Политические учения Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 21:57, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение политических Аристотеля.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
- дать характеристику личности древнегреческого философа и ученого Аристотеля;
- рассмотреть содержание основных политических трактатов Аристотеля;
- изучить философские основания его политического учения;
- рассмотреть учение Аристотеля о государстве и его элементах, об институте гражданства и его признаках;
- рассмотреть взгляды Аристотеля на политическую власть, ее отличия от власти патриарха;
- изучить классификацию видов государственного строя (форм правления);
- определить, что понимает Аристотель под «политическим правом», и каково его место в политической науке.

Работа содержит 1 файл

Аристотель.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

Введение

Политология, политическая наука, — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством. В современной политической науке нет однозначного определения термина “политика”, что объясняется сложностью политики, богатством её содержания, многообразием свойств. Политика имеет сложную структуру. В качестве основных элементов обычно выделяют: политическое сознание; субъекты политики; политическую организацию; политические отношения; политическую культуру; политические интересы. Значение политики обусловлено функциями, которые она выполняет в обществе.

Целью данной контрольной  работы является изучение политических Аристотеля.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

- дать характеристику  личности древнегреческого философа  и ученого Аристотеля;

- рассмотреть  содержание основных политических  трактатов Аристотеля;

- изучить философские  основания его политического  учения;

- рассмотреть  учение Аристотеля о государстве  и его элементах, об институте  гражданства и его признаках; 

- рассмотреть взгляды Аристотеля на политическую власть, ее отличия от власти патриарха;

- изучить классификацию  видов государственного строя  (форм правления);

- определить, что  понимает Аристотель под «политическим  правом», и каково его место  в политической науке.

1. Аристотель

Аристотель  родился в небольшом эллинском  городе Стагире, в связи с чем  его в литературе нередко именуют  Стагиритом. Семнадцатилетним юношей он прибыл в Афины (в 367 г. до н.э.), где  учился, а затем и преподавал в  платоновской Академии вплоть до смерти ее основателя. Покинув Афины (в 347 г. до н.э.), Аристотель в течение ряда лет жил в других греческих государствах, а в 342-340 гг. до н.э. по приглашению македонского царя Филиппа II занимался воспитанием его сына Александра.

В 335 г. до н.э. Аристотель вернулся в Афины. Здесь он основал свою философскую школу - Ликей (лицей) и руководил ею почти до конца жизни.

Период руководства  школой в жизни Аристотеля совпадает  со временем победоносных походов его воспитанника. Завоевания Александра Македонского были направлены на создание единого государства в западной части полосы древних цивилизаций и закрепили порядок единовластного правления покоренной частью мира. Начало такому правлению было положено победой Филиппа II при Хиронее (388 г. до н.э.), когда было разгромлено объединенное ополчение греческих полисов. С этого момента полис, оставаясь основой античного мира, перестает быть автономной единицей политической жизни Эллады; возникает эллинистический мир.

Однако предметом  политического исследования Аристотеля остается классический полис и строй его жизни, хотя он и возвещает возможность образования мирового эллинского государства на полисной основе.

Политическое  учение Аристотеля изложено в трактате «Политика», примыкающем к «Никомаховой этике»; кроме того, у него есть очерк развития государственного строя Афин, который называется «Афинская полития». «Политика» охватывает пять связанных между собою исследований: тема первого (кн. 1) - экономика; второго (кн. II) - вопрос о наилучшем образе правления; третьего (кн. III) - общая теория полиса; четвертого (кн. IV, V, VI) - конкретные формы правления, причины их деградации и возможности улучшения; пятого (VII, VIII) - идеальное государство.

Этот труд вобрал в себя опыт наблюдения за существующими формами государственного устройства и законодательства, результаты наблюдения за практикой управления государством (и македонского царского двора, и своего собственного: мыслитель, опираясь на македонскую помощь, восстановил в 341 г. до н.э. разрушенную прежде Филиппом II Стагиру и дал ей законы), философскую концепцию высшего блага, к которому стремится всякое частное благо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Политическое  учение Аристотеля

Одна из определяющих черт аристотелевской политической теории - это стремление исходить не из отвлеченных теоретических построений по поводу конструкции идеального полиса, а потребность учитывать все многообразие реально существующих форм, их градаций и оттенков. Такая, условно говоря, «прагматическая», а не идеократическая направленность аристотелевской теории органически вытекает из ее общефилософских оснований. Его философия так же, как и философия Платона, телеологична, но это - телеология иной модификации. Согласно Аристотелю, цель общественной, политической жизни - тоже благо: «...всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага...» [1].

Политика как  наука у Аристотеля тесно связана  с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов).

Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика  предстает как начало политики, введение к ней.

Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является «арифметическое равенство», сферой применения этого принципа - область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания. Распределяющая справедливость исходит из принципа «геометрического равенства» и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами: властью, почестью, деньгами.

Основным итогом его этических исследований, существенным для политики, является положение  о том, что политическая справедливость возможна лишь между свободными и  равными людьми, принадлежащими к  одному сообществу, и имеет целью  их самоудовлетворенность.

Так же как и  Платон «Аристотель тоже едва ли не обожествлял государство, считая его высшей (после общения в семье) формой социального общения».[2, с.73]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Учение Аристотеля о государстве

Государство, по Аристотелю это политическое общение, оно включает в себя другие формы общения, которые генетически предшествуют ему.

Аристотель считает, что  наилучший метод научного объяснения политического общения сочетание  своего рода структурного анализа и  генетического подхода. Первый элемент теоретического построения - расчленение сложного целого на его простые элементы, чтобы рассмотреть его состав и конкретные отличия одного целого от другого; второй - рассмотрение «первичного образования предметов».

