Политические режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 01:02, контрольная работа

Описание работы

Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
В политическом режиме действительно проявляется функциональная сторона государственной власти и других институтов политической системы. Именно через политический режим государство оказывает воздействие на общество. Но и сам политический режим по отношению к формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью. С его помощью можно определить различные периоды жизнедеятельности основных институтов политической системы общества, развития или эрозии демократии, степень участия масс в формировании органов власти.

Содержание

1. Введение
2. Типология политических режимов
2.1 Демократический политический режим
2.2 Авторитарный политический режим
2.3 Тоталитарный политический режим
3. Заключение

Работа содержит 1 файл

Политология.docx

— 48.18 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по предмету политология

тема «Политические  режимы»

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

Проверил: проф. Матюхин А.В.

 

Сдана в деканат

 

Сдана на проверку преподавателю

 

 

 

 

 

2012 год

План

1. Введение

2. Типология политических  режимов

    2.1 Демократический  политический режим

    2.2 Авторитарный  политический режим

    2.3 Тоталитарный  политический режим

3. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В учебной и научной  литературе отсутствует единый подход к термину «политический режим». Одни авторы отождествляют его с  формой государства, управления  и  устройства политической системы в  целом. Именно в такой трактовке  данное понятие давалось в общественных науках конца XIX - начала XX в.

 Политический режим   означает совокупность приемов,  методов, форм, способов осуществления  политической государственной власти  в обществе, характеризует степень  политической свободы, правовое  положение личности в обществе  и определенный тип  политической  системы, существующей в стране.

Режим - управление, совокупность средств и  методов осуществления экономической  и политической власти господствующего  класса.

 

В политическом режиме действительно  проявляется функциональная сторона  государственной власти и других институтов политической системы. Именно через политический режим государство  оказывает воздействие на общество.  Но и сам политический режим по отношению к формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью. С его помощью можно определить различные периоды жизнедеятельности  основных институтов политической системы  общества, развития или эрозии демократии, степень участия масс в формировании органов власти.

Политический режим  каждой страны не только влияет на политическое  развитие общества, на его социально-классовую  ситуацию, но и сам определяется прежде всего социальной сущностью соответствующего государства. В рабовладельческом обществе политический режим любого государства так или иначе был связан с делением людей на свободных и рабов, что определяло их статус в политической системе и отношения к ним со стороны государственной власти; при феодализме тот же статус вытекал из крепостнических,  внешнеэкономических отношений; в условиях демократии политический режим обуславливается фактом признания равенства всех людей перед законом при одновременном признании из неравенства по отношению к собственности;  в социалистическом обществе конституировалось формальное равенство всех его членов не только в политической, но и социально-экономической и духовной сферах.

Исторические типы государств, как правило, не совпадали с типами политических режимов. В рамках одного и того же типа государства и одной  и той же формы правления могли  существовать разные политические режимы. Афинское и Римское государства  в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга: если в Афинах активное участие в политической жизни принимали все свободные граждане, то в Римской республике фактическая власть была сосредоточена в руках рабовладельческой верхушки.

В современном  мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга.

 

Античный  философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию:

  • по тому, в чьих руках власть
  • по тому, как эта власть используется

Типология политических режимов определяется не только социальными факторами  соответствующего государства, но и  нравственными, моральными, мировоззренческими устоями общества. Так, более широкая  и разнообразная нравственная  природа демократического режима предполагает признание таких общегуманистических ценностей, как свобода совести, убеждений, слова, политический плюрализм и т.д.

Нравственная  природа авторитарного режима –  это, наоборот, навязываемая сверху единообразная  идеология, подавляющая духовную и  культурную самостоятельность личности и плюрализм мнений, безраздельно господствующая над обществом и  правом. Эта идеология соединяется  силой государства, гарантируется  его репрессивными органами и  стремится унифицировать и контролировать даже мышление и вкусы граждан. Авторитарное, в особенности  тоталитарное, государство  активно и прямо вторгается вне принадлежащую ему сферу внутренней, духовной жизни личности.

Анализ  различными школами политологов  более ранних и нынешних политических режимов свидетельствует, что ни один из них не существовал в чистом виде. Существуют и многочисленные «промежуточные» политические режимы. В мире происходит постоянная эволюция политических режимов. Существенное обновление или коренная смена политических режимов разрешается либо массами  посредством революционных мер, либо правящими политическими элитами  через проведение реформ и военных  переворотов.

 

Одна  из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление  их на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Типология политических режимов:

  • демократический политический режим
  • авторитарный политический режим
  • тоталитарный политический режим

Демократический политический режим.

 

Он основывается на демократических методах и средствах властвования и политического участия народа в принятии властных решений. Характеризуется следующими чертами:                     

 

1. Источником  власти в государстве является  народ. Он избирает власть и  наделяет ее правом решать  любой вопрос, опираясь на собственное  мнение. Законы страны защищают  народ от произвола власти и власть от произвола отдельных людей.

 

2. Политическая  власть носит легитимный характер  и осуществляет свои функции в соответствии с принятыми законами. Основной принцип политической жизни демократического общества — "гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти — только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами".       

