Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 12:16, контрольная работа
Положение участников политической жизни в политической иерархии неравное. Это обусловлено разной степенью близости их к власти, способностью влиять на социальные изменения и возможностью принимать стратегические решения. И даже внутри элиты отдельные ее представители отличаются от других преимущественным влиянием на общество.
Введение 3
Политический лидер и его функции. Кто и как становится политическим лидером. 3
«Теория черт лидера». 5
Ситуационная концепция лидерства. 5
Теория «свиты, делающей короля». 6
Психоаналитическое объяснение лидерства. 6
Типология лидеров. 7
Формальные и неформальные лидеры. 7
Традиционные, рациональные и харизматические лидеры. 7
Авторитарные, либеральные и демократические лидеры. 8
Имидж и призвание лидеров. 9
Психологическое поведение лидеров. 10
Политический популизм. 11
Политические портреты современных российских лидеров. 13
Некоторые особенности восприятия политических лидеров в современной России. 14
Политический портрет лидера. 21
Политический портрет В. Путина. 24
Политический портрет Д. Медведева. 25
Заключение 26
Список литературы 28
План
Введение 3
Заключение 26
Список литературы
Введение
Положение
участников политической жизни
в политической иерархии
Таким образом, личность, которая оказывает постоянное и решающее воздействие на общество, государство, организацию, называется политическим лидером.
Институт лидерства возник очень давно в связи с потребностью у сложно организованных систем в сбалансированном развитии, т.к. их жизнедеятельность всегда требовала руководящего начала. Это связано с тем, что функционирование таких систем основано на взаимодействии разнородных, а часто и противоположных, экономических, социальных, политических, духовных интересов и их носителей, которые включают в себя разнообразные группы, организации и индивиды.
В
задачи лидеров входит выработка
согласованных целей развития, распределение
функций и ролей среди
Таким образом,
практическое значение проблемы лидерства
связано с поиском оптимальных
форм руководства и управления социальными
процессами.
Кто и как становится политическим лидером.
Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны.
Проблема политического
Выполняя первую функцию, лидер согласовывает различные интересы, объединяет людей, вокруг сформулированных им общих целей и ценностей, создает в группе или обществе дух взаимной доброжелательности, солидарности и сотрудничества, поддерживает непосредственную связь между властью и народом.
В своей второй функции лидер защищает интересы людей: обобщает, выражает и доводит до сведения органов власти их требования, предлагает пути решения проблем, контролирует ход выполнения принятых решений и соблюдение в обществе законности. Порядка и демократических принципов. Тем самым он служит гарантом* справедливости, обеспечения прав и свобод личности и защиты людей от произвола бюрократии и беззакония.
Третья функция предполагает, что лидер должен своевременно замечать ростки нового, прогрессивного и выступать инициатором обновления и развития общественной жизни.
Наконец, выполняя четвертую функцию. Лидер организует действия людей в своей социальной группе или в обществе в целом, стимулирует их рациональное самоуправление. Находя и принимая оптимальные политические решения, он берет ответственность за их реализацию на себя и мобилизирует людей на осуществление намеченных целей.
Можно, выделить следующие четыре популярные
западные теории обоснования лидерства.
«Теория черт лидера».
Первая из четырех теорий - «теория черт лидера» - объясняет феномен лидерства выдающимися качествами личности, Согласно этой теории, лидером не может быть любой человек. Политический лидер должен обладать особыми чертами. В частности, больше всего называют такие черты, как остроумие, энергичность, твердая воля, организаторские способности, тактичность и т.д. Перечисляются десятки черт, вплоть до чувства юмора, внешней привлекательности и фотогеничности, которые якобы обязательны для современного лидера.
И действительно, многие известные руководители и вожди проявляли и проявляют те или иные оригинальные и сильные качества. Однако история знает и другие примеры: когда политические лидеры - заурядные, неяркие, не блещущие умом, серые личности. Следовательно, важны не только определенные личностные черты, но и соответствующие им обстоятельства. Можно сказать, что суть «теории черт лидера» в том, что лидерами становятся индивиды с особыми личностными чертами (трудолюбие, энергичность, творческий дух, организаторские способности и т.д.).
Ситуационная концепция лидерства.
Как и «теория черт лидера», ситуационная концепция учитывает не только черты личности, но и соответствующие им обстоятельства. Согласно ей, не существует некоего универсального набора личностных качеств, подходящих для всех стран, периодов и любых ситуаций. Один человек хорошо руководит митингом, но не подходит для лидерства в повседневной работе. Другой умеет повести за собой в личном общении с людьми, но теряется перед митингующими массами. Третий успешно возглавляет научный коллектив, но «не тянет» на лидера партии и т.д.
