Политические режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 18:19, контрольная работа

Описание работы

I. Понятие политического режима, его сущность и основные признаки. Характеристика основных типов политических режимов.

Работа содержит 1 файл

контр. по политологии.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

      Авторитарные  режимы разнообразны. Они различаются, прежде всего, по своим целям –  по тем ключевым общественным проблемам, к решению которых они стремятся. Их оценка во многом зависит о того, наколько проблема и предлагаемое решение соответствует реальным потребностям и возможностям общества. Они могут быть реакционными, консервативными или пргрессивными.

      Авторитарные  режимы также различаются по субъектам  авторитаризма – олигархия или диктатор, и по основным силам реализации политического курса. В одних случаях основной силой является исполнительная власть, в других – законодательная, в третьих – одна из партий, в четвертых – бюрократия, а часто – милитаристы.

      Существенно различаются и степени репрессивности авторитарных режимов: от некоторых ограничений прав и свобод до массовых репрессий. При всем этом, очень часто диктаторы и олигархии стремятся придать себе облик отцов народа, заботящихся о неразумном населении.    

                              

                       Демократический политический режим

     Демократия (от греческого «demos» - народ и «kratos» - власть, властвование)  представляет собой самый сложный тип политического  режима. Начиная с первого упоминания о ней в переводе «Политики» Аристотеля в 1260 году и до настоящего времени не смолкают споры о ее содержании. В одних случаях демократию трактуют как общественную систему, основанную на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида. В других случаях она истолковывается более узко – как форма государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть. И, наконец, демократия понимается как идеальная модель общественного устройства, определенное мировоззрение, которое основано на ценностях свободы, равноправия, прав человека.

     Общие признаки демократии как современного конституционного строя и режима функционирования политической системы:

    • признание народа источником власти;
  • периодическая выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
 
  • провозглашение  и реальное обеспечение прав и  свобод человека и гражданина;
 
  • принятие  решений большинством и подчинение меньшинства большинству при  их осуществлении;
 
  • демократический контроль общества над силовыми структурами (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.д.), используемыми только по прямому предназначению и строго в рамках законов;
 
  • доминирование методов убеждения, согласования, компромисса; сужение методов насилия, принуждения, пресечения;
 
  • реальное осуществление принципов правового государства, в том числе принципа разделения властей.
 

     Тот факт, что сегодня существует несколько  интерпретаций смыла демократии, обусловлен тем, что различные авторы акцентируют внимание на ее отдельных  составляющих: на власти большинства, ее ограничении и контроле над ней, основных правах граждан, разделении властей, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений и позиций, плюрализме, равенстве и т.д. Таким образом, понимание того, что же представляет собой демократия, какова ее главная составляющая, у каждого индивида складывается по-разному.

     Мнение  респондентов об абсолютно необходимом  для того, чтобы сказать «Да, без  этого демократия быть не может!»(в % от числа опрошенных)1

Элементы  демократии 1998 2003
Возможность свободно высказывать свои политические взгляды 37,2 39,6
Свобода печати 47,6 36,7
Свободные выборы власти 39,4 35,6
Свобода вероисповедания 23,7 20,2
Равенство всех граждан перед законом 53,9 74,7
Независимость суда 41,7 41,4
Наличие частной собственности 23,0 17,2
Избрание  президента непосредственно народом 25,9 36,1
Наличие оппозиции, контролирующей президента и правительство 20,6 14,7
Участие граждан в референдумах по важнейшим  для страны вопросам 17,8 19,7
Свобода выезда за рубеж 17,7 15,1
Свободный выбор профессии 17,6 13,2
Небольшая разница в уровне доходов людей 17,6 28,8
Свобода передвижения по стране 16,8 9,3
Право выбирать между несколькими партиями 15,5 3,1
Участие рабочих в управлении предприятиями 12,9 14,3
Право на забастовку 11,9 5,5
Самостоятельность регионов страны 9,5 9,4
Свободное членство в какой-то политической партии 3,8 2,4
Подчинение  меньшинства решениям большинства 3,0 4,5
 

      Что касается нашей страны, на сегодняшний  день всего 19% респондентов считают современную Россию демократическим государством, большинство же отрицают это (54%) и примерно треть затрудняются с ответом. Многие россияне отказываются называть сложившуюся за последние десятилетия экономическую и политическую систему демократической, поскольку она не обеспечивает реализацию их гражданских прав и свобод.                                                             Современную российскую демократию обычно характеризуют как плюралистическую ( от латинского «pluralis» - множественный). В данном случае имеется в виду то, что она базируется на многообразии общественных интересов (экономических, социальных, культурных, религиозных, этнических, групповых и т.д.) и форм их выражения.. Политика воспринимается как сфера межгруппового взаимодействия конкуренции, борьбы, компромиссов, сотрудничества, а демократия – как форма правления, позволяющая многообразным общественным группам свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе отражающие их баланс компромиссные решения. На государство при этом возлагается ответственность за нормальное функционирование всех секторов общественной системы и поддержание в обществе социальной справедливости. Оно же выступает в качестве арбитра, гарантирующего соблюдение законов, правил игры в соревновании групп и не допускающего монополизации власти.