 

3. Для  демократического режима характерно  разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом определять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга.

 

4. Демократический  режим характеризуется правом  народа влиять на выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности,  участия в предвыборных кампаниях). Политическое участие народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами.

 

5. Важной  характеристикой демократического  политического режима является  политический плюрализм, предполагающий  возможность образования двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте и вне его.

 

6. Демократический  политический режим характеризуется  высокой степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан.

 

 

В контексте  изложенного, раскрывая понятие  политический режим, можно рассмотреть  форму государственного устройства на примере Испании.

Испания – последнее государство современной  Европы, где фашистская диктатура  существовала наиболее длительное время. Это единственная страна, в которой  идеология фашизма пережила Вторую мировую войну и в которой авторитарный режим исчез естественным путем в результате смерти генерала Франко. Современная политическая организация Испании создана после смерти этого диктатора, последовавшей в ноябре 1975г. В то время в течение нескольких лет продолжал действовать ряд институтов прежнего режима.

Два последовательно  существовавших правительства А. Новарро и особенно А. Суареса взяли отчетливый курс на демократизацию страны. Подготовленный правительством А. Суареса законопроект о политической реформе был одобрен национальным референдумом в декабре 1976г. Этот закон устанавливал на переходный период некоторые демократические начала; на национальном уровне была учреждена практически новая структура органов государственной власти, в частности, образован двухпалатный парламент – Кортесы, формируемый всеобщими и прямыми выборами при тайном голосовании.

Избранные 15 июня 1977г. новые Кортесы разработали  конституцию страны, одиннадцатую по счету после Первой испанской революции 1808г. В декабре 1978г., на общенациональном референдуме эта конституция была одобрена подавляющим большинством избирателей; она отменила действие фашистских законов и установила новый государственный правопорядок. Испания получила форму правления парламентарной монархии, унитарное политико–административное устройство со значительными правами составляющих страну единиц – автономных сообществ и демократический политический режим.

 

Возвращаясь к теме выборов 1977г. в Испании, нужно  отметить, что      основная опасность для процесса демократизации исходила от военных и представителей репрессивного аппарата франкизма, которые давали понять, что не признают его итогов, если у власти окажутся партии, ранее действовавшие в  подполье — Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) и Коммунистическая партия Испании (КПИ). Массовый переход деятелей старого режима на сторону этих партий был, таким образом, исключен не только по идеологическим причинам, но и по соображениям политической целесообразности. Поэтому ведущей силой демократизации стал "центристский" Союз демократического центра (СДЦ) А. Суареса (назначенного премьер-министром еще до "учредительных выборов") —коалиция христианских демократов, либералов и социал-демократов. ИСРП и КПИ поддержали процесс демократизации и отказались от любых действий, способных подтолкнуть военных к вмешательству в политику. 

 

Испанская конституция 1978г., - результат консенсуса политических сил в парламенте и  отражение компромисса между  ними.

Конституция Испании восприняла, как испанские  конституционные традиции, так и  опыт других стран – доктринальный, выражающийся в заимствовании идей, и нормативный – в конкретном закреплении ряда институтов. В преамбуле  и первых статьях этот акт закрепил идеологические и политические основы государства, приняв в качестве его  основы – демократическую модель. Краеугольными принципами конституция  провозгласила права человека, демократический, социальный и правовой характер государства. Все полномочия государства опираются  на национальный суверенитет, от которого они исходят. Национальный суверенитет  реализуется через участие избирателей  в выборах в центральные и  местные представительные органы и  через участие в голосовании  на референдумах на национальном и  местном уровне. Принцип правового  государства установлен в статье 9, Основного закона: «Граждане и  государственная власть подчинены  нормам Конституции и другого  законодательства». Для обеспечения  этого принципа создан орган конституционного контроля – Конституционный суд.

 

Конституция учредила в стране иерархию правовых норм. Ниже основного закона находятся  органические законы (ст.81), регулирующие основные права и свободы, статуты  автономных сообществ, всеобщее избирательное  право, статус ряда государственных  органов – Государственного совета, Счетной палаты, Конституционного суда и т.д. Конституция выделяет делегирующие (уполномачивающие) законы, которые (ст.82 и след.) позволяют правительству в определенный промежуток времени и в определенных областях принимать акты, имеющие силу закона. В качестве отдельно категории можно назвать простые законы, но из их числа нужно выделить законы о делегировании, ведущие к преобразованию нескольких существующих актов в один (ст. 82, п.2), и законы, принимаемые комиссиями парламента на основе статьи 75 конституции.

 

В конституции получила отражение современная тенденция – включены нормы, регулирующие деятельность своего государства в международной сфере. В преамбуле содержится положение о стремлении испанского народа «сотрудничать со всеми народами Земли в учреждении мирных отношений и совместных действий». Важна норма, содержащаяся в статье 95: «Заключению международного договора, содержащего положения, противоречащего конституции, должен предшествовать пересмотр последней». Другими словами, здесь устанавливается примат конституции по отношению к любому международному соглашению.  

 

Информация о работе Политические режимы