Политические взгляды эпохи Просвещения (Вольтер, Д. Дидро)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 23:55, контрольная работа

Описание работы

В данной работе будет рассмотрена глава, посвящённая эпохе Возрождения, а также основные политические взгляды Вольтера и Д. Дидро.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общий обзор эпохи Просвещения…………………………………5
Глава 2. Политические взгляды Вольтера………………………………….11
Глава 3. Политические взгляды Д. Дидро………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………..19
Список использованной литературы………………………………………21

Работа содержит 1 файл

к.р. политология.docx

— 40.02 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

 

Северо-Западный государственный заочный технический  университет

 

Кафедра социально  – гуманитарных наук

 

 

 

 

 

Контрольная работа по курсу «Политология»

 

Тема: «Политические  взгляды эпохи Просвещения (Вольтер, Д. Дидро)»

 

 

 

 

 

 

 

                                      

                                                                                 студентки 3 курса,

факультета  ИУПиИП                                                                                                                                   

                                                       специальность: 080507

                                                                     «Менеджмент организации»

                                                              Зазыбиной К.Б.,

                                                        шифр 9703131111

                                                           Работа сдана «____»________2011г.                

                                                          Проверил________________

                                                                «______»____________2011г.

 

                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

 

 

 

План:

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Общий обзор эпохи  Просвещения…………………………………5

Глава 2. Политические взгляды  Вольтера………………………………….11

Глава 3. Политические взгляды  Д. Дидро………………………………….16

Заключение……………………………………………………………………..19

Список использованной литературы………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Просвещение явилось политической идеологией, философией и культурой  эпохи крушения феодализма и утверждения  капиталистического общества.

Специфику содержания Просвещения  более всего характеризуют два  момента. Во-первых, его социальный и нравственный идеал. Во-вторых, план осуществления этого идеала. Деятели  Просвещения желали утвердить на земле «царство разума», в котором  люди будут совершенными во всех отношениях, восторжествует гармония интересов  свободного индивида и справедливого  общества, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни. Очень многие из них  основные свои надежды на пришествие «царства разума» связывали с  вытеснением из массового сознания обскурантистских клерикальных идей, с ликвидацией реакционных феодально - аристократических установлении, нравов, традиций.

Главная ставка делалась на энергичное распространение рационального  знания, преодоление темноты и  невежества масс, на внедрение в  общественную жизнь ценностей, базирующихся на уважении человеческого достоинства. Исключительно важная роль отводилась процессу политического, морального, эстетического  воспитания индивида, привития ему  потребностей в добре, истине, красоте, качеств истинного человека и  гражданина.

В разных формах, пропорциях, отражая национальные и общественно-исторические особенности соответствующих государств, взаимодействуя с иными идеологическими  факторами, отмеченные моменты присутствовали в Просвещении Франции, Италии, Германии, Англии, России и Польши, Северной Америки  и других стран.

В XVII–XVIII вв. Просвещение  и создаваемая им в обществе идейно-нравственная атмосфера оказывали значительное влияние на содержание, способы и  направление развития науки о  государстве и праве, образуя  один из самых значимых для нее духовных факторов.

Крупнейшими мыслителями  и идеологами этой эпохи стали  Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Руссо и др., они разработали  новые человеческие и общественные идеалы "просвещенной жизни" и  оказали огромное влияние на развитие прогрессивной буржуазной идеологии.

В данной работе будет рассмотренна глава, посвящённая эпохи Возрождения, а также основные политические взгляды Вольтера и Д. Дидро.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общий обзор  эпохи  Просвещения

Эпоху Просвещения в Западной Европе предваряет широко развернувшийся в XVII веке общественный прогресс реальных знаний, необходимых для нужд материального  производства, торговли и мореплавания. Научная деятельность Г. Гоббса, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, И. Ньютона, Б. Спинозы  и голландских картезианцев знаменовала  новый этап в освобождении науки  от духовной власти религии, буржуазный рост точных и естественных наук - физики, математики, механики, астрономии, становления  материализма Нового времени.

