Политический лидер и его функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 12:16, контрольная работа

Описание работы

Положение участников политической жизни в политической иерархии неравное. Это обусловлено разной степенью близости их к власти, способностью влиять на социальные изменения и возможностью принимать стратегические решения. И даже внутри элиты отдельные ее представители отличаются от других преимущественным влиянием на общество.

Содержание

Введение 3
Политический лидер и его функции. Кто и как становится политическим лидером. 3
«Теория черт лидера». 5
Ситуационная концепция лидерства. 5
Теория «свиты, делающей короля». 6
Психоаналитическое объяснение лидерства. 6
Типология лидеров. 7
Формальные и неформальные лидеры. 7
Традиционные, рациональные и харизматические лидеры. 7
Авторитарные, либеральные и демократические лидеры. 8
Имидж и призвание лидеров. 9
Психологическое поведение лидеров. 10
Политический популизм. 11
Политические портреты современных российских лидеров. 13
Некоторые особенности восприятия политических лидеров в современной России. 14
Политический портрет лидера. 21
Политический портрет В. Путина. 24
Политический портрет Д. Медведева. 25
Заключение 26
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Катюша политология.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

     Харизма, кроме того, может обернуться для  обладающего ею лидера и другой стороной. Воодушевленный этой харизмой народ  ждет от своего кумира скорых чудес, а  их, как известно, в суровой и «упрямой» реальности не бывает. Поэтому, не дождавшись чуда, наивная и мало размышляющая часть публики очень быстро разочаровывается и бросается из одной крайности (безмерной любви) в другую - охлаждение и огульную ненависть к «ставшему плохим» лидеру.

     Таким образом, если в основе традиционного  лидерства лежит привычка людей  к определенному типу власти, то рационально-легальное лидерство  базируется на человеческом разуме, а  харизматическое - на вере и эмоциях. При этом у каждого из этих трех типов лидерства есть свои плюсы и минусы, свой период в развитии общества. В относительно спокойные времена, напротив, предпочтительнее рационально-легальное лидерство - для кропотливой работы по регулированию и постепенному совершенствованию общественной жизни, для проведения необходимых реформ.

  Авторитарные, либеральные и  демократические  лидеры.

     Эти типы лидеров отличаются друг от друга  по стилю руководства и управления. Так, авторитарное лидерство предполагает единовластие и директивное (т. е. категорически приказное, не терпящее возражений) управление людьми. Лидер здесь сосредоточивает в своих руках почти все основные управленческие функции и не позволяет подчиненным выходить за жесткие рамки отведенных им ролей. Тщательно контролируя работу людей, он постоянно держит их под угрозой применения силы или других мер принуждения и наказания.

     В противоположность этому, либеральное  руководство отличается тем, что  организованность, дисциплина и порядок  в обществе или группе пускаются  на самотек, либеральный лидер практически отстраняются от управления людьми, предоставляя им полную свободу действий (недаром этот стиль руководства иногда называют еще попустительским).

     Наконец, демократический лидер ориентируется  на принципы коллегиального, коллективного  руководства и управления. Он стремится вовлечь людей в совместную рациональную организацию общего дела на основе учета их интересов, мнений, инициатив и предоставления им определенной самостоятельности в действиях.

  Имидж и призвание лидеров.

     Следующим критерием в классификации политических лидеров может служить их внешний образ (имидж) и призвание. Здесь важно социальное предназначение лидера, т. е. характерные для него роль и ситуация, в которой он проявляет себя и привлекает людей в наибольшей степени.

     Так, первый из четырех предлагаемых и, как всегда, условно-собирательных образов - лидер-знаменосец - эффективно действует как идейный вдохновитель и вождь широких масс. Лидер-знаменосец самостоятелен и критичен в оценках действительности, он знает, как «исправить ситуацию». На своем знамени он точно обозначил цель, способную увлечь массы, и пути ее достижения. Примерами лидера-знаменосца могут быть Мохандас Ганди, Владимир Ленин, Адольф Гитлер.

