Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:31, контрольная работа
В украинской науке о политике существуют разные точки зрения в определении типа политической системы нашей страны, что объясняется не только разными подходами, но прежде всего сложностью, неоднозначностью политических процессов в Украине, связанных с переходом от тоталитарной системы к демократической. Отсюда и широкий диапазон ее определений - от «посткоммунистической, «постсоциалистической» до «постколониальной», «посттоталитарной» и др.
На Украине насчитывается 490 районов, 446 городов, 907 поселков городского типа и 10196 сёл и прочих населённых пунктов.
Территориальное устройство Украины основывается на принципах единства и целостности государственной территории, сочетания централизации и децентрализации в осуществлении государственной власти, сбалансированности социально-экономического развития регионов с учетом их исторических, экономических, географических и демографических особенностей, этнических и культурных традиций.
Согласно Конституции Украины 1996 года впервые на конституционном уровне закреплено понятие местного самоуправления, которое определяется как право территориальной громады – жителей села или добровольного объединения в сельскую громаду жителей нескольких сел, поселка и города – самостоятельно решать вопросы местного значения в рамках Конституции и законов Украины.
Органы
местного самоуправления — это органы
местных самоуправляющихся
Местное самоуправление может эффективно функционировать лишь при условии оптимального объединения непосредственной и представительной демократии. Согласно с ст. 140 Конституции Украины, местное самоуправление осуществляется территориальной общиной как непосредственно, так и через органы местного самоуправления.
В Украине к этим органам относятся сельские, поселковые, городские Совета, состоящие из депутатов, избранных на основе общего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования, а также районные и областные Советы, устанавливая общие интересы территориальных общин сел, поселков и городов.
Исполнительную власть на местах представляют государственные администрации на уровне области, района, города Киева и Севастополя. Это делает исполнительную власть более демократической и оперативной. Государство делегирует часть своих полномочий местным администрациям, которые, в сущности, держат управление регионами в своих руках и играют важнейшую роль в социально-экономической, политической, культурной, производственной сферах соответствующей территории. Их статус определяется Конституцией и Законом Украины "Про местные государственные администрации". Так как государственные администрации это не выборные органы, срок осуществления ними своих полномочий неограниченный. Это решает Президент Украины, перед которым ответственный председатель местной администрации. Государственная администрация в лице ее председателя подотчетна и подконтрольна Кабинету министров Украины и соответствующему Совету, который делегирует часть своих полномочий государственной администрации.
Опираясь на современные типологические концепции и учитывая сложившиеся политические реалии, можно определить основные характеристики политической системы Украины. Исходя из формационного подхода, политическую систему в Украине можно отнести к посткоммунистической, в которой объединяются как элементы командно-административной, так и современной демократической системы. Это проявляется, с одной стороны, в сохранении структур и функций прежнего административного аппарата, приспособлении многих форм и процедур советской системы права к рыночным условиям и пр., а с другой - конституционные основы формирования и функционирования органов власти, развитие гражданских и политических организаций, правовое обеспечение защиты прав граждан и др. (2)
Политическая система тесно связана со средой, в которой она функционирует и развивается, что предопределяет способы реализации власти, совокупность приемов, средств и методов осуществления. Украина, как и другие постсоциалистические страны, находится на этапе трансформации своей общественно-политической системы. Идет речь о переходе от авторитарно тоталитарного общественно-политического уклада к демократическому, социальному, правовому государству, а в будущем - к высокоразвитому гражданскому обществу.
Украина преодолела начальный этап переходного периода - провозглашение независимости и приобретения атрибутов государственности - и перешла к этапу развития демократических процессов, политического и экономического обустройства, избрав демократический тип политической системы общества. Все более четкими становятся контуры современной, полноценной и цивилизованной страны с политической и экономической определенностью. Но этот процесс происходит сложно, противоречиво, на фоне перманентных кризисов в политической, экономической, социальной и духовной сфере.
Ве́нгрия (венг. Magyarország— «Мадьярская страна»; официальное название до 31.12.2011 — Венге́рская Респу́блика, венг. Magyar Köztársaság, с 01.01.2012 — Ве́нгрия, венг. Magyarország) — государство в Центральной Европе,
Исторически, современная территория Венгрии управлялась в средние века королями Сицилийской династии, с 1687 стала частью владений Габсбургов. Мадьяры играли в австрийском государстве роль шляхты, мелкопоместного военного дворянства. В 1848—1849 в Венгрии вспыхнула национальная революция под предводительством Лайоша Кошута, которая была подавлена только с помощью русского экспедиционного корпуса под командованием гр. Паскевича-Эриванского. Тем не менее, в 1867 император Австрии Франц-Иосиф был вынужден пойти на компромисс с венгерской элитой, в результате которого Австрийская империя была превращена в двуединое государство — Австро-Венгрию. В это же время Будапешт начинает развиваться в качестве второго города империи.
После Первой мировой войны в результате демократических (коммунистических, националистических) восстаний Австрийская монархия перестала существовать, и на её территории образовались отдельные государства Австрия, Венгрия, Королевство сербов, хорватов и словенцев, Чехословакия.
