Политические взгляды Вольтера. Учение Ж. Ж. Руссо о народном суверенитете

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:16, контрольная работа

Описание работы

Настоящее имя Франсуа Мари Аруэ, французский писатель и философ-просветитель. Родился Вольтер в 1694 году в Париже. По происхождению относился к среднему классу. Отец Вольтера был юристом и поэтому настаивал на том, чтобы он изучал законы в Гааге, однако Вольтер воспротивился этому, намереваясь посвятить себя литературной деятельности.

Содержание

Политические взгляды Вольтера………………………………………………3-8
Учение Ж.Ж. Руссо о народном суверенитете………………………………9-15
Список используемой литературы……………………………..........................16

Работа содержит 1 файл

Контрольная по политологии.docx

— 37.92 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской федерации

Рязанский государственный радиотехнический университет 

КАФЕДРА  
 

Контрольная работа

по дисциплине: « политология»

на тему: «Политические взгляды Вольтера. Учение Ж. Ж. Руссо о народном суверенитете.» 
 
 
 
 

Выполнила: студентка группы 9031

Васина  О. А.

Проверил: Арутюнян К. С. 
 
 
 

Рязань 2012

Содержание:

Политические  взгляды Вольтера………………………………………………3-8

Учение Ж.Ж. Руссо  о народном суверенитете………………………………9-15

Список используемой литературы……………………………..........................16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Политические  взгляды Вольтера. 

     Честь одного из главных вдохновителей и признанных лидеров европейского Просвещения по справедливости принадлежит Вольтеру – великому французскому мыслителю и литератору.

     В историю общественной мысли он вошёл  как страстный обличитель католической церкви, религиозного фанатизма и  мракобесия.

     Настоящее имя Франсуа Мари Аруэ, французский писатель и философ-просветитель. Родился Вольтер в 1694 году в Париже. По происхождению относился к среднему классу. Отец Вольтера был юристом и  поэтому настаивал на том, чтобы он изучал законы в Гааге, однако Вольтер воспротивился этому, намереваясь посвятить себя литературной деятельности.

     Его полемическая натура не могла оставаться незамеченной и хотя содействовала его вхождению в высшие слои общества в качестве придворного литератора, но не помогла Вольтеру избежать проблем столкновения с законом. В 1717 г. за вольнодумные стихи был заключён в Бастилию. После вторичного заключения был выслан из Франции.

     С 1726 – 1729 гг. жил в Лондоне. Возвратившись  на родину в 1733 г., опубликовал «Философские письма», в которых обличал царившие во Франции феодальные порядки, религиозную  нетерпимость и мракобесие. Стремясь использовать незаурядный талант Вольтера в интересах монархии, королевский  двор пытался привлечь его в круг своего влияния.

     В результате Вольтер был назначен королевским историографом (1745 г.), в 1746 г. он был избран во Французскую академию и был назначен «кавалером, допускаемым в королевскую опочивальню», но уже через 2 года был изгнан из Версаля за своё высокомерие.

       В 1750 – 1753 гг. Вольтер по приглашению  прусского «просвещённого» монарха Фридриха II жил в Пруссии.Покинув её, поселился в Швейцарии и занялся литературно – политической деятельностью, стал активно сотрудничать с энциклопедистами, выступать против Руссо и атеистов и превратил свой замок Ферне в пристанище для

     3

передовой интеллигенции, не прекращая при этом литературной деятельности.

       В своих публикациях он резко  выступал против клерикализма  и феодальных порядков. В католической  Церкви видел опору феодального  деспотизма, называл её «гидрой  фанатизма», разоблачал пороки католического  духовенства, мужественно защищал  жертвы церковной реакции.

      В 60-е гг. наряду с просвещённой монархией Вольтер выдвигал идеал республики как наиболее разумной формы государственного устройства.

     Влияние Вольтера на развитие общественно –  политической мысли было огромным. Его почитали как некоронованного  короля Европы.