     Второй - лидер-служитель - напротив, ориентирован, прежде всего, на обеспечение интересов выдвинувшей его группы сторонников. Последние же, в свою очередь, поддерживают в народе образ служения всей данной группы интересам общества. Именно так было в «послехрущевско-догорбачевский» (1964-1985) застойный период истории СССР: руководящая верхушка компартии выдвигала послушных и «удобных» для себя больших и малых лидеров-ставленников, которые были верными проводниками в стране «ленинского курса» КПСС. Лидер-служитель стремится, прежде всего, исправно служить своим конституантам и приверженцам, не забывая в то же время идти «навстречу пожеланиям трудящихся» (избирателям). Лидерами этого типа были Леонид Брежнев, Константин Черненко.

     Лидер-торговец - фигура современная, рациональная, «рыночная». Он окружает себя командой компетентных профессионалов-помощников, определяющих наиболее эффективные пути социально-экономического развития общества. Лидер-торговец умеет ярко преподнести и выгодно продать свои идеи и планы, привлекая все больше сторонников тем, что знает их потребности и хочет вместе с ними добиться их удовлетворения. Именно такой линии поведения следовал Рональд Рейган.

     Лидер-пожарный лучше всего проявляет себя в  чрезвычайных ситуациях (политические кризисы, социальные и международные  конфликты, экономические потрясения и т. п.), а также в оперативном решении самых неотложных проблем. Лидер-пожарный «специалист» по кризисным ситуациям. Он эффективно действует «по обстановке», как на пожаре, направляя струю воды туда, где появляются новые языки пламени. Он находит решения самых насущных проблем. Именно так действуют сейчас Дмитрий Медведев и Владимир Путин.

  Психологическое поведение лидеров.

  Последний признак в нашей лидерской  типологии - стиль психологического поведения вождей. Так, одна из разработок политических психологов предлагает следующую классификацию политиков по этому признаку.

  Политические  лидеры по способу утверждения лидерства в группах и организациях:

  -формальные;

  -неформальные.

  По  способу легитимации  власти лидера в обществе:

  -традиционные;

  -рационально-легальные;

  -харизматические.

  По  стилю руководства  и управления:

  -авторитарные;

  -либеральные;

  -демократические;

  По  имиджу и ролевому назначению лидера:

  -лидер-знаменосец;

  -лидер-служитель;

  -лидер-торговец;

  -лидер-пожарный;

  По  стилю психологического поведения лидера:

  -параноидальный;

  -демонстративный;

  -компульсивный;

  -депрессивный;

  -шизоидный.

     Названия  стилей поведения даны здесь в  основном в медицинских терминах, которые, однако, употреблены в переносном смысле и являются условными. Разумеется, приведенные в этой таблице примеры и типологические черты не носят абсолютного характера, могут взаимопереплетаться и быть иными. Скажем, более позднего Ленина отличал уже не шизоидный, а скорее параноидальный и отчасти демонстративный стиль поведения. А догматичность и бескомпромиссность «отличника» вполне могут быть присущи как «хозяину», так и «соратнику».

    Политический популизм.

     В погоне за высоким рейтингом и популярностью, т. е. широкой известностью, признанием и народной любовью, многие политики в той или иной степени «грешат» популизмом. Популизм - это своеобразное саморекламное заигрывание с людьми с целью завоевания их симпатий. Можно выделить пять главных ч е р т, наиболее характерных для лидера популистского толка.

  Лидер-популист

  -спекулирует на недостатках и проблемах общества

  -подчеркивает свою непричастность к их возникновению

  -беспощадно бичует своих соперников

  -говорит что делать, но не говорит как

  -раздает заведомо невыполнимые обещания

     Прежде  всего, популист стремится показать, что он знает и озабочен «страданиями людей» и что он немедленно улучшит их жизнь, как только получит власть. Умея, как правило, складно и красиво говорить, популист подхватывает у людей самые животрепещущие проблемы, «вскрывает» всем известные и всегда существующие в обществе противоречия и недостатки и во всех бедах обвиняет своих соперников. Потоки «правильных» слов льются из него как из рога изобилия. Но если вслушаться, то в основном это пустая риторика. Расчет здесь на невысокую политическую культуру определенной части населения. Используя это, популист предлагает простые решения сложных вопросов и выдвигает привлекательные, но часто неосуществимые, лицемерные или уже доказавшие свою несостоятельность лозунги. При этом он охотно говорит, что нужно делать, но всячески избегает сказать как добиться желаемого.

