Политические режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 01:02, контрольная работа

Описание работы

Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
В политическом режиме действительно проявляется функциональная сторона государственной власти и других институтов политической системы. Именно через политический режим государство оказывает воздействие на общество. Но и сам политический режим по отношению к формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью. С его помощью можно определить различные периоды жизнедеятельности основных институтов политической системы общества, развития или эрозии демократии, степень участия масс в формировании органов власти.

Содержание

1. Введение
2. Типология политических режимов
2.1 Демократический политический режим
2.2 Авторитарный политический режим
2.3 Тоталитарный политический режим
3. Заключение

Работа содержит 1 файл

Политология.docx

— 48.18 Кб (Скачать)

- особо организованная  система насилия, террора как  специфического средства контроля  в обществе;

    • жестко централизованный контроль над экономикой.

Отдельные из приведенных  признаков  того или другого  тоталитарного  государственного режима сложились, как  уже отмечалось, еще в глубокой древности. Но большинство их не могло окончательно сформироваться в доиндустриальном обществе. Лишь  в XX в. они приобрели качества всеобщего характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать политические режимы власти (но не «общество» и не «мышление») в тоталитарные.

Существенные признаки тоталитаризма  выявляются при сравнении его  с авторитарным режимом. Главное  заключается не в том, насколько  часто практикуется здесь прямое насилие (террор). Иные авторитарные системы  им также не пренебрегают. Не может  служить достаточным критерием  однопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Суть различий прежде всего – в отношениях государства с обществом. Если при авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению к государству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается. Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры.  Власть претендует представлять некий всеобщий «сверхинтерес» населения, в котором исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и  региональные интересы. Утверждается тотальное отчуждение индивида от власти.

Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает  проблемы: гражданское общество –  государство, народ – политическая власть. Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих  социальных функций саморегуляции и саморазвития. Отсюда особенности организации тоталитарной системы государственной власти:

- глобальная централизация  публичной власти во главе  с диктатором;

    • господство репрессивных аппаратов;
    • упразднение представительных органов власти;

-  монополия правящей  партии и интеграция ее и  всех других общественно-политических  организаций непосредственно в  систему государственной власти  и превращение последних в  своеобразные «приводные ремни» (средства) тоталитарной диктатуры.

Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственной  идеологии и личной приверженности граждан вождю, политическому лидеру (харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют. Весьма важным признаком тоталитаризма является его социальная база и обусловленная ею специфика властвующих элит. По мнению многих исследователей марксистской и иных ориентаций тоталитарные режимы возникают на базе антагонизма средних классов и даже широких масс по отношению к господствующей ранее олигархии.

Рассмотрим подробнее  сущностные черты и принципы функционирования тоталитарных политических режимов.

Прежде всего, об «идейном абсолютизме» тоталитарной власти. С  ним связано во первых, распространение в таких странах мессианской моноидеологии – социальной или национальной, призванной воодушевить, собрать под знамени режимов широкие массы. Во-вторых, духовная подготовка населения к определенным жертвам во имя решения «возвышенных героических задач», идеологическое прикрытие корыстных интересов правящей номенклатуры.

В соответствии с установками  тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной  государственной идеологии, тратить  время на ее изучение. Инакомыслие  и выход научной мысли официальной  идеологии преследовались.

Без понимания всего этого  невозможно вскрыть причины утверждения  гитлеровского и сталинского  политических режимов, объяснить их связь с массами, их поддержку  с народами этих стран.

Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный  статус правящей (руководящей), выступает  либо в единственном числе, либо «возглавляет»  блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено  режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в  его установлении – тем, что однажды  приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно насильственными мерами. Например, нацисты в Германии оказались у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия становится государственной партией, партийные и государственные структуры объединяются и сливаются, и сама власть становится партийно-государственной.

Специфическими чертами  тоталитарного режима является организованный террор и тотальный контроль, применяемые  для обеспечения приверженности масс партийной идеологии. Аппарат  тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов  воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких  государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под  стражей без предъявления обвинения  и применения пыток.

На гитлеровское гестапо  и советские органы НКВД не распространялись никакие  правовые и судебные ограничения. Действия их направлялись режиссерами  власти не только против отдельных  граждан, но и против целых народов, классов и политических партий. В  зависимости от конкретной страны такими врагами общества, режима могли быть объявлены евреи, коммунисты, капиталисты  и т.п.

Массовое истребление  целых групп населения во время  Гитлера и Сталина показывает огромную власть государства и беспомощность  рядовых граждан.

