Политические взгляды эпохи Просвещения (Вольтер, Д.Дидро)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 09:53, реферат

Описание работы

Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в. в сочинениях его основателя Д.Локка (1632–1704).

В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778).

Содержание

Введение ................................................................................................... стр. 3
Революционное движение и его влияние на эпоху Просвещения ...... стр. 4
Общность и разногласия просветителей .............................................. стр. 5
Д.Дидро. «Энциклопедия» ................................................................... стр. 7
Тенденциозность литературы просветителей ..................................... стр. 9
Вольтер - учитель просветителей .......................................................... стр. 11
Вольтер в идейной жизни России ......................................................... стр. 13
Заключение ............................................................................................. стр. 14
Список использованной литературы .................................................... стр. 15

Работа содержит 1 файл

политология.doc

— 69.50 Кб (Скачать)

   Создание «Энциклопедии» стало  центральным делом жизни Дидро. Передовая по содержанию, «Энциклопедия» была боевой по тону: пропаганда новых идей дополнялась в ней критикой рутинных взглядов, предрассудков, верований. 
 

      Протестуя против положения о  том, что люди могут счастливо  жить под неограниченной властью справедливых, гуманных и добродетельных правителей, Дидро протестует против деспотизма французского двора. Но и разоблачает всю двусмысленность идеала и практики просвещённого абсолютизма.

     Дидро  спрашивает: «Что характеризует  тирана? Может быть, доброта, коварство?» И отвечает: «Ничего подобного. Два этих понятия вовсе не входят в определение тирана. Это – выход за пределы присвоенной власти, а не её использование. Два или три царствования справедливой, мягкой, просвещённой, но неограниченной власти могут стать величайшим бедствием для нации: народы будут доведены до полного забвения своих прав, глубокого рабства».

    В этом – гуманизм Дидро,  философа, верящего в разум («Если  я откажусь от разума, здравого  смысла, то у меня больше не  будет никакого наставника и проводника»), но не в его всемогущество. Значит, скептицизм – первый шаг к истине.

    Дидро написал много работ  по вопросам искусства и художественной  критики; развил новую эстетику  реализма, защищая идею единства  добра и красоты. Теоретические принципы разработанной им эстетики он стремился осуществлять в своих романах и драмах.

   Но при всех этих достижениях Дидро в понимании общественных явлений остался идеалистом. Борясь против феодального деспотизма, он защищал политический строй просвещённой монархии. 
 
 
 
 
 
 

5.  Тенденциозность  литературы просветителей.

    Просветители ставили перед собой  практические цели: воздействовать  на умы и подвигнуть их на  совершение социальных преобразований. Искусство представлялось им  наиболее действенной формой борьбы против феодализма. Они сами указали на подчиненную роль своего творчества, несколько не огорчаясь этим обстоятельством, а, наоборот, подчеркивая его. "Мы все солдаты государства. Мы на службе у общества. Мы становимся дезертирами если покидаем его", - писал Вольтер. "Надо давать отчет о своих талантах", - призывал Дидро. Отсюда основным принципом просветительской эстетики было требование активного вмешательства художника в общественную жизнь. Художник не только бытописатель, он - судья, он карает преступников на троне, угнетателей-тиранов, он возвеличивает и прославляет нравственную доблесть народа. Произведения просветителей были принципиально тенденциозными.

    "Если произведения этих писателей  имели в свое время громадное  воспитательное значение, если это значение и поныне не утратило своей силы, то объяснения этого факта следует искать именно в их тенденциозности, в том, что они беседовали с читателями не о сновидениях, а раскрывали перед ними ту жизненную разрозненность и смуту, под гнетом которых страдало и страдает человечество", - писал Н.Е. Салтыков-Щедрин. Они ввели в литературу в качестве положительного героя нового человека, не имеющего дворянских титулов и богатств. Бедный учитель Сен-Пре в романе Руссо "Новая Элоиза", слуга Жак в повести Дидро "Жак - фаталист", Кандид в одноименной повести Вольтера, наконец, Фигаро в знаменитой драматургической трилогии Бомарше - все это люди из народа,страдающие от произвола титулованных особ.

     Театр был трибуной просветителей.  Вольтер писал для театра в течении 60-ти лет. Его трагедии и комедии шли на сценах почти всех европейских театров XVIII столетия. Его республиканские трагедии "Брут","Смерть Цезаря" вдохновляли парижан в дни революции. Дидро, Бомарше,Мерсье, Мари Жозеф Шенье произвели просветительскую реформу театра,приблизив его к современности, взяв предметом изображения реальные конфликты социального мира и героя - человека "третьего сословия".