       Термин «вольтерианец» стал нарицательным. Вольтер пользовался большой известностью в России. Однако Екатерина II, в течение ряда лет переписавшаяся с философом, после Французской революции издала указ, запрещавший издание его сочинений. Тем не менее прогрессивные круги российского общества сохранили верность своим симпатиям к Вольтеру, который в своём творчестве не раз обращался к историческому опыту России.

       В 1746 г. он был избран почётным  членом Российской Академии наук. В 1778 г., незадолго до своей  смерти, он был триумфально принят  в Париже, где присутствовал в  «Комеди Франсез» на постановке своей трагедии «Ирина».

       Мировоззрение Вольтера окончательно  сложилось в Англии, где он  несколько лет провёл в изгнании. Он не оставил после себя  специальных политико – юридических трудов, подобно тем, что создали до него, например: Г. Гроцкий, Т. Гоббс, Дж. Локк или его современники Ш.Монтескье и Ж. –Ж. Руссо.

       Взгляды на политику, государство,  право и закон вкраплены в  самые разные произведения писателя, соседствуют в них с рассуждениями  на иные темы. Остро - критический настрой, осмеяние и отрицание социальных, юридических и идеологических устоев тогдашнего феодального общества ярко отличает эти вольтеровские взгляды. Другое выразительное отличие – пронизывающий их дух свободы, гуманизма, терпимости.

     4

     Вольтер энергично выступал против католической церкви, против злодеяний духовенства, мракобесия и фанатизма. Он смело  и настойчиво требовал отмены несправедливых приговоров, вынесенных церковными судами, добиваясь реабилитации невинно  осужденных жертв церковного изуверства.

       Вольтер рассматривал католическую  церковь как главный тормоз  всякого прогресса. Он разоблачил  и высмеивал догматы церкви, жалкую  схоластику, которую духовенство  преподносило народу.

       В своём отношении к католической  церкви Вольтер был непримирим. Каждое слово его было проникнуто  боевым духом. В борьбе с  католической церковью он выдвинул  лозунг «Раздавите гадину», призывая всех сражаться с «чудовищем», которое терзает Францию.

       Католическое духовенство для  Вольтера – это «фанатики и  шарлатаны, которые слишком святы,  чтобы работать». Религия, с  точки зрения Вольтера, - это грандиозный  обман с корыстными целями, и  христианство не составляет исключения. Вольтер характеризует католичество  как «сеть самых пошлых обманов,  сочинённых ловкими людьми».

       Вольтер считал, что все бедствия  существующего общества происходят  от отсутствия просвещения, от  невежества, которое поддерживается  церковью. Он призывал к борьбе  за науку и прогресс, надеясь,  что «союз королей и философов»  расчистит почву для развития  человеческого общества.

     Не  смотря на антиклерикальный настрой, он всё же учитывал значение религии как средства удержания масс в повиновении и считал необходимым создание особой рациональной религии в качестве узды для народа.

       Как и многие другие мыслители  своего времени, Вольтер пользовался  для критики существующего строя  учением о естественном праве. 

     Естественные  законы, с его точки зрения, - это  законы разума, законы, которые даёт человечеству природа.

       Когда Вольтер говорил о равенстве,  он имел в виде формальное  равенство перед законом, то  есть отмену феодальных привилегий  и установление равной для  всех гражданской правоспособности, но отнюдь не равенство общественного  положения. 

     5

«В нашем несчастном мире, - говорил он, не может быть, чтобы люди, живя в обществе, не разделялись  бы на два класса, один класс богатых, другой - бедных»

       В истории политических и правовых  идей свобода и равенство нередко  противопоставлялись друг другу.  Вольтер подобного противопоставления  избегает. Напротив. Завидным считал  он положение, при котором свобода  дополняется и подкрепляется  равенством. «Быть свободным, иметь  вокруг себя только равных, такова  истинная жизнь, естественная  жизнь человека».

       Частную собственность Вольтер  считал необходимым условием  благоустроенного общества. Только  собственники, по Вольтеру, должны  наделяться политическими правами. 

     Вольтер высказывался за «свободу труда», под  которой он подразумевает не что  иное, как право продавать свой труд тому, кто больше за него предложит, то есть по сути дела свободу капиталистической  эксплуатации.