На волне исторического реваншизма в 1940 году Венгрии удалось на основании Венских арбитражей отторгнуть от Румынии Трансильванию. А в 1938 году Венгрия вступила в союз с гитлеровской Германией, за что получила части Чехословакии и Закарпатья (на территории которого ею была оккупирована Карпатская Украина). После победы СССР над гитлеровскими войсками, был установлен прокоммунистический режим (Венгерская Народная Республика — ВНР). В 1989 году произошла мирная смена власти, в результате чего власть коммунистической партии была заменена парламентским строем.(1)
После изменений в конституции в 1989 и в августе 1990 Венгрия стала парламентской республикой. Согласно конституции, Венгерская Республика – суверенное и демократическое правовое государство, вся власть принадлежит народу. Отношения между тремя институтами управления – парламентом, главой государства и главой правительства – строятся на основе демократических принципов контроля и равновесия.
Венгрия — независимое демократическое правовое государство, парламентская республика. Действует Конституция, принятая в 1949, с поправками 1989 и 1997.
Административное деление — 19 областей (медье) и столица, имеющая особый статус. Крупные города: Будапешт, Дебрецен (211 тыс. чел.) Мишкольц (184 тыс. чел.), Сегед (168 тыс. чел.), Печ (162 тыс. чел.), Дьёр (129 тыс. чел.).
Высший орган законодательной власти — Государственное собрание. Избирается каждые 4 года, представляет собой однопалатный парламент, в который входит 386 депутатов. В Венгрии действует сложная пропорционально-мажоритарная избирательная система: 176 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, 152 депутата — по территориальным спискам, а 58 депутатов получают мандат в соответствии с долей голосов, отданных по партийным спискам.
Госсобрание избирает президента страны, премьер-министра, членов Конституционного суда, омбудсманов (т.е. трёх уполномоченных: по политическим правам, правам этнических меньшинств и защите личных данных), председателя Верховного суда и генерального прокурора.
Госсобрание заседает постоянно, его очередные сессии проходят с 1 февраля по 15 июня и с 1 сентября до 15 декабря. Председатель Госсобрания — Каталин Сили.
Высший орган исполнительной власти — правительство во главе с премьер-министром, являющимся по Конституции главным должностным лицом в стране. Премьер-министром становится представитель победившей партии, которого одновременно с принятием программы правительства по представлению президента избирает парламент. Премьер-министр представляет на утверждение президента предложения по персональному составу правительства. С июня 2002 премьер-министром является Петер Медьеши (беспартийный выдвиженец от Венгерской социалистической партии).
Глава государства — президент с довольно ограниченными конституционными полномочиями. Избирается парламентом на пятилетний срок (но не более двух раз). Действующим президентом В. является Ференц Мадл (избран в 2000).
Основу местных органов власти составляют равноправные городские и сельские самоуправления (мэры и муниципальные собрания избираются на 4 года прямым голосованием) с немалыми полномочиями. Областное звено не имеет исполнительных органов.(3)
Венгрия
относится к континентально-
государственных решений.
Проводя сравнительный анализ политических систем Украины и Венгрии, можно говорить о большом сходстве этих двух государств, хотя существуют и различия, как в истории формирования государств, так и в сегодняшнем политическом устройстве.
Украина является президенско-парламентской республикой, а Венгрия парламентской, хотя глава государства — президент — его полномочия очень ограничены Конституцией.
Высшие органы законодательной власти в обоих государствах очень схожи Верховная Рада Украины и Государственное собрание Венгрии, отличие же лежит в том, что для Венгрии решения Государственного собрания являются окончательными, а в Украине Президент может наложить на них Вето.
Основным органом исполнительной власти как Украине, так и в Венгрии является Кабинет Министров во главе с премьер-министром.
Территориально-
Сравнивая сегодняшнюю ситуацию в Украине и Венгрии следует отметить, что основное различие между государствами лежит в историческом формировании. В момент перехода от социалистического строя к демократии, Венгрия имела опыт государственности, связи с европейскими демократическими государствами государствами, что дало ей возможность в 2004 году стать членом ЕС. Украина же многие десятилетия, находясь в составе СССР, являясь частью тоталитарного государства, вынуждена была начинать строительство демократического государства фактически с нуля. Украина находится на этапе трансформации своей общественно-политической системы. Идет речь о переходе от авторитарно тоталитарного общественно-политического уклада к демократическому, социальному, правовому государству, а в будущем - к высокоразвитому гражданскому обществу.
Украина преодолела начальный этап переходного периода - провозглашение независимости и приобретения атрибутов государственности - и перешла к этапу развития демократических процессов, политического и экономического обустройства, избрав демократический тип политической системы общества. Все более четкими становятся контуры современной, полноценной и цивилизованной страны с политической и экономической определенностью. Но этот процесс происходит сложно, противоречиво, на фоне перманентных кризисов в политической, экономической, социальной и духовной сфере.
Однако,
сегодня в нашем государстве
происходит активный процесс становления
нового типа политической системы, которая
отображается в формировании системы
органов местного самоуправления, внедрении
института президентской
Основными
направлениями формирования и развития
политической системы Украины является:
- построение демократического социального
правового государства;
- утверждение гражданского общества;
- последующее развитие и совершенствование
политических отношений, политических
принципов и норм;
- рост политического сознания и политической
культуры общества;
- совершенствование деятельности средств
массовой информации.
Информация о работе Политические системы Венгрии и Украины: сравнительный анализ