Политические взгляды эпохи Просвещения (Вольтер, Д.Дидро)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 09:53, реферат

Описание работы

Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в. в сочинениях его основателя Д.Локка (1632–1704).

В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778).

Содержание

Введение ................................................................................................... стр. 3
Революционное движение и его влияние на эпоху Просвещения ...... стр. 4
Общность и разногласия просветителей .............................................. стр. 5
Д.Дидро. «Энциклопедия» ................................................................... стр. 7
Тенденциозность литературы просветителей ..................................... стр. 9
Вольтер - учитель просветителей .......................................................... стр. 11
Вольтер в идейной жизни России ......................................................... стр. 13
Заключение ............................................................................................. стр. 14
Список использованной литературы .................................................... стр. 15

Работа содержит 1 файл

политология.doc

— 69.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

по  политологии 
 
 

«Политические взгляды эпохи  Просвещения

(Вольтер,  Д.Дидро)» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание: 
 

  1. Введение  ................................................................................................... стр. 3
  2. Революционное движение и его влияние на эпоху Просвещения  ...... стр. 4
  3. Общность и разногласия просветителей  .............................................. стр. 5
  4. Д.Дидро. «Энциклопедия»  ...................................................................  стр. 7
  5. Тенденциозность литературы просветителей   ..................................... стр. 9
  6. Вольтер - учитель просветителей  .......................................................... стр. 11
  7. Вольтер в идейной жизни России  ......................................................... стр. 13
  8. Заключение  ............................................................................................. стр. 14
  9. Список использованной литературы  .................................................... стр. 15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение. 

    Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в. в сочинениях его основателя Д.Локка (1632–1704).

    В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате «О духе законов» (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В «Персидских письмах» (1721) Монтескье наметил тот путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного. Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом.

   На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты. «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» (1751–1780) стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами «Энциклопедии» явились Дидро и Ж. Д"Аламбер (1717–1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо.

  Французское Просвещение отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.  
 

      1. Революционное движение и его  влияние на эпоху  Просвещения.
 

    Широкое умственное движение, вошедшее в историю под именем Просвещения, росло и крепло вместе с нарастанием революционной ситуации во Франции. Чем более назревала необходимость революционного переворота в обществе, тем громче раздавался голос просветителей, тем внятнее этот голос протеста был широчайшим народным массам.

   Революционное движение, несущее на своих знаменах идею прогресса,возглавили во Франции просветители. От них и сам век стал именоваться веком Просвещения. Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро, Гольдбах, Гельвеций и другие сформулировали общепонятным языком историческую задачу,вставшую перед обществом, облекли смутные догадки и чаяния своих современников в достаточно стройные революционные теории.

    Идея революции не пришла сразу. Она вызревала постепенно. Даже крупнейшие деятели французсского Просвещения вряд ли созновали, что дело дойдет до баррикад, до уличных боев, до гильотины, под которой падет голова одного из Бурбонов.

    Через 9 лет в трагедии Вольтера "Эдип" уже был брошен лозунг "Счастье короля - служить своему народу".

   Далее в течении 30 лет, знамя Просвещения несет Вольтер, пока в половине века на помощь ему не подоспеют молодые таланты, могучая когорта революционеров, которая, признав Вольтера своим учителем и вождем, значительно опередит его в политическом радикализме. 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.  Общность и разногласия  просветителей.

    Просветители действовали единым фронтом, когда дело шло о ликвидации феодализма, но за пределами этой исторической задачи пути их расходились. Они спорили и подчас до открытой вражды.

   Вольтер в письме к прусскому королю Фридриху II излагал свою точку зрения следующим образом: "Поверьте, что истинно хорошими государями были только те, кто начал, подобно вам, с усовершенствования себя,чтобы узнать людей, с любви к истине, с отвращения к преследованию и суеверию. не может быть государя, который мысля таким образом, не вернул бы в свои владения золотой век". Они поддерживали связь с коронованными особами, не скупясь на похвалы и лестные эпитеты, и подчас закрывали глаза на их пороки, недостатки, не желая расставаться с излюбленной теорией. просветители прославляли имя Екатерины II. "Дидро, д'Аламбер и я создаем вам алтари", - писал Вольтер. "В Париже нет ни одного честного человека, ни одного человека, наделенного душой и разумом, который не был бы поклонником вашего величества", - писал ей Дидро.

