Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 18:03, контрольная работа
Основателем теории политической системы можно считать Д. Истона, который представлял ее, как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей. Политика, по его мнению, является частью целостности - общества, поэтому она должна реагировать на импульсы, поступающие в систему, предотвращать конфликты, возникающие по поводу распределения ценностей между индивидами, группами.
1. Возникновение термина политическая система. 3
2. Определение - политическая система 6
3. Исторический процесс 10
4. Структура политической системы. 14
5. Кризис политического развития России. 21
Политическая система структурна, т.е. включает части или подсистемы разной сложности, их элементы и отношения между ними. Политическая система складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений:
двух институциональных- высшего или верхнего (мега уровень),
среднего или промежуточного ( мезо уровень )
не институционального - нижнего, массового (микро уровень).
В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях ): легальные и теневые.
Внутри этих структур политическая система включает деление на субъекты политических отношений (руководителей, правящих ) и носителей власти, исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы.
Таким образом, на институциональном макросистемном уровне политическая система включает центральный аппарат государственной власти, разделенной в демократическом обществе и в правовом государстве на законодательную, исполнительную и судебную.
Вид политической системы зависит от типа общества и правления:
приоритет власти главы правительства (т.е. приоритет исполнительной власти ), президента, вплоть до так называемой президентской формы правления, допускающей временное или длительное совмещение функций разделенных властей, монарха, парламента, если он наделен прерогативами контроля и исполнительной власти, правящей партии, верховного или конституционного суда, при приоритете права и закона.
Особую арбитражную роль играет общественный контроль государственной власти. Он организуется на разных уровнях ( макро- и мезо- ) и многими средствами:
Непосредственно в макросистему входят разные формы политической оппозиции ( парламентской, партийной ).
Другой ряд легально существующих, во всяком случае неконспиративных, сообществ, примыкающих к макро уровню политической системы или неофициально и неформально входящих в него, образуют различного рода элиты и элитарные содружества, такие как клубы, парламентские фракции, товарищеские группы и т.п., группы давления, в частности парламентские лобби, близкое окружение государственной администрации, мозговые центры при руководителях государства и партий и т.п.
Аналогична по своему строению средняя (мезо) структура политической системы. Она образована аппаратами управления, органами выборной и назначаемой власти, которые непосредственно слиты со структурами макро уровня, но составляют его периферию. Они расположены в политическом пространстве между высшими эшелонами государственной власти и обществом, которое они связывают с государством. Это так называемые аппараты и органы, региональная и муниципальная администрация, Советы разных рангов, иерархия партийных, профсоюзных и других ассоциативных структур (обществ, союзов), крупные предприятия, лидеры экономики, органы правосудия и органы порядка, другие учреждения, через которые осуществляется политическая социализация, например школа, театр, армия.
Структуры среднего уровня служат связующим звеном между макроструктурами политической системы и обществом, организуют их отношения, передают импульсы государственных центров власти обществу и его ответные реакции - инициаторам политики. В организации и осуществлении политического процесса мезоуровень политической системы играет ключевую роль. На этом уровне формируются наиболее влиятельные бюрократические аппараты управления и самые массовые параллельные теневые структуры. К скрытым функциям легальных государственных, партийных, административных учреждений на этом уровне при определенных условиях (экономические трудности, неразвитые гражданские отношения, идеологические и политические конфликты и т.п.) добавляются особенно распространенные конфликты аппаратов и их лидеров, групповщина, земляческие и кровнородственные связи, противоправная активность и коррупция официальных лиц и властей. На этом же уровне формируются нелегальные теневые структуры неполитического характера, такие как параллельная экономика, черный рынок, организация преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода, которые имеют тенденции смыкаться с легальными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние.
Микро уровень политической системы образуется массовым участием общественных групп, классов и слоев, граждан общества в политической жизни: членством в массовых политических или неполитических, но влиятельных организациях, участием в массовых политических акциях поддержки власти или протеста, в социальном контроле политики, в ответственных процессах ее демократической организации (выборах, референдумах и т.д.). На микро уровне формируются политические народные движения, зарождаются политические группировки и партии, формируется общественное мнение, складывается политическая культура общества - важная составная часть и характеристика политической системы.
Пространство микро структур отнюдь не ограничивается неким нижним, массовым уровнем. В нем расположено все, в принципе, общество и все его граждане, с их политическими взглядами, формами участия в совместной политической жизни, хотя политические роли организационно и функционально их разделяют по разным уровням.