Таким образом, лидерские качества относительны. Главное не они, а те сложившиеся конкретные обстоятельства (время, место, ситуация), которые могут «позвать» именно данного человека на определенное лидерство. Задача же «позванного» угадать, «почувствовать» момент и место, когда и где он может завоевать «трон».
Итак,
суть ситуационной концепции заключается
в том. Что лидерские качества
относительны: для каждого возможного
лидера существуют свои конкретные обстоятельства
(определенный момент, место и ситуация).
Теория «свиты, делающей короля».
Свои обстоятельства предлагает и третья концепция - с условным названием теория «свиты, делающей короля». Здесь, похоже, не соискатель лидерства преодолевает трудности на пути к «трону», а та или иная политическая группа ищет подходящего для себя вождя. Найдя нужную фигуру, эта группа «делает» из нее (конституирует - создает) своего лидера. Одновременно конституанты становятся его идейными последователями, приверженцами и организуют ему поддержку «в народе». Подобный лидер может оказаться «марионеткой» в руках своего окружения.
Суть теории «свиты, делающей короля» в том, что лидерами не становятся самостоятельно. «Нужного» лидера ищут, находят, «сажают на трон» и поддерживают его «создатели» и приверженцы.
Психоаналитическое объяснение лидерства.
Наконец, еще один оригинальный подход демонстрирует психоаналитическое объяснение лидерства. Психоанализ - это особый метод психотерапии, разработанный австрийским врачом Зигмундом Фрейдом (1856-1939) и выросший затем в целое психологическое учение
Таким образом, политическими лидерами, согласно данной концепции, становятся люди, подавившие свое либидо, и компенсировавшие эту «потерю» активной лидерской деятельностью. Однако власть в их руках может приобрести извращенные, крайне деспотические и даже садистские формы: жестокое полновластие над другими людьми доставляет им особое наслаждение и заглушает преследующие их психосексуальные «комплексы».
В
заключение и здесь нельзя не оговориться,
что рассмотренные
2. Типология лидеров.
Социологи, психологи, политологи выделяют множество лидерских типов по самым различным признакам.
Формальные и неформальные лидеры.
По способу утверждения (установления) лидерства в малых группах и организациях различают лидеров формальных и неформальных.
Формальным лидером называют руководителя, «назначенного сверху» и управляющего людьми согласно действующим постановлениям и инструкциям.
Неформальное лидерство - то, которое сложилось естественно, как бы само собой, в процессе личных взаимоотношений людей, на основе их доверия и симпатий к своему «избраннику».
Традиционные, рациональные и харизматические лидеры.
Следующий признак типологии лидеров близок к предыдущему. Однако здесь он рассматривается в масштабах не группы, а общества. Речь идет о способе легитимации власти лидера в обществе, т. е. о способе признания народом законности этой власти. В частности, власть традиционных лидеров (вождей племен, религиозных лидеров, монархов и т. п.) узаконивается в силу вековых и ставших священными традиций. Этот тип лидерства был особенно характерен для доиндустриальных обществ. Рационально-легальные лидеры - это законно и демократически выбранные руководители общества, получившие власть в результате обдуманного, сознательного (рационального) выбора людей. Такой лидерский тип присущ современным демократическим обществам. Наконец, харизматические лидеры - это, как говорится, лидеры по призванию, народные вожди «от бога», наделенные, по мнению масс, выдающимися способностями к руководству, особой мудростью, святостью, героизмом и т. п. Примерами таких лидеров могут служить Владимир Ленин в России, Ким Ир Сен (1912-1994) в Северной Корее, Фидель Кастро (родился в 1927) на Кубе и другие.
Однако харизма и притягательность подобных руководителей складывается не только из их реальных способностей. Подчас образ «богоизбранности» лидера создается его «свитой» и последователями, а затем «дорисовывается» и приукрашивается народной молвой. При этом может возникнуть культ личности, т. е. Предельно завышенная оценка качеств и роли лидера в обществе, своего рода идолопоклонничество. Такое возвеличивание вождей особенно характерно для тоталитарных обществ и многих государств востока с патриархальной и подданической политической культурой народных масс, верящих в «хорошего царя», всесильного «отца» - благодетеля и склонных к страху, покорности и угодничеству перед любым «начальством». Наиболее ярким примером культа личности является культ Иосифа Сталина в бывшем СССР, а также Ким Ир Сена и Фиделя Кастро.