Для тоталитарных режимов  характерно монополия власти на информацию, полный контроль за средствами информации. С помощью СМИ и институтов духовной сферы обеспечиваются политическое мобилизация и почти стопроцентная поддержка правящего режима.

Жесткий централизованный контроль над экономикой – важная черта  тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность  распоряжаться производительными  силами общества создает необходимую  политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного  хозяйства, где не хватает рабочей  силы.

Леворадикальные политические режимы для повышения производительности труда в экономике использовали различные программы, побуждающие  работников к интенсивному труду. Советские  пятилетки и экономические преобразования в Китае являются примерами мобилизации  трудовых усилий народов этих стран, и их результаты нельзя отрицать.

Задача историков и  политологов объяснить, не фальсифицируя  действительность, феномен леворадикального тоталитаризма, не только поднявшего две  мировые державы, но и на десятилетия  сковавшего мир страхом ракетно-ядерной  катастрофы.

Леворадикальные тоталитарные  политические режимы приживаются в  среднеразвитых и развивающихся  странах (Россия, Китай и другие), где смена существовавших ранее  социальных и политических структур, форм собственности на совершенно новые осуществлялось через рабоче-крестьянские революции, направляемые компартиями. То, что мы знаем о советском обществе в сталинские годы,  и было леворадикальным тоталитарным политическим режимом.

Праворадикальные тоталитарные режимы в Италии и Германии решали задачи тотального контроля над экономикой и другими сферами жизни разными  методами. В гитлеровской Германии и фашистской Италии не прибегали  к национализации всей экономики, но вводили свои действенные способы  и формы партийно-государственного контроля над частным  и акционерным  бизнесом, равно как и над профсоюзами  и над духовной сферой производства.

Праворадикальные тоталитарные режимы с правым уклоном появились  впервые в промышленно развитых странах, но с относительно неразвитыми  демократическими традициями. Итальянский  фашизм строил свою модель общества на корпоративно-государственной основе, а германский  национал-социализм  – на рассово-этнической.

Праворадикальный тоталитаризм ставит своей целью укрепить в  либеральном обществе существующий порядок без коренной его ломки, посредством возвеличивания роли государства, упразднения отдельных общественных институтов и элементов, подобно  тому как Гитлер прилагал все усилия, чтобы уничтожить коммунистов, социал-демократов и проживавших на территории Германии евреев, цыган; создать некое новое общество.

Тоталитарные политические режимы, следовательно, создаются власть имущими элитами для реализации идеологических доктрин и корыстных  экономических интересов господствующих классов. И поэтому все тоталитарные режимы рано или поздно распадаются, а страны, где они имели место, переходят либо к либерально-демократическим  системам (Германия, Испания, Италия и  др.), либо к социалистической демократии (Китай и др.).

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Современные политологи выделяют два наиболее общих политических режима: демократический и антидемократический. Среди демократических самыми распространенными в мире являются парламентский и президентский режим. Антидемократические, в свою очередь, подразделяются на авторитарный и тоталитарный.

Политический режим как  способ функционирования той или  другой политической системы определяется как социальными факторами соответствующего государства, так и нравственными, моральными и мировоззренческими устоями  общества. В абсолютно чистом виде политические режимы, как правило, редкость. Поэтому при их характеристике используются двойные понятия: либерально-демократический, демократически-авторитарный и т.п.

Через политические режимы правящие субъекты оказывают непосредственное воздействие на народ в целом  и каждого человека в отдельности.

Демократия, как свидетельствует  исторический опыт цивилизаций, дает более  широкий выход энергии и социальному  творчеству личности, чем другие типы политических режимов. Она выступает  мощным средством преодоления различных  видов диктатуры и деспотических  правлений.

Обстановка в мировом  сообществе конца XX века свидетельствует, что антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир эволюционирует в сторону цивилизованной демократии. В этой связи возникает надежда, что следующее столетие станет окончательной ее победой. Следовательно, и типология политических режимов уйдет в прошлое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

 

 

1. Власть при переходе от тоталитаризма  к демократии. Свободная мысль. 1993 - № 8.

 

2. Клямкин И.М. Какой политический режим возможен сегодня в России. Полит. иссл.1993

 

  1.  Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

 

  1.  Зеркин Д.П. Основы политологии. Курс лекций. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996.

 

  1. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских стран. Свердловск., 1989.

 

  1. Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф. Политика и право. М., «Дрофа», 1996



Информация о работе Политические режимы