчеркивая тем самым наличие в каждой системе, в том числе и политической, внутренних механизмов, обеспечивающих ее воспроизводство. 

Спецификой социальных систем - общества, институтов, организаций, групп - является наличие в них  второго типа управления, существующего  в виде осознанной направленной деятельности людей, преследующих свои цели, способных  создавать структуры, принимать  решения и влиять друг на друга. Наличие  этого типа управления отличает социальные системы от всех остальных. Он привносит  субъективность в управленческие отношения, делает их более сложными, зависящими не только от системных требований, но и от индивидуальных особенностей людей, вовлеченных в управленческий процесс. 

Управление, относящееся  к сфере политики, включает всю  совокупность управленческих процессов, возникающих в поле политических властеотношений. Можно выделить следующие основные виды управления в политике: 

а) управленческие отношения, возникающие между государственными должностными лицами и государственными органами, выступающими в роли субъекта управления, с одной стороны, и  населением или отдельными его группами - с другой. Этот вид управления обычно называют государственным управлением, потому что его субъектом является государство, его учреждения и должностные лица. В нем выделяют как особый сегмент - государственно-административное управление, включающее в себя все многообразие управленческой деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти (правительством, министерствами, ведомствами и иными госучреждениями). 

Главной особенностью государственного управления является то, что оно опирается на право  «легитимного насилия», т.е. субъект  управления обладает властными полномочиями, необходимыми статусными ресурсами  для проведения в жизнь управленческих решений. В современном обществе государственное управление осуществляется преимущественно в виде создания соответствующими органами и учреждениями норм, носящих деперсонализированный характер и существующих в виде законов и иных общих нормативных актов. Государственное управление в современном обществе является многоуровневым и необычайно сложным, прежде всего в силу необычайно разросшегося числа всевозможных государственных организаций и учреждений. 

б) управленческие отношения, складывающиеся внутри государственных  и политических организаций с  целью упорядочения их деятельности, повышения эффективности работы. Его особенностью является то, что  управленческие отношения ограничены рамками отдельных организаций (государственных  учреждений, политических партий и  т.д.), что придает этому виду управления много общих черт с менеджментом экономических организаций. Управление в государственных учреждениях  и политических организациях также  основано на возможности субъекта управления (руководства государственного учреждения, руководящие органы партии) опереться  на статусные ресурсы, на право создавать  общеобязательные для членов данной организации нормы. 

в) управленческие отношения, где субъект (политическая организация, группа давления, государственный деятель) не может опереться на право «легитимного насилия» и на свои статусные ресурсы  для достижения поставленных целей, не может принять закон или  иное распоряжение, обретающее обязательный характер, а поэтому вынужден прибегать  к иным формам и методам воздействия  на предполагаемый объект управления. Этот вид управленческих отношений и называется политическим менеджментом или политико-технологическим управлением. 

Итак, политический менеджмент - это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной цели, лишен возможности создавать  общеобязательные нормы и опираться  на право «легитимного насилия», т.е. либо на право государственного принуждения, либо на статусное право в политической организации. 

2. Виды политического  менеджмента 

Политический менеджмент позволяет решать различные задачи. Первоначально решением всех этих многообразных  задач занимались одни и те же люди. Однако возрастание значения политического  менеджмента в современном политическом процессе привело к дифференциации и профессионализации деятельности в этой области. Появились люди, специализирующихся в решении различных задач  политико-технологического управления. 

В настоящее время  можно говорить о следующих основных видах политического менеджмента: 

1. Имиджмейкинг или создание образа, имиджа государственного, политического деятеля, привлекательного для широких масс; 

2. Корпоративный  политический имиджмейкинг или формирование в массовом сознании узнаваемого положительного образа государственного учреждения, политической организации, партии; 

3. Электоральные  технологии как системная организация  предвыборной кампании; 