Возникнув в XVII веке в Англии (Локк), просветительская идеология получает широкое распространение во Франции XVIII века (Монтескье, Гельвеций, Вольтер, Гольбах, Руссо). Во второй половине XVIII века и первых десятилетиях XIX века антифеодальная идеология Просвещения развивается в Северной Америке (Франклин, Купер, Пейн), Германии (Мессинг, Кант), России (Радищев, Новиков, Козельский) и странах Восточной и Юго-Восточной Европы (Польша, Югославия, Румыния, Венгрия). Развитие просветительской идеологии стран Востока в XIX веке - начале XX века, несмотря на национальное своеобразие, свидетельствует о теоретическом единстве основных идей Просвещения.

Составной частью Просвещения  была передовая буржуазная философия XVIII века - начала XIX века, теоретически обосновавшая необходимость буржуазно-демократических  социальных преобразований. Конкретной разновидностью философии Просвещения  явилась "дейстская форма материализма", представители которой (Вольтер, Вольф, Д. Г. Аничков) исходили из метафизической онтологии конечного мира, абсолютного дуализма причины и следствия, материи и движения, эволюции и целесообразности. В гносеологии деисты, как правило, разделяли идеалистическую теорию врожденных идей, рационалистическую концепцию совпадения логического и реального следования, идеи субстанциональности души и некоторые положения агностицизма. Деисты рассматривали бога в качестве разумной первопричины мира, а "естественную религию" в качестве социального регулятора исторического процесса. Критика феодализма привела деистов к отрицанию теологического объяснения исторического процесса и утверждению рационалистической теории общественного договора (Руссо, Джефферсон, В. В. Попугаев).

Другая историческая форма  философии Просвещения - материализм XVIII века формировалась путем философской  критики теоретических основ  деизма на базе материалистического  естествознания. В решении основного  вопроса философии материалисты эпохи Просвещения (Мелье, Дидро, Гольбах, Форетер, Радищев) отвергли субъективный идеализм Беркли и предприняли естественнонаучное обоснование концепции материи  как объективной реальности. Они  считали жизнь и сознание функцией определенной организации материи, сформировавшейся в результате длительного  исторического развития. В теории познания материалисты отвергли агностицизм, картезианскую концепцию врожденных идей, включая идею бога, и последовательно  развивали основные положения материалистического  сенсуализма, утверждавшего, что источники  человеческого знания - это ощущения и восприятия.

В соответствии с разделением  философских взглядов сформировалось два "поколения" французских просветителей.

Идейными вождями "старшего поколения" были Вольтер и Монтескье. Веря в исторический прогресс, они  обычно не связывали его с политическим развитием масс, возлагая надежды  на "просвещенного монарха" (Вольтер) или пропагандируя конституционную  монархию по английскому образцу  и теорию "разделения властей" (Монтескье) .

Деятели второго этапа  французских просветителей - Дидро, Гельвеций, Гольбах и др. - были в  своем большинстве материалисты. Центральным событием этого этапа  можно считать выпуск "Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел" в 1751-1780 годах. Эта работа давала людям некоторое общее  представление об окружающем мире, на основе которого уже должна была формироваться самостоятельная  способность суждения у каждого  человека, делающая его суверенной личностью.

По мере приближения революции  росло влияние произведений, содержащих более радикальную критику феодального  строя. Это, прежде всего, трактат Ж. Ж. Руссо "Об общественном договоре" (1762) .

Важнейшие идеи Просвещения - идея знания, просвещения и идея здравого смысла. С культом здравого смысла, разума связано стремление просветителей подчинить идеальному началу и общественный строй, государственные  учреждения, которым, по их словам, надлежало  заботиться об "общем благе". Против феодально-абсолютистского государства  была направлена теория общественного  договора, согласно которой государство  представляло собой институт, возникший  путем заключения договора между  людьми; эта теория давала право  народу лишить власти государя, нарушившего  условия договора.

Некоторые из просветителей  возлагали надежды на " просвещенного  монарха ", рассчитывая в дальнейшем на проведение необходимых реформ, - так возникла идея посвященного абсолютизма.

Оружием борьбы с феодальным мировоззрением была для посветителей и история, которую они рассматривали  как " школу морали и политики". Для просветительских взглядов на историю  наиболее характерно следующее: изгнание теологии из объяснения исторического  процесса, резко отрицательное отношение  к средним векам, преклонение  перед античностью, вера в прогресс, признание закономерного характера  развития, подчиненного определенным "естественным законам".