   Просветители в своей публицистической  деятельности избрали форму короткой, отточенной, остроумной политической или философской брошюры,которую можно было массовым дешевым изданием распространять среди широких читательских кругов ("Философский словарь" Вольтера, "Карманное богословие" Гольбаха, "Диалоги" Дидро и т.д.).  

    Острые, яркие, без тяжеловесной учености и скучного педантизма, эти брошюры просветителей читались с захватывающим интересом, вызывая в народе тот революционный подъем, к которому сознательно стремились просветители.

   Просветители создали особый  жанр художественной публицистической прозы - философский роман (Монтескье - "Персидские письма"; Руссо -"Эмиль", "Новая Элоиза") и философскую повесть (Вольтер - "Кандид","Задиг", "Простодушный" и др.; Дидро - "Племянник Рамо", "Жак - фаталист" и др.).

       "Этот жанр имеет несчастье казаться легким, но он требует редкого таланта, а именно умения выразить шуткой, штрихом воображения или самими событиями романа результаты глубокой философии", - писал Кондорсе.

     Просветители стремились реформировать  дворянское искусство, приблизить  его ко времени, демократизировать его. Однако они не отвергли и достоинств классицизма, заставив его служить новым идеям. Классицизм с его героическим пафосом был очень ко времени в дни революции. Что касается сентиментализма, то и он нашел себе благоприятную почву во Франции. Просветители воспользовались им для своих целей. Дидро ввел "чувствительность" в драму, Руссо построил целую философию чувства.

    Просветители ратовали за точность  и ясность языка писателя. Вольтер  ввел в употребление короткую, отточенную, как стрела, фразу.  Вольтер и Дидро прибегали к тонкой иронии.

         Художественное наследие французских  просветителей XVIII века прочно  вошло в фонд мировой классической  литературы.

       Сочинения просветителей при  их жизни запрещали, подвергали казни (сжигали рукою палача), устраивали публичные судилища, авторов сажали в тюрьмы. 
 
 
 
 
 
 
 

6.   Вольтер - учитель  просветителей. 

     Вольтер по праву считается  главой французских просветителей,  хотя его социальные и политические  убеждения были гораздо умереннее взглядов Дидро, Руссо, Мабли.

      Вольтер раньше их вступил  в борьбу с феодализмом, он  был старше всех просветителей  во возрасту и опыту борьбы.

    Просветительское движение развернулось  во свей широте к середине XVIII столетия, когда Вольтеру было уже за 50 лет и он был известен как автор многих выдающихся произведений художественного, философского и научного содержания когда имя его гремело по всей европе. Вольтер был вдохновителем и воспитателем этого могучего поколения французских мыслителей-революционеров.

     Просветители называли Вольтера  своим учителем.

   Вольтер вдохновлял своих друзей  и соратников, ободрял тех из  них,кто терял силы и уверенность,  иногда учил их тактике борьбы - умению хитрить с господствующими  сословиями, обходить путы цензуры, прибегать к эзоповскому языку. "Бросайте стрелы, не показывая руки", - писал он Дидро. Вольтер может считаться главной фигурой французских просветителей и по черезвычайной разносторонности своей деятельности. Философ,поэт, драматург, политический деятель, непревзойденный публицист, он сумел сделать идеи Просвещения достоянием масс, голос его имел широчайший резонанс, и каждое новое слово просветительского движения во Франции он укреплял своим поистине непоколебимым авторитетом. Одобрение Вольтера давало право не существование, к мнению Вольтера прислушивалось все общество. Оценивая деятельность Вольтера, следует признать, что для революции он сделал больше всех своих соратников уже по одной только силе своего огромного авторитета. "Никакой государь не управлял общественным мнением с подобной властностью", - писал о нем его соратник Дюверне.

    Родился Вольтер в Париже в  1694 году. Настоящее имя его - Франсуа-Мари  Аруэ (Вольтер - его литературный  псевдоним). По происхождению своему  он не принадлежал к дворянству.