Политическая система общества сформирована по принципу пирамидальной иерархии: с массовой социальной базой в основе, вершиной государственной власти в высшем ее эшелоне. Таким же образом построены и ее подсистемы, имеющие вертикальные структуры ( от массовой базы - к руководящим учреждениям: партии, крупные общественные организации, союзы, и пр.).
На каждом из уровней, на которые разделена политическая система, образуются специфические структуры и отношения между ними.
Жизнь
политической системы протекает как постоянная
смена равновесных состояний и кризисов
разного рода - от частных кризисов
отдельных подсистем и структур (правительственных,
партийных, парламентских и многих других
) до общих кризисов системы, которые обычно
связаны с кризисом ее социального окружения
и вливаются в совокупность
политического, экономического
Функциональный кризис системы, или кризис перегрузки, когда она вынуждена решать задачи, которые она решить не может. При этом кризис может быть процедурным, который разрешается частичной или полной перестройкой системы ( сменой руководства, структур власти, правящих сил, лидеров, политического курса и т.п. перестройками). Такой кризис связан с агонистическими конфликтами в обществе, которые порождают новые формы существующего общественного строя и сохраняют его политическую систему. Более глубокие кризисы, так называемые кризисы развития, связаны со сменой политической системы и типа общества или его существенных характеристик (норм собственности, экономических отношений и т.п. ) и могут сопровождаться более или менее серьезными революционными преобразованиями.
Переход
к новой политической системе
не представляет собой однозначно необратимый
процесс, создание нового политического
порядка сопряжено с переходом
на иные принципы и механизмы социальной
эволюции, а этот переход характеризуется
общественными противоречиями. Во-первых,
рыночные отношения дифференцируют общество
по видам деятельности, уровню жизни и
социальному статусу. Во-вторых, процессы
рационализации общественных отношений,
формирования и закрепления демократических
институтов наталкиваются на коллективные
ценности, самобытные традиции и могут
быть не поняты большинством населения.
Рассмотрим кризисы политического развития на примере политической модернизации России.
Переход от тоталитаризма к демократии в конце 80-х годов осуществлялся при кризисе легитимности власти. Прежний режим обеспечивал свою легитимность тотальной обработкой населения, а также социальной поддержкой. Власть формировалась, закрыто - узким кругом.
Создание демократических институтов обусловило другие способы легитимности власти, наиболее важным из них является свобода выбора. Однако, сформированные демократические институты не были поняты значительной частью населения. Введение резкого имущественного расслоения не находит понимания у населения, которое за долгое время правления КПСС привыкло к социальному равенству и справедливости. Для повышения легитимности власть должна (но к сожалению не выполняет) обеспечить основное большинство населения социальной поддержкой и гарантиями в рыночной экономике, а также преодолеть социальные и культурные противоречия, которые скопились у народа за 70 лет "пути к коммунизму". Надо также дать равные условия для самореализации личности, дать свободу выбора. Но, по моему мнению, российская власть и Президент не стараются выполнять своих функций по отношению к населению, которое их выбирает. Правительство и парламент заняты только наживой в личных целях да критикой, чтобы поддерживать свой имидж в глазах народа.
Еще
одним фактором, усугубляющим кризис
политической системы, является то, что
процесс формирования политических
партий в России на много опережает
становление структуры
Подведем итоги. Таким образом,
Политическая система общества состоит из взаимосвязанных подсистем:
Институциональная подсистема. Центральное место в ней принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов и, обладая монополией на законное насилие государство обладает наибольшими возможностями в воздействия на различные стороны общественной жизни. в свою очередь на государство могут воздействовать различные партии и СМИ.
Нормативная подсистема. Через нее политическая система оказывает влияние на деятельность институтов и поведение граждан.
Функциональная подсистема. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на защиту существующего механизма осуществления власти.
Коммуникативная подсистема. Она включает формы взаимодействия как внутри системы, так и взаимодействие с другими политическими системами.
Культурная подсистема. Составляет основу традиций и устойчивых представлений в обществе, а также характер и способ мышления.
Политическая система должна выполнять ряд функций:
Функция политической социализации. Приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти.
Функция адаптации. Подготовка и отбор субъектов власти способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.
Функция реагирования. Реагирование на сигналы, поступающие извне или изнутри. Данная функция позволяет системе быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
Экстракционная функция. Извлечение ресурсов из внешней и внутренней среды.
Дистрибутивная функция . Распределение ресурсов среди групп внутри общества.
Функция
регуляции. Воздействие на общество.
Это воздействие может