В области экономики большинство  просветителей считали нормальным соревнование частных интересов, требовали  введения свободы торговли, правовых гарантий частной собственности  от феодальных ограничений и произвола.

В соответствии со всей системой взглядов просветителей, с верой  в великую преобразующую силу разума находилось и их особое понимание  проблем воспитания. Они не только беспощадно критиковали пережитки  средневековой системы воспитания, но и внесли новые принципы в педагогическую науку (Локк, Гельвеций, Дидро, Руссо  и другие) - идеи решающего влияния  среды на воспитание, природного равенства  способностей, необходимости соответствия воспитания человеческой природе, естественным способностям ребенка, выдвигали требования реального образования.

Деятели Просвещения противопоставляли  христианско-религиозной морали с  присущей ей идеей отрешения от мирских  благ идеи эмансипации личности, индивидуалистические теории "разумного эгоизма", мораль, основанную на здравом смысле. Но в  эту же эпоху, особенно накануне Великой Французской революции, получили развитие и иные принципы - возникла идея новой гражданственности, требовавшей самоограничения личности. Благо государства, республики ставится выше блага отдельного человека.

Идеология Просвещения находила выражение и в разных художественных направлениях литературы, изобразительного искусства: просветительском классицизме, просветительском реализме, сентиментализме.

Для писателей эпохи Просвещения  характерно стремление приблизить литературу к жизни, превратить ее в действенный  фактор, преобразующий общественные права. Литературу Просвещения отличало ярко выраженное публицистическое пропагандистское начало; она несла высокие гражданские  идеалы, пафос утверждения положительного героя и т.д.

Яркие образы просветительской художественной литературы дали Вольтер, Руссо, Дидро, Бомарше во Франции; Г. Месинг, И. Гете, Ф. Шиллер в Германии; С. Ричардсон, Г. Филдинг, Т. Смоллетт, Р. Шеридан в Англии и другие.

Основными направлениями  в изобразительном искусстве  этой эпохи были классицизм, обретший отчетливо просветительский оттенок  в творчестве архитектора К. Н. Леру и живописца Ж. Л. Давида во Франции, и просветительский реализм, распространившийся преимущественно в живописи и  графике У. Хогарта в Англии, Д. Н. Ходовецкого в Германии и др.

Идеи просвещения оказали  существенное влияние и на музыку, особенно во Франции, Германии, Австрии. Новая система эстетических взглядов просветителей на заделы музыкально-драматического искусства непосредственно подготовила оперную реформу К. В. Глюка, провозгласившего "простоту, правду и естественность" единственными критериями красоты для всех видов искусства.

Общественно-политические, этические  и эстетические идеи просветителей  явились духовной основой формирования Венской классической школы, ярко проявившись  в творчестве ее крупнейших представителей - Й. Гайдна, В. А. Моцарта, в музыке которых  главенствует оптимистическое, гармоничное  мировосприятие, и Я. Бетховена, в  творчестве которого, проникнутом духом  героики, нашли отражение идеи Великой  французской революции.

Таким образом, Просвещение  явилось не только этапом в истории  европейской философской мысли, но и заложило основы для формирования свободного человека Нового времени, провозгласило  новые идеалы в области искусства  и культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Политические взгляды Вольтера

Честь одного из главных вдохновителей  и признанных лидеров европейского Просвещения по справедливости принадлежит  Вольтеру (1694–1778) – великому французскому мыслителю и литератору. Он не оставил  после себя специальных политико-юридических  трудов, подобных тем, что создали  до него, например, Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк или его современники Ш. Монтескье  и Ж.-Ж Руссо. Взгляды на политику, государство, право и закон вкраплены  в самые разные произведения писателя, соседствуют в них с рассуждениями  на иные темы. Остро критический  настрой, осмеяние и отрицание социальных, юридических и идеологических устоев тогдашнего феодального общества ярко отличает эти вольтеровские взгляды. Другое выразительное отличие – пронизывающий их дух свободы, гуманизма, терпимости.

Информация о работе Политические взгляды эпохи Просвещения (Вольтер, Д. Дидро)