   Поэт Алексей Толстой в шутливой форме макаронического стиха осмеял комическое преклонение перед Екатериной II наивных сторонников идеи просвещенной монархии, их иллюзии и лукавую русскую государыню:

                                        "Madame! При вас на диво

                                         Порядок процветает", -

                                         Писали ей учтиво

                                         Вольтер и Дидерот:

                                        "Лишь надобно народу,

                                         Которому вы мать,

                                         Скорее дать свободу,

                                         Скорей свободу дать!"

                                         Она им возразила:

                                        "Messieurs, vous me comblez!"  ***

                                         И тотчас прикрепила

                                         Украинцев к земле.

   *** - "Господа, вы мне льстите (Франц.)

    Просветители действовали как восторженные мечтатели. Ни тени корысти не было в их лестных письмах к вельможам и венценостным особам.

   Поистине с детской восторженностью верили они в возможность и осуществимость своей мечты. "Он придет, он придет когда-нибудь, тот справедливый, просвещенный, сильный человек, которого вы ждете, потому что время приносит с собой все, что возможно, а такой человек возможен", -писал Дидро.

    Не все просветители, однако, были сторонниками идеи просвещенной монархии. Руссо определенно высказался за республику, но и он не исключил возможности просвещенной монархии при идеальном государственном устройстве.   С другой стороны, Вольтер также не отвергал республиканской формы государства.

    В политической программе просветителей ключевым было слово "закон". От него как бы лучами расходились знакомые нам, часто туманные по смыслу, но всегда ярко расцвеченные и притягательные слова "Свобода, Равенство, Братство". "Свободу" просветители понимали как добровольное подчинение закону.  "Равенство" тоже имело для них гражданский смысл,как равенство всех - от пастуха до короля - перед законом. В дворянско-монархической Франции это означало прежде всего ликвидацию всех сословных привилегий и неограниченной королевской власти, предельно четко выраженной в известном горделивом афоризме Людовика XVI - "Государство - это я!" Что касается третьего слова - "братство", то оно осталось лишь эмоциональным укрошением политической программы просветителей.

    При соблюдении ключевого принципа, а именно законности, формы государственной власти уже не имели для просветителей принципиального значения. "Лучшее правительство - то, при котором подчиняются только законам", - писал Вольтер в "Философском словаре".

     Никто из просветителей не решился посягнуть на принципы частной собственности.  Наиболее передовые из них доходили до понимания того, что неравное перераспределение богатств среди членов общества есть величайшая из всех социальных несправедливостей.

  Просветители высказали по поводу морали суждения, которые привели в великое негодование всех лицемеров, привыкших прикрывать свои эгоистические, корыстные побуждения толками о христианском человеколюбии и самоотречении. Просветители откровенно признали, что всеми поступками человека движет личный интерес, что все его симпатии и антипатии, все оценки и суждения зависят от того, что ему выгодно и что ему невыгодно. Интерес становится стимулом поступков не только отдельной личности, но и целого сословия и даже всего народа. Сам же интерес диктуется физической природой человека.  

4.   Д.Дидро. «Энциклопедия». 

  Дени  Дидро (1713-1784) – французский философ,  просветитель, руководитель Энциклопедии, писатель, критик искусства. Вместе с Вольтером оказал наибольшее влияние на современную ему общественную мысль.

     В 1750 г. Дидро начал создание главного труда своей жизни – многотомной энциклопедии всех достижений века: от ремёсел до искусств. Ни одна отрасль народного хозяйства, ни одна профессия не были обойдены ни в статьях, ни в гравюрах.

    Среди многих статей Дидро  для «Энциклопедии» была и  статья «Трудолюбивый». В других  статьях он связывает трудолюбие  со свободой, с высоким и прочным уровнем народного благосостояния.

    Идеальная организация человеческого  общества для Дидро основана  на совместном труде его членов. Такое теоретическое положение  Дидро подкреплял тем, что труд  в его разнообразии был так  полно и широко представлен в «Энциклопедии» .

    В создании «Энциклопедии» принимали  участие лучшие умы эпохи. Среди  них были Д`Аламбер, Вольтер,  Монтескье, Буффо, Мармонтель, Руссо,  и многие другие.

   «Энциклопедия» стала зеркалом жизни Франции того времени и машиной, штурмующей старый порядок. Значение «Энциклопедии» для производительных сил Франции было огромно.

    Дидро - главный редактор и поистине создатель "Энциклопедии" -сумел мобилизовать умы Франции той поры вокруг этого многотомного издания, вобравшего всю мудрость веков. От больших статей до мелких справочных заметок - все в "Энциклопедии" просветителей было проникнуто идеей штурма отжившей, насквозь прогнившей феодальной системы, все звало вперед.

Информация о работе Политические взгляды эпохи Просвещения (Вольтер, Д.Дидро)