Политические системы Венгрии и Украины: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:31, контрольная работа

Описание работы

В украинской науке о политике существуют разные точки зрения в определении типа политической системы нашей страны, что объясняется не только разными подходами, но прежде всего сложностью, неоднозначностью политических процессов в Украине, связанных с переходом от тоталитарной системы к демократической. Отсюда и широкий диапазон ее определений - от «посткоммунистической, «постсоциалистической» до «постколониальной», «посттоталитарной» и др.

Работа содержит 1 файл

эссе полный.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И  СПОРТА

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В. Н. КАРАЗИНА СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ  
 
 

Контрольная работа по дисциплине  «Политология»

на тему: «Политические системы Венгрии  и Украины: сравнительный анализ» 

   
 
 

                                                                             Выполнила студентка 3 курса

                                                                             заочного отделения

                                                                             группы СЦЗ – 31

                                                                             Якимова Е.Ю.

                                                                             Проверила: Доцент Панченко Т.В. 
 
 
 
 
 
 
 

Харьков — 2012 
 
 

     В украинской науке о политике существуют разные точки зрения в определении  типа политической системы нашей  страны, что объясняется не только разными подходами, но прежде всего  сложностью, неоднозначностью политических процессов в Украине, связанных с переходом от тоталитарной системы к демократической. Отсюда и широкий диапазон ее определений - от «посткоммунистической, «постсоциалистической» до «постколониальной», «посттоталитарной» и др. Общим для всех точек зрения является, во-первых, признание того факта, что в нашей стране происходит активный процесс становления нового типа политической системы (т.е. признание ее переходного характера), и, во-вторых, констатация выбора Украиной демократического типа политической системы на этом сложном пути преобразований. Раскрывая особенности формирования политической системы в Украине, нужно учитывать ряд факторов, определяющих этот процесс:

     - в силу исторических обстоятельств  Украина на протяжении нескольких  столетий не имела опыта государственности  в полном объеме;

     - вхождение Украины в состав  Российской империи на протяжении  более трех столетий не смогло  не оказать влияние на политические  структуры и политическое сознание  украинского общества;

     - отсутствие, с одной стороны, возможности  формировать свою национальную государственность, в условиях многонациональной российской империи, а с другой - этническое родство, общность духовной жизни, в том числе многих народных традиций русских, украинцев и белорусов формировали объективную потребность к объединению на основе однотипных политических структур;

     - жестокая эксплуатация народа  от феодально-крепостнической, буржуазно-капиталистической  и «социалистической», унижение  его достоинства, пренебрежение  к культурным традициям не  могли не вызвать пробуждения  национального самосознания, развития национально-патриотических идей, и прежде всего идеи самостоятельной государственности, опирающейся на национальные традиции.

     На  протяжении всей своей многовековой истории Украина претерпела множество  разделов своей территории, находилась в составе различных государств, в большей степени в составе Российской империи, Австро-Венгрии, Польши, Румынии. Украинский народ на протяжении всей своей истории вел освободительные войны, поднимал восстания за освобождение Украины и образование суверенного государства.

     После Первой Мировой войны, в результате Февральской и Октябрьской революций  и окончании Гражданской войны, Украинская Советская Социалистическая Республика была провозглашена как самостоятельное государство 10 марта 1919 на III Всеукраинском съезде советов, прошедшем 6—10 марта 1919 года в Харькове; тогда же была принята первая Конституция УССР. На момент провозглашения, в состав республики входили территории 6 губерний. На протяжении 1919—1920 годов республика продолжала оставаться ареной столкновений большевистских, украинских, белогвардейских, польских и прочих военных формирований. К концу 1920 года советская власть установилась на большей части территории Украины(1).

     30 декабря 1922 года Украинская ССР подписала Договор об образовании СССР, который положил начало учреждению СССР в составе которого Украина просуществовала до 24 августа 1991 года, когда Верховная рада (Верховный Совет) провозгласила независимость Украины, подтверждённую всенародным референдумом 1 декабря 1991 года. Сформировалась демократическая политическая система, закреплённая Конституцией 1996 года(1).

     Украи́на (укр. Україна)государство в Восточной Европе.

     Население — 45,6 миллиона человек (на 1 августа 2011 года). Столица — город Киев. Государственный строй — президентско-парламентская республика. Законодательный орган — однопалатный парламент (Верховная Рада). Административно-территориальное деление: 24 области, Автономная Республика Крым, 2 города республиканского подчинения: Киев и Севастополь.

     Согласно  определению Конституции Украины (статья 1), Украина является «суверенным и независимым, демократическим, социальным и правовым государством».

