Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 14:53, контрольная работа
Августин принадлежит к сравнительно раннему периоду христианства IV-V вв. Он - один из отцов церкви. Наследие его - часть патристики, т. е. трудов отцов церкви. В период IV-V вв. христианство стало господствующей религией в Риме, шло приспособление доктрины к новому статусу.
1. Политические идеи европейского Средневековья (Августин Блаженный, Ф.Аквинский).
2. Политическая концепция Н.Макиавелли.
3. Прочитайте трактат Н.Макиавелли «Государь» и оцените, насколько обоснованы обвинения Н.Макиавелли в жестокости и аморализме. Свою оценку аргументируйте.
Список использованной литературы.
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине «ПОЛИТОЛОГИЯ»
на тему
«Политические воззрения Средневековья и эпохи Возрождения»
(Вариант
№ 4)
Выполнила: Филичкина Е.Л.
Проверил: доц. Панков Э.В.
Группа: Вечер. 4 курс.
Финансы и кредит.
№ личного
дела:08ФФБ02563
Орёл 2012
Содержание:
1. Политические
идеи европейского
2. Политическая
концепция Н.Макиавелли.
3. Прочитайте
трактат Н.Макиавелли «
Список использованной
литературы.
Августин Блаженный
Августин принадлежит к сравнительно раннему периоду христианства IV-V вв. Он - один из отцов церкви. Наследие его - часть патристики, т. е. трудов отцов церкви. В период IV-V вв. христианство стало господствующей религией в Риме, шло приспособление доктрины к новому статусу.
Августин (354-430) жил па рубеже античности и Средневековья. Он родился и городе Тагасте (Нумидия). Августин отличался образованностью, освоил греческую и римскую философию, особенно сильное влияние на него оказал Платон. Самое знаменитое сочинение Августина «О граде Божием» писалось с 413 по 426г. Импульсом для него послужило взятие Рима вождем вестготов Аларихом в 410г.
Мировоззрение Августина основано на христианской мистике и мифологии. История человечества подчинена божественному провидению, заранее установленному плану, который Богу известен, а людям нет. История начинается с грехопадения Адама и Евы и заканчивается Страшным судом. Все социальные, правовые и государственные учреждения, созданные человеком, весь «Град земной»— результат греховности человека, его извращенной свободной воли. Сам человек бессилен избавится от греха и создать совершенное общество. На нем лежит печать предопределения. Греховный земной град рушится. Падение Рима тому сигнал. Но гибель Рима— это не конец истории. Августин связывает надежды с так называемым градом Божиим. Это условное, символическое обозначение общины праведников, следующих не земным, а божественным установлениям. Отождествления с церковью Августин избегает, но церковь, по его словам, «предъизображение небесного града». Августин говорит, что всегда существовало два рода человеческого общения, два града. В одном люди живут по плоти, их любовь к себе доведена до презрения к Богу, во втором по духу, здесь любовь к Богу доведена до презрения к себе.
Идея предопределения не мешает Августину разделять некоторые представления античных авторов о возникновении государства в ходе естественной эволюции, но все эти процессы обусловлены божественной волей. Августин говорит, что природа толкает людей к объединению сначала в семьи, потом и государства для обеспечения внутреннего мира и внешней безопасности. Стремление к объединению приводит к «общественному договору». Некоторые считают, что ясное употребление этого термина было новеллой Августина. С общественным договором он связывает представления о взаимных обязанностях. В семье власть принадлежит лучшему - отцу. Политическая власть вытекает из уважения к качествам первых королей. Но в это рациональное объяснение вторгается Божья воля, короли не сами устанавливают свою власть, она не принадлежит им ни по крови, т. е. наследству, ни по выбору, власть принадлежит им по воле Бога, который делегирует ее каждому народу. В одних случаях, исключительных, Бог прямо назначает правителя — так это было с народом Израиля, в других - его воля проявляется через естественный ход событий, через действие норм позитивного права. Здесь божественное предопределение сказывается не прямо, а опосредованно. Бог создал человека так, что объединение в общество и политическая власть для него необходимы. Что же касается формы власти и ее носителей, то они устанавливаются людьми.
