Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 21:57, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение политических Аристотеля.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
- дать характеристику личности древнегреческого философа и ученого Аристотеля;
- рассмотреть содержание основных политических трактатов Аристотеля;
- изучить философские основания его политического учения;
- рассмотреть учение Аристотеля о государстве и его элементах, об институте гражданства и его признаках;
- рассмотреть взгляды Аристотеля на политическую власть, ее отличия от власти патриарха;
- изучить классификацию видов государственного строя (форм правления);
- определить, что понимает Аристотель под «политическим правом», и каково его место в политической науке.
Из неправильных форм государства тирания - наихудшая.
Резко критикуя крайнюю демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону, Аристотель с одобрением характеризует умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве закона. Отсюда - высокая оценка им реформ Солона.
Полития как лучшая форма государства соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития - «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний слой. «Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь и наилучший государственный строй» [4, с.61].
Основную причину возмущений и переворотов в государстве Аристотель видит в отсутствии подлежащего равенства. Перевороты оказываются следствием нарушения относительного характера равенства и искажения принципа политической справедливости, требующего в одних случаях руководствоваться количественным равенством, в других - равенством по достоинству. Так, демократия основывается на том принципе, что относительное равенство влечет за собой и абсолютное равенство, а олигархия исходит из принципа, будто относительное неравенство обусловливает и неравенство абсолютное. Подобная ошибочность в исходных принципах государственных форм и ведет в дальнейшем к междоусобицам и мятежам.
В ходе обоснования своего идеального проекта наилучшего государства Аристотель отмечает, что это - логическое построение и здесь «нельзя искать той же точности, какую мы вправе предъявлять к наблюдениям над фактами, доступными исследованию путем опыта». [4, с.61]
Население лучшего государства должно быть достаточным и легко обозримым. Территория лучшего государства должна быть одинаково хорошо ориентирована по отношению к морю и материку. Территория, кроме того, должна быть достаточной для удовлетворения умеренных потребностей. Аристотель говорит о большом числе рабов в лучшем государстве. Гражданских прав лишены ремесленники, «толпа матросов», торговцы.
Земля делится
на две части: одна часть находится
в общем пользовании всего
государства, другая - в частном владении
граждан (продукты этой части на дружественных
началах предоставляются в
5. Понятие политического права Аристотеля
В своем понимании права Аристотель разделяет положение Сократа и Платона о совпадении справедливого и законного. Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми.
В целом право как политическое явление Аристотель называет «политическим правом». Это, в частности, означает невозможность неполитического права, отсутствие права вообще в неполических (деспотических) формах правления.
Политическое право делится им на естественное и условное. Естественное право - то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено, это безразличие прекращается.
Таким образом, в учении Аристотеля и естественное, и условное право хотя и различаются между собой, но оба относятся к сфере политических явлений и носят политический характер. У софистов, например, различие между естественным правом и правом условным означало различение, а зачастую и прямое противопоставление естественного (природного) и политического. Своеобразие позиции Аристотеля обусловлено тем принципиальным обстоятельством, что под «природой» он и в вопросе о праве имеет в виду именно политическую природу человека: ведь человек, согласно Аристотелю, есть по своей природе существо политическое.
Естественное право у Аристотеля есть набор всеобщих представлений и требований, которые наиболее полно отражают природную склонность человека к общению, совместному проживанию для достижения счастливой жизни. Чтобы каждый свободный гражданин жил счастливо, надо, чтобы он имел свое, надлежащее ему, и чтобы была установлена равная мера за равное.
Предписания естественного права специально нигде не доказываются, они формируются в соответствии с политической природой человека. Естественное право - это право человеческого разума [5, c.57].
Под условным правом в концепции Аристотеля подразумевается все то, что в последующем словоупотреблении стало обозначаться как позитивное (положительное) право. К условному праву он относит установления закона и всеобщих соглашений. Причем он говорит о писаном и неписаном законе. Под неписаным законом, тоже относящимся к условному (позитивному) праву, имеются в виду правовые обычаи (обычное право).
Существенным составным моментом политического качества закона является его соответствие политической справедливости и праву. Отступление закона от права означало бы, согласно концепции Аристотеля, отход от политических форм к деспотическому насилию, вырождение закона в средство деспотизма. Политическое правление - это, по Аристотелю, правление закона, а не людей: правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же - «уравновешенный разум».
Заключение
В истории античной мысли с именем Аристотеля связано представление о конце классической эпохи и одновременно - о начале эпохи эллинистической; это, в частности, определено двойственностью и пограничностью аристотелевского понимания государства.
Социальная и политико-правовая проблематика освещается Аристотелем в принципе с позиций идеального понимания полиса - города-государства как политического общения свободных и равных людей.
В своем учении о государстве Аристотель исходил из того, что государство - продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям, как семья и селение. Но государство - высшая форма общения, обнимающая собою все остальные общения. В политическом общении все другие формы общения достигают своей цели (благой жизни) и завершения. Человек по природе своей существо политическое, и в государстве (политическом общении) завершается генезис этой политической природы человека.
Много размышляет Аристотель и о форме государства, характеризуя ее так же как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью в государстве. В этом плане государственная форма определяется числом властвующих. Кроме того, им различаются правильные и неправильные формы государства: в правильных формах правители имеют в виду общую пользу, при неправильных - только свое личное благо.
И, наконец, большую роль в политических отношениях между людьми Аристотель отводит праву, рассматривая его как политическое явление и называя его «политическим правом». Он считает, что право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения.
Список используемой литературы
1. Аристотель Сочинения: В 4 т. – М.:Мысль,1983.
2. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для студентов вузов. – М.:Аспект Пресс, 2000.
3. Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность - первая четверть ХIХ в.). - М.: «Российская политическая энциклопедия», 2001. - с. 479.
4. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 1999. - с. 736.
5. Алексеев П.В. Философия: Учебник. - М.: ТЕИС, 1996. - с. 580.