   За сатиру на регента Филиппа  Орлеанского и его дочь герцогиню  Беррийскую он был выслан из  столицы и восемь месяцев находился  в Сюлли. Весной 1717 г. Вольтер  попал в Бастилию на одинадцать  месяцев. Причиной ареста послужила  его сатира Puero regnant" ("В цпрствование мальчика"), разоблачающая развращенные нравы, царящие при дворе. 

    В тюрьме поэт работал над  эпической поэмой о Генрихе  IV и трагедией "Эдип". 18 ноября 1718 года состоялось первое представление  трагедии на сцене парижского театра. На молодого поэта стали смотреть как на достойного преемника Карнеля и Расина. Филипп Орлеанский, желая "приручить" Вольтера, удостоил его награды, пенсии и любезного примема во дворце. Вольтер благодарил и не без иронии присил регента больше не беспокоить себя подысканием для него "квартиры".

    Оппозиционные настроения Вольтера, сказавшиеся в трагедии "Эдип",стали  яснее в поэме "Лига" (первый  вариант будущей "Генриады"). "Лига"была напечатана тайно  в Руане. 

   Распространяемая из под полы поэма Вольтера вскоре стала известна широкому кругу читателей. Вольтера провозгласили лучшим поэтом Франции, ставили его выше Гомера и Виргилия.

    Драматургическое наследие Вольтера  огромно и разнообразно по  жанрам, оно состоит из трагедий, прозаических драм, комедий, либретто опер и диввертисментов. Театр Вольтера - это прежде всего и исключительно политическая трибуна. Рассеивать мрак суеверий и предрассудков,воспитывать ненависть к религиозному фанатизму и тирании, славить идеи свободы и гражданского равенства - вот задачи, какие перед собой ставил автор. "Брут", "Смерть Цезаря", "Магомет", "Альзира" и другие его трагедии насыщены политическими идеями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7.  Вольтер в идейной  жизни России. 
 

     В России при жизни своей  Вольтер вызвал живой интерес.

   Аристократы русские, стремившиеся  завязать с Вольтером дружеские  связи, подражали Екатерине II. Они вовсе не сочувствовали  его просветительской деятельности, игнорировали подлинный смысл  его политических выступлений.  Им, в сущности, не было никакого дела до Вольтера и его просветительства. Но слыть за "вольтерьянца" в ту пору было признаком хорошего тона в дворянских салонах Петербурга и Москвы, и дворяне "вменяли себе стыд не быть одного мнения с Вольтером", - писал Фонвизин.

    Вскоре отношение к Вольтеру резко изменилось со стороны Екатерины II и окружающей ее придворной толпы. Во Франции произошла революция.

    Екатерина распорядилась уроать  все бюсты Вольтера из комнат  дворца в подвалы.

   Через генерал-прокурора Самойлова  она распорядилась конфисковать в Тамбове полное собрание вольтеровских произведений (перевод Рахманинова), как "вредных и наполненных развращением". Она строжайше запретила печатать сочинения Вольтера "без цензуры и апробации московского митрополита".

    Русские правящие круги поняли теперь, какую зажигательную революционную силу таят в себе сочинения французсского просветителя, и от "игры в вольтерьянство" перешли в лагерь яростных противников Вольтера. появилось множество брошюр и памфлетов, где нравственный облик французсского просветителя изображался в самом неприглядном виде.

    Вольтер и его литературное  наследие, как и вся деятельность  французских просветителей XVIII столетия, привлекали к себе внимание  следующего поколения русских  революционеров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8.  Заключение. 

    Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек  обладает разумом, духовной и  физической силой. Люди приходят  в мир равными, со своими  потребностями, интересами, удовлетворение  которых - в установлении разумных  и справедливых форм человеческого общежития. Умы просветителей волнует идея равенства: не только перед богом, но и перед законами, перед другими людьми.

     Эпоха Просвещения по праву  может быть названа «золотым  веком утопии». Просвещение прежде  всего включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая политические и социальные устои.  
    Ориентиром для создателей утопий XVIII в. служило «естественное» или «природное» состояние общества, не ведающего частной собственности и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обремененного нищетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не «по искусственным» законам.

  Возрожденческий  идеал свободной личности приобретает  атрибут всеобщности. И ответственности: человек Просвещения думает не только о себе, но  и о других, о своем месте в обществе. В центре внимания просветителей -  проблема наилучшего общественного устройства. Просветители верили в возможность построения гармонического общества.

Информация о работе Политические взгляды эпохи Просвещения (Вольтер, Д.Дидро)