4. Политический брендинг (бренд - торговая марка) или внесение в массовое сознание узнаваемых символов, значений, образов, способных в соответствии с целями субъекта политико-технологического управления сплачивать, объединять людей или, напротив, разъединять их на соперничающие группы. Политический бренд - это своеобразный маркер, который позволяет при помощи одного слова, словосочетания или заменяющих их символов указывать на принадлежность людей к той или иной политической группе и на то место, которое они занимают в политическом пространстве. Например, такие слова-маркеры, как «коммунисты», «демократы» позволяли россиянам в конце ХХ в. разделять общество на тех, кто выступает за обновление страны, и кто противится этому обновлению. Политические бренды, при умелой их раскрутке превращаются в символы, объединяющие людей, поэтому можно сказать, что главный смысл политического брендинга как вида политико-технологического управления - формирование политической, социальной идентичности в интересах субъекта управления; 

5. Технологии политических  союзов как деятельность, ориентированная  на вовлечение в решение поставленных  задач своих политических союзников  и оппонентов; 

6. Технологии регулирования  и разрешения политических конфликтов, предполагающие поиск путей и  средств снижения политического  противостояния и политической  напряженности в обществе; 

7. Технологии лоббизма, представляющие собой деятельность, направленную на оказание воздействия  на государственных должностных  лиц, принимающих управленческие  решения. 

Перечисленные виды политического менеджмента различаются  по целям, которые может ставить  перед собой субъект политического  управления. Достижение каждой такой  цели потребует от субъекта разработки различных стратегий. Так, при формировании имиджа политический менеджер направляет усилия на формирование образа конкретного  политика, создавая благожелательное отношение к нему широких слоев  населения; при регулировании конфликтов - на поиск точек соприкосновения  во взглядах противоборствующих сторон и т.д. 

Вместе с тем, разделение политико-технологического управления на различные виды является достаточно условным. На практике приходится нередко  одному и тому же субъекту управления решать различные задачи, например, создавать узнаваемый, понятный населению  образ политической организации  и одновременно формировать имидж  сильного, компетентного, заботящегося о нуждах простого человека, лидера этой организации. Технологии лоббизма включают, как правило, не только поиск  возможностей воздействия на лиц принимающих государственные решения, но и формирование в глазах общественности образа группы интересов как силы, борющейся за процветание страны. 

Переплетение видов  политико-технологического управления, их взаимодополняемость становятся возможными благодаря тому, что в их основе лежат общие принципы организации управленческого взаимодействия, общие технологические приемы достижения поставленных целей. 

Решение задач в  рамках каждого вида политико-технологического управления требует усилий специалистов в различных областях. Например, в формировании имиджа политика участвуют  ученые-аналитики, психологи, визажисты, спичрайтеры, специалисты PR, организаторы публичных акций, рекламисты. 

Такое функциональное разделение труда характерно для  всех видов политического менеджмента. В его основе лежит сложность, решаемых субъектом управления, задач. А главным итогом этой функциональной дифференциации стало появление  специалистов, исполняющих узкие  функциональные обязанности в рамках политико-технологического управления и обладающих для этого соответствующими знаниями, навыками и умениями. 

Выделение особых видов  профессий дало основание для  классификации политико-технологического управления по профессиональному признаку. В соответствии с этим критерием  принято выделять следующие виды политического менеджмента: 

· Аналитическое  обеспечение политических кампаний. 

· Политическая реклама. 

· Политический PR как  информационное обеспечение политических кампаний. 

· Имиджмейкинг в узком смысле слова, включающий работу консультантов с политиком с целью коррекции его поведения. 

· Спичрайтинг или написание текстов выступлений для политика. 

· Организация и  проведение массовых политических акций. 

Приведенный перечень видов политических технологий не является исчерпывающим. Рождаются новые  профессии - ньюсмейкер (создатель событий, новостей или информационных поводов), спин-доктор (организатор пропагандистской кампании, направленной на снижение роли негативной для политического деятеля  информации). Таким образом, политико-технологическое  управление не только дифференцируется по видам решаемых задач, но и усложняется  по профессиональному признаку. 

3. Роль политического  менеджмента в современных условиях 

Политический менеджмент существуют уже давно. Даже в ранних обществах правители вынуждены  были решать задачи повышения своего авторитета, расширения своего влияния  на широкие слои населения, а конкурирующие  группы и кланы всегда искали пути эффективного влияния на своих вождей, королей и императоров. Однако только в современном обществе политический менеджмент обретает масштабный характер. Это связано с пятью важными  процессами, получившими бурное развитие в XIX-ХХ вв. 

Информация о работе Политический менеджмент