Говоря об общностях, предшествующих государству, Аристотель называет семью и селение. Это же - изначальные элементы государства, которое представляет собой по отношению к двум первым более широкий и более свободный круг общения.

Естественная необходимость, прежде всего, побуждает попарно сочетаться мужчину и женщину в целях продолжения рода. Точно так же в целях взаимного самосохранения необходимо объединяться существу, властвующему в силу своей природы, и существу, подвластному и рабствующему. Все это создает семью как общение, возникшее для удовлетворения повседневных нужд. При этом женщина не находится в рабском положении, как у варваров, у которых «отсутствует элемент, предназначенный по природе своей к властвованию» и в силу этого «бывает только одна форма общения - общение раба и рабыни» [1].

Общение, состоящее из нескольких семей и обслуживающее не только текущие нужды, - это селение; оно  представляет собой колонию разросшейся  и расселившейся семьи. Если семья - это «едящие из одного ларя», то селение - «молочные братья», «сыновья», «внуки». Греческие государства, говорит Аристотель, первоначально управлялись патриархальными царями (а в настоящее время мы видим это у негреческих племен), так как они состояли из элементов, которые признавали над собой власть старшего как нечто само собой разумеющееся.

Но власть как явление  политическое отличается от власти патриарха; Аристотель различает власть господскую и политическую следующим образом: «Душа властвует над телом, как  господин, а разум над нашими стремлениями - как государственный муж»; «...власть государственного мужа, равно как и все виды власти, не тождественны, как это утверждают некоторые. Одна - власть над свободными по природе, другая - власть над рабами. Власть господина в семье - монархия (ибо всякая семья управляется своим господином монархически), власть же государственного мужа - это власть над свободными и равными» [3, c.52]. В семье патриарх тоже властвует над свободными - женой и детьми, - но они не равны ему.

Несколько селений образуют общество, которое представляет собой завершенное государство, возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни. Отсюда следует, что всякое государство - продукт естественного возникновения, как и первичные общения: оно является завершением их, в завершении же сказывается природа.

Государство - это осмысленная, естественным образом возникающая  ради определенной цели целостная структура. С признанием того, что государство  «существует по природе», связано  утверждение, что сущность человека - его общественная, политическая природа: «...человек по природе своей есть существо политическое», - говорит Аристотель. Тот же, кто в силу своей природы или вследствие обстоятельств живет вне государства, - либо выше человека, либо ниже его.

В состав «человечности», согласно Аристотелю, входят также следующие элементы, которые по совокупности создают основу семьи и государства.

1. Свобода, предназначение к властвованию по природе;

2. Речь, которая выделяет  человека из мира животных; человек  - существо в большей степени общественное, нежели животное.

Поскольку государство - более  широкий и более совершенный  круг общения, чем семья, постольку  именно оно является первичным по отношению к последней, а тем более - и по отношению к отдельному человеку.

Нашедший свое завершение в политической общности человек - наиболее совершенное из живых существ; человек, живущий вне закона и права, без добродетели, но наделенный оружием, умственной силой и энергией духа - по мнению Аристотеля, существо самое нечестивое и дикое, лишенное справедливости как нормы, регулирующей политическое общение.

Государство представляет собой определенное единство, а то, что делает людей «общниками одного государства» [3, с.54] - это гражданство, которое является важнейшим элементом государства. Определение государства как формы зависит от того, кого же считать гражданином, т.е. от понятия гражданина. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства. Государство же есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан [4, c.60].

Каждой форме  государства соответствует свое определение понятия гражданина, свои основания наделения того или  иного круга лиц совокупностью  гражданских прав. Вместе с изменениями понятия гражданина и, следовательно, формы государства изменяется и само государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Формы правления в политическом учении Аристотеля

По мнению Аристотеля перед политической наукой стоят следующие задачи:

1) исследование  того, какое государственное устройство является наилучшим;

2) определение  того, каков «относительно наилучший»  вид государственного строя «возможный  при данных обстоятельствах; 

3) когда невозможно  пользоваться лучшими видами, и  приходится довольствоваться низшей  формой, то необходимо определить, как можно сохранить на возможно более длительное время существующее государственное устройство;

4) поиск такого  вида государственного устройства, который был бы универсальным  и подходил бы для всех полисов. 

Все это учитывает  практические нужды управления государством и составляет искусство политики, которое состоит в умении, ориентируясь на образец, одновременно приноравливаться к конкретным обстоятельствам, возможностям и нуждам - подобно медицине, кораблестроению, гимнастике и всякому иному искусству.

Выполнению  всех задач политического искусства  служат создаваемые Аристотелем  классификационные сетки, их наложение  на конкретные «обстоятельства», а  затем сведение полученных результатов  дает определенный итог как основание  для выводов о том, что именно необходимо делать при данных условиях.

Основной классификационной  сеткой у Аристотеля является классификация  видов государственного строя.

Многообразие  форм политического устройства государства  определяется множественностью частей, из которых слагается всякий полис. Согласно Аристотелю, - а он в данном случае апеллирует к реальному опыту, - в одних формах правления все части государства участвуют в управлении, в других только некоторые, в одних - большинство, в других - меньшинство.

В целом формы  правления Аристотель подразделяет на правильные и неправильные. К  первым он относит монархическое  правление, аристократию и политию. Вторые - тирания, олигархия и демократия соответственно.

Каждая форма  имеет, в свою очередь, несколько видов, поскольку возможны различные комбинации формообразующих элементов.

Самую правильную форму государства Аристотель называет политией. В политии правит большинство  в интересах общей пользы. Все  остальные формы представляют собой  то или иное отклонение от политии. С другой стороны, сама полития, по Аристотелю, является как бы смешением олигархии и демократии. Этот элемент политии  имеется в большей части государств, то есть вообще характерен для государства как политического общения.

Информация о работе Политические учения Аристотеля