       Вольтер предвосхищал буржуазные  общественные порядки, которые  должны были сменить крепостничество,  тормозившее дальнейшее экономическое  развитие Франции. 

       Вольтер отражал позиции той  части французской буржуазии,  которая не претендовала на  власть, а выдвигала лишь требования  о реформах и гарантиях, готовая  ограничиться программой «просвещённого»  абсолютизма. Идеалом этих кругов была конституционная монархия, но они согласны были примириться с сохранением абсолютизма, требуя только, чтобы были устранены произвол королевской администрации и всевластие феодальной церкви, проведены реформы, которые расчистили бы почву для капиталистического развития.

       Вольтер – сторонник «просвещённого»  абсолютизма. Он считал, что«просвещённый»  король, обладающий доброй волей, сможет осуществит всю намеченную им обширную программу реформ. «Самое счастливое время, когда государь – философ». Но лишь образованностью и мудростью не исчерпывается набор качеств, необходимых «просвещённому» монарху.

     Он  должен быть также государем милостивым, внемлющим нуждам людей, своих поданных. «Добрый король есть лучший подарок, какой небо может дать земле».

     6

Нельзя не видеть, однако, симпатий Вольтера к английскому  государственному строю, к конституционной  монархии, которой, по мысли Вольтера, «просвещённый» абсолютизм должен был  в результате реформ, без революции, уступить место.

       Однако, первоначальной формой государства Вольтер считал не монархию, а республику. Монархия возникает позднее в результате завоевания и возвышения военного вождя.

       Готовый мириться с монархией,  если она будет «просвещённой»  монархией, «просвещённым» абсолютизмом, Вольтер в своей политической  программе считал главным реформы,  которые были бы направлены  на устранение основных феодальных  институтов.

     Прежде  всего он требовал уничтожения привилегий духовенства, упразднения тех особых судов, которые свирепствовали во Франции, изъятия у церкви регистрации актов гражданского состояния с передачей её органам государства. Он проектировал перевод всего духовенства на жалование, превращение духовных в государственных чиновников.

       Вольтер предлагал отменить феодальные  повинности, лежавшие на крестьянах, уничтожить бесчисленные таможни,  расположенные внутри Франции,  на границах крупных феодальных  владений. Он требовал единого  права вместо бесчисленных кутюмов,  то есть систем местного права,  различных в каждой провинции.

       Вольтер отстаивал принцип соразмерности  преступлений и наказаний. Выступая против чрезмерно суровых наказаний, он возмущался их бессмысленной жестокостью и решительно осуждал смертную казнь. Вместе с тем он указывал на необходимость принятия мер для предупреждения преступления. С огромной силой он выступал против продиктованных фанатизмом и суевериями преследований людей за богохульство, кощунство, колдовство, за несогласие с догматами веры.

     С негодованием говорит он о массовых истреблениях «еретиков», совершённых католической церковью.

       Вольтер стоял также за реформу  уголовного судопроизводства, высказываясь  за отмену системы формальных  доказательств и за широкое  допущение защиты в процессе.

     7

     Вольтер требовал реформировать юстицию, в  частности отменить существующую в  его время продажу судебных и  иных должностей, которые составляли наследственное достояние частных  лиц. Он добивался уничтожения инквизиции и пыток, которые продолжали ещё  применяться во Франции.

       Вольтер гневно бичевал бесчеловечные  истребления мирного населения,  нередко предпринимавшиеся тиранами  в различные эпохи истории.  Он видел в них «заговоры  тиранов против народов».

     Вольтер был противником войн и надеялся, что они будут редким исключением, когда каждому станет ясно, что  даже самые удачные войны могут  приносить выгоды только небольшому числу лиц, и когда начавший войну  из побуждений честолюбия будет рассматриваться  как враг народов. Он клеймит позором  безжалостное истребление европейцами  туземцев в захваченных ими землях Нового Света.

Информация о работе Политические взгляды Вольтера. Учение Ж. Ж. Руссо о народном суверенитете