     В отличие от популиста, вдумчивый, серьезный  и некрикливый политик не обманывает людей сказкой о возможности  существования некоего беспроблемного общества и идеальной политики, а  спокойно и по-деловому ищет конкретные и реальные пути решения назревших проблем. Однако как отличить последнего от сладкоголосого пустослова, особенно на стадии выборов, когда еще нет реальных дел? Здесь важно внимательно разобраться в предвыборных программах кандидатов.

  Предвыборная программа оценивается по таким критериям, как цель, на достижение которой она направлена, средства достижения этой цели, аргументы в пользу данной программы и язык, которым она изложена.

     «Сильная», конкурентоспособная программа  имеет четко сформулированную цель, которая объединяет в себе наиболее важные интересы различных групп населения. Реальная осуществимость заявленной цели определяется средствами ее достижения, т. е. четким ответом, как практически добиться намеченного. Аргументация программы предполагает содержание в ней веских для избирателя доводов в ее защиту и, значит, значит, ясный ответ на вопрос: какие конкретные блага (экономические, социальные, демократические и духовные) приобретут избиратели при выполнении программы. Наконец, язык программы: важно, чтобы его отличали грамотность и выразительность, доступность и точность. Вдумчивая оценка предвыборных программ по этим критериям должна помочь избирателям отличить дельного политика от велеречивого демагога и болтуна.

     При этом, однако, важно, чтобы именно проницательная и «раскусившая» демагога часть публики приняла участие в выборах. Чаще бывает, что активнее голосуют эмоционально приподнятые и «очарованные» популистом люди, а думающие избиратели, в знак своеобразного протеста (все равно, дескать, изберут болтунов!) на выборы не приходят. Получается замкнутый круг: у власти несерьезные политики, потому что разочарованные в правителях серьезные избиратели не голосовали.

     Недаром есть предложения о повышении  «порога явки» (процента проголосовавших избирателей, позволяющего считать выборы состоявшимися) при избрании депутатов российской Госдумы с нынешних 25% до 45-50%. А некоторые ученые даже предлагают ввести обязательность участия в выборах, как это установлено в ряде стран. К примеру, в Австралии участие граждан в выборах является их конституционной обязанностью, за нарушение которой на виновных накладывается штраф (в частности, в октябре 2002 г. сумма такого штрафа составляла 50 австралийских долларов). В Республике Кипр меры против абсентеизма еще суровее (хотя разве так уж трудно проголосовать?). Там неявка на президентские выборы в феврале 2003 г. «стоила» 400 американских долларов штрафа или полгода тюремного заключения. Представляется справедливым такой порядок, чтобы каждый член общества нес ответственность за исполнение своего гражданского долга избирателя. Иначе парламент никогда не будет властью большинства народа.

  3. Политические портреты современных российских лидеров.

     Сегодня как политики, так и окружающие их люди понимают, что у большинства появилась возможность не только оценивать политических лидеров по, так сказать, конечному результату их деятельности, но и влиять на предоставление им самой возможности вершить политику, на вероятность достижения ими власти.

     Для многих не секрет, что современный политик сочетает в себе как природный дар, личную харизму, так и элементы политического ритуала, профессиональные технологии. Немаловажную роль в этом процессе отводится возможностям журналистики влиять на большую общность людей, формировать массовое сознание. Политические реалии 90-х годов внесли значительные коррективы в механизмы функционирования российской прессы, коренным образом изменив ее структурные основы. В связи с этим в теории журналистики стала осознаваться необходимость осмысления влияния общественных изменений на особенности передачи информации.

     Лидер - глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации  или вообще какой-нибудь группы людей; человек, пользующийся авторитетом  и влиянием в каком-нибудь коллективе.

Информация о работе Политический лидер и его функции