Рассматривать власть как свою собственность - глубочайшее заблуждение. Цель власти - обеспечение справедливости, мира и согласия между правителями и подлинными. Действия государств, в которых не соблюдается справедливость, Августин уподобляет грабежу.
К формам
государства Августин проявляет
некоторое безразличие. В этом он
не похож на греков и римлян, которые
исключительное значение придавали
поискам совершенной
Любопытны взгляды Августина на собственность. На него влияли представления ранних христиан о том, что у верующих все должно быть общее. Августин полагал, что в естественном состоянии людей была коллективная собственность, но каждый мог брать из общего запаса то, что ему было нужно. Все же сверх индивидуальных потребностей принадлежало обществу и использовалось в его интересах. Частная собственность дает возможность человеку удовлетворить свои потребности. Все же сверх необходимого должно принадлежать всем. Абсолютное право на частную собственность, разработанное в совершенстве римскими юристами, первыми христианами не признавалось. Собственность — человеческое установление, и как оно было людьми введено, так же может быть и отменено. Правда, Августин считал, что некоторые виды собственности были учреждены не людьми, а Богом и владеть ею могут только благодетельные люди. Имелось в виду имущество церкви, которое должно было использования для общего блага.
Верный христианской традиции пренебрежении к бренной земной жизни Августин не отвергал рабства. Он полагал, что «лучше быть рабом у человека, нежели у похоти». Это не мешало Августину рассматривать порабощение человека как грех для христианина.
Отношение
церкви к государству, духовной власти
к светской - одна из важных проблем,
занимавших Августина, в этом его вклад
в историю политической мысли, в этом он
пионер. Теория
разделения церковной и государственной
властей, или двух
властей, нашла у Августина свое лучшее
выражение.
По его мнению, светская и церковная власть различны, и каждая обладает суверенитетом, независимостью. Любое вторжение одной власти в сферу другой опасно. Но между ними есть и точки соприкосновения, взаимодействия, они должны оказывать друг другу поддержку. Государство призвано защищать церковь от ее врагов, варваров, еретиков. Церковь, в свою очередь, воспитывает паству в духе лояльности, гражданственности.
Церковная власть, по Августину – высшая, потому что духовная сфера выше мирской. Но никаких агрессивных выводов о прямом подчинении государей церкви, о праве пап смещать, королей и императоров, т. е., по существу, о наделении церковной иерархии светской властью, у Августина нет. Главное в его учении — именно разделение двух властей.
За заслуги
перед церковью Августин был назван Блаженным.
Фома
Аквинский
Фома Аквинский (1225 или 1226—1274) родился под Неаполем в замке Рокка Секка. близ городка Аквино. Он принадлежал к аристократическому роду, был внучатым племянником Фридриха Барбароссы. В нем текла норманнская и ломбардская кровь. Фома преподавал философию и теологию в ряде университетов Европы, овладел всеми науками, доступными в то время, добился признания и славы. Его назвали «универсальным доктором» за широкую эрудицию и «ангельским доктором» за верность учению церкви. Его главное произведение- «Сумма теологии», одна из ее частей специально посвящена законам. Политические взгляды Фомы изложены также в работе «О правлении государей" и в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля. В 1323г он был причислен к лику святых.
Признание государства частью божественною миропорядка не мешает Фоме рационалистически анализировать её природу, происхождение, формы. Существование государства, объединение людей и политическое общество— естественный закон, веление разума. Обосновывая это заключение, Фома целиком опирается на античных авторов, прежде всего на Аристотеля. Вслед за ним он заявляет, что человек— животное политическое и в этом его отличие от всех других созданных Богом тварей. Он стремится к объединению, к общению для обеспечения лучших условий жизни, для раскрытия своих способностей. Семьи, домашнего общества для этого недостаточно. Интересы человека шире. Семья не может обеспечить безопасности, порядка, полного удовлетворения материальных и духовных запросов. Для этого нужно общество. Оно объединяет людей разных способностей, занятий, которые и взаимодополняют друг друга (здесь у Фомы проскальзывают платоновские мотивы разделения труда). Создание государства - результат естественной склонности к общественной жизни, своею рода инстинкта, но оно предопределено волей Бога и опосредовано разумом человека. Фома не исключает общественного договора в качестве способа создания государства. Цель государства—конечно, общее благо, как материальное, так и духовное. Духовное для него, как для христианина, служителя алтаря, важнее, но будучи реалистом, он не пренебрегает и земными интересами. Обеспечение минимума материального благосостояния всем членам общества необходимо для добродетельной жизни. Политическое общество предполагает власть. Она существует сама по себе, т.е. не установлена другой властью. Конечно, Фома признает, что государственная власть — от Бога, но лишь в том смысле, что Бог — творец всего сущего. Принцип власти божествен, но ее установление и использование может противоречить божественным предначинаниям.