     Украина — демократическая республика, имеющая многопартийную политическую систему. Исполнительная власть представлена Кабинетом Министров и Президентом. Законодательный орган — парламент — называется «Верховная Рада Украины». Судебная власть представлена системой общих и специальных судов разной юрисдикции. (1)

     Украина – демократическая парламентско-президентская республика, получившая независимость 24 августа 1991 года.

     Политическая  система Украины делится на три  органа власти: президент, орган правительства  и Высший законодательный орган.

     Президент Украины – глава государства, в настоящее время полномочия выполняет Янукович Виктор Федорович. Выборы проводятся раз в пять лет.

     Конституция Украины определяет Президента как главу государства, который выступает от его имени. Президент является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности, выполнения Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

     Президент избирается гражданами страны на основе общего, равного и прямого избирательного права, путём тайного голосования сроком на 5 лет. Президентом может быть избран гражданин Украины старше 35 лет, который проживал на Украине не менее 10 лет до выборов, имеет право голоса, обладает избирательным правом и владеет государственным языком. Президент может занимать эту должность не более двух сроков подряд.С февраля 2010 г. Президентом Украины является Виктор Янукович.

     Высший  законодательный орган Украины  – Верховная Рада, её главой есть Владимир Литвин.

     Единым  органом законодательной власти на Украине является парламент — Верховная Рада. Всего избирается 450 депутатов. Полномочия народных депутатов определяются Конституцией и Законами Украины. Народные депутаты избираются гражданами Украины на 5 лет на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования по пропорционально-мажоритарной системе: 225 человек — по спискам кандидатов в депутаты от политических партий в многомандатном общегосударственном избирательном округе (с проходным барьером 5% и невозможностью блоков политических партий), 225 человек — по одномандатным округам (парламент в 2006 и 2007 годах избирался по чисто пропорциональной системе; Конституция Украины не указывает порядок избрания Верховной Рады).

     Форма правления Украины – парламентско-президентская. Главный представитель органа исполнительной власти – премьер-министр Украины  – Азаров Николай Янович.

     Кабинет Министров (Правительство) является высшим органом исполнительной власти. Правовой базой его деятельности является Конституция Украины, законы Украины и акты, изданные Президентом Украины. Кабинет Министров ответственен перед президентом и подконтролен Верховной Раде. На практике эта зависимость состоит в том, что Президент назначает, по согласованию с Верховной Радой, Премьер-министра, прекращает его полномочия и принимает решения о его отставке. Президент, согласно представлению Премьер-министра, назначает членов Кабинета Министров и руководителей других центральных органов исполнительной власти. Подконтрольность и подотчетность Правительства Верховной Раде заключается в том, что парламент утверждает поданный Правительством бюджет, принимает решения по выполнению бюджета, утверждает или отклоняет Программу деятельности Правительства, контролирует его работу.

     Конституция Украины 1996 года закрепляет следующее деление Украины: 24 области, 2 города республиканского значения и Автономная Республика Крым

     Действующая Конституция Украины была принята 28 июня 1996 года на 5-й сессии Верховной Рады Украины 2-го созыва. Закон №254/96-ВР, ратифицирующий новую Конституцию и аннулирующий предыдущие Конституцию и Конституционное соглашение, был официально подписан в торжественной обстановке в середине июля 1996 года.

     8 декабря 2004 года Верховная Рада утвердила законы о внесении изменений в Конституцию и (в пакете к нему) о внесении изменений в закон о выборах Президента (которые разрешили провести 2-й тур голосования на выборах Президента). В тот же день Президент Украины Леонид Кучма подписал эти документы.

     Закон об изменении в Конституции (о  политической реформе) предусматривает  переход от президентско-парламентской  к парламентско-президентской форме управления, формирование правительства коалицией депутатских фракций, продление срока полномочий Верховной Рады до 5 лет.

     Согласно  заключительным и переходным положениям закона, он должен был вступить в  силу 1 сентября 2005 года в случае, если бы на то время были приняты изменения в Конституцию касательно реформирования системы местного самоуправления (законопроект 3207-1). Однако указанный закон не принят и поныне, в связи с чем часть поправок вступила в силу с 1 января 2006 года, а их основная часть — с дня открытия первого заседания Верховной Рады V созыва 25 мая 2006 года.

     Однако, 30 сентября 2010 года Конституционный суд Украины принял решение о том, что внесения поправок в Конституцию Украины от декабря 2004 года, известных как «политреформа», были приняты с нарушением процедуры. По Конституции Украины, изменения в тексте конституции могут быть приняты только Верховной Радой Украины, что означает, что для принятия или отмены данных поправок требуется провести повторное голосование с соблюдением всех процедур.(1)

Информация о работе Политические системы Венгрии и Украины: сравнительный анализ