По вопросу о формах государства Фома почти во всем следует за Аристотелем. Он говорит о трех чистых, правильных формах (монархия, аристократия, полития) и трех извращенных (тирания, олигархия, демагогия, или демократия). Принцип деления на правильные и неправильные формы— отношение к общему благу. Правильные государства представляют собой политическую власть, а неправильные — деспотическую. Первая основывается на праве и обычае, вторая - на произволе, она не ограничена правом.
В эту традиционную систему Фома вносит от себя лишь симпатии к монархии. В идеале Фома считает ее лучшей формой. Власть царя напоминает власть Бога. К тому же Иисус для своей церкви пожелал именно монархической организации. Однако Фома сознавал крайнюю сложность удержания монархии на идеальном уровне, а монархию, отклонившуюся от цели, т. е. тиранию, считал наихудшей формой, как Платон и Аристотель. Поэтому на практике монархии следует предпочесть смешанную форму правлении. Но если Аристотель представлял политию как комбинацию из лучших свойств олигархии и демократии, то у Фомы в смешанной форме преобладает монархический элемент.
По вопросу собственности Фома говорит мало нового в сравнении с Августином и ранними христианами. Но он приспосабливает их мысли к условиям, когда церковь стала владелицей огромных богатств. Повторение благородных сентенций раннего христианства без обличения стяжательств церкви и святейшего престола в этих обстоятельствах превращалось в апологетику церковных, да и мирских порядков. Собственность рассматривалась как дар Бога человеку. Ею следовало пользоваться с чувством ответственности перед дарителем. Для оправдания богатств церкви, которые так не вязались с проповедью пренебрежения к земным благам, использовался тезис Августина: только праведные могут распределять общее достояние. Иными словами, церковное имущество - общее достояние, духовенство лишь его распределяет. Оно им пользуется не в своих интересах. Собственность - это ответственность и опека.
Фома
развивал те же мысли применительно
к церковной и мирской собственности.
Он сделал немало декларации, демонстрирующих
верность христианскому идеалу. Фома повторял,
что никто не должен иметь больше, чем
нужно для удовлетворения его потребностей.
Он говорил, что всякая собственность
должна служить общему благу и что для
удовлетворения нуждающихся допустимо
пользоваться изобилием богатых. Если
бы эти мысли конкретизировались, они
могли бы встревожить имущих. Но этого
не случилось. Фома оставался в рамках
церковной концепции: собственность. -
это опека, служение людям. С юридической
точки зрения она - частая, но использоваться
должна длю общего блага. Как и Аристотель,
Фома осуждал ростовщичество.
2. Политическая концепция Н.Макиавелли
Никколо Макиавелли (1469-1527) родился в семье юриста, не богатой, но гордой своими традициями. Он получил образование, освоил латынь и, возможно, немножко греческий. О его молодости почти ничего неизвестно. Как житель Флоренции, он пережил все перипетии ее судьбы. Свой шедевр «Государь» Макиавелли написал в 1513 или 1514г и тотчас же передал тогдашнему правителю Лоренцо Медичи, но не заслужил этим его расположения. Помимо «Государя» Макиавелли написал «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» -комментарии к сочинению римского историка (окончил в 1516 или 1519г.) и «Историю Флоренции».
Имя Макиавелли обессмертила небольшая книга «Государь». Она содержит сонеты и наставления, как установить, сохранить и расширить государство, как завоевать и удержать политическую власть. Этот вопрос был очень актуален при постоянной борьбе, смене правителей, перекройке границ, которые переживала Италия. Но Макиавелли не только вооружает государя знанием приемов политическом деятельности, но и ставит перед ним задачу— объединение Италии.
Информация о работе Политические воззрения Средневековья и эпохи Возрождения