      Политическая  система нынешней России, по мнению многих исследователей, представляет собой некий симбиоз авторитаризма и демократии, который ограничивает возможности демократического развития и в то же время затрудняет политическое самоопределение страны. И чтобы понять состояние, проблемы и перспективы российской демократии, необходимо определить «коридор реальных политических возможностей». Именно коридор возможностей, обусловленный историческим опытом, традициями, образом жизни, особенностями политической культуры и менталитета, должен задавать направление поиску адекватной российским условиям модели демократичекого развития.2  

Заключение 

     Современные политологи выделяют два наиболее общих политических режима: демократический и антидемократический. Среди демократических самыми распространенными в мире являются парламентский и президентский режимы. Антидемократические, в свою очередь, подразделяются на авторитарный и тоталитарный.

     Политический  режим как способ функционирования той или другой политической системы определяется как социальными факторами соответствующего государства, так и нравственными, моральными и мировоззренческими устоями общества. В абсолютно чистом виде политические режимы, как правило, редкость. Поэтому при их характеристике используются двойные понятия: либерально-демократический, демократически-авторитарный и т.п.

     Каждый  из рассмотренных типов политических режимов имеет свои недостатки. Тоталитарный режим позволяет добиться огромных, но кратковременых успехов, например, в наращивании экономической и политической мощи страны. Тоталитарные режимы уничтожили около 100 миллионов человек, еще больше подвергли репрессиям и сотни миллионов обрекли на нужду и страдания. Какими бы благородными ни казались цели некоторых из них, все они заслуживают осуждения.

     При авторитаризме власть нарушает права  и свободы граждан, прибегает  к репрессиям, подавляет всякую оппозицию, таким образом она лишает себя возможности выбора наилучшего из возможных вариантов политических решений. Но нередко авторитарные режимы способны оперетивно мобилизовать для решения выдвинутых ими задач значительные силы общества. Если это удается, а задачи соответствуют интересам общества, то результаты режима могут быть и положительными.

     Демократия, как свидетельствует исторический опыт цивилизаций, дает более широкий  выход энергии и социальному  творчеству личности, чем другие типы политических режимов. Она выступает  мощным средством преодоления различных  видов диктатуры и деспотических правлений. Но как политический режим демократия менее всего подходит для радикальнго решения стратегических проблем, так как требует постоянного согласования интересов, проработки различных общественных альтернатив, толерантности.

     Подходя к политическим режимам с критерием прогресса, судя о нем по степени обеспечения им свободы развития личности, нельзя упускать из вида, что каждый из них возник и существует неслучайно. Основой всякого политичекого режима является своеобразие политической системы,  имеющее корни в социально-экономических и идейно-политических особенностях общества. А судьбы политических режимов зависят от изменений в их основе, выражающихся в перемене соотношения политических сил.  
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Тесты

      1.Характерной чертой тоталитарного режима является:

 а) монополия  на власть одной партии или  группировки. 

    2. Сравните политические  режимы по следующим  критериям:

Критерий   Тоталитаризм   Авторитаризм        Демократия
Степень политической свободы  
Чрезвычайно низкая
 
Низкая
 
Высокая
Степень принуждения и насилия  
Высокая
 
Средняя
 
Низкая
Принципы  организации власти. Место и роль государства Предельная  централизация государственной  власти. Господство «партии-государства», сосредоточившей всю полноту власти в обществе. Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих социальных функций саморегуляции и саморазвития. Партия-монополист – ядро политической системы. Монополизация власти, отсутствие принципа разделения властей.  Доминирование главы государства и исполнительной власти, ограничение роли представительных органов. Господствующую роль играют вертикальные, иерархическо-бюрократические связи между институтами. государства. Чаще всего наделена особой политической ролью армия. Принцип разделения властей. Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом определять соответствие издаваемых законов конституции страны.
Зрелость  гражданского общества  

Чрезвычайно низкая

 
            Низкая
 
               Высокая
 

 

  3. Какая из причин не обусловливает воспроизводства авторитарных режимов:

в) политический плюрализм.

    

  4. Выберите из предложенных  положений гарантии  функционирования демократического политического режима:

а) система контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных  органов аппарата;

б) своевременное  полное политическое информирование граждан.  

    5. Политический режим представляет собой:

в) упорядоченное  взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

      Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. М., 2006.

      Горшков М.К., Петухов В.В. Перспективы демократии в России: угрозы реальные и мнимые // СОЦИС. 2004. № 8.

      Зеркин  Д.П. Основы политологии. Курс лекций. Ростов-на-Дону. 1996.

      Красин  Ю.А. Российская демократия: коридор  возможностей // Полис. 2004. № 6.

      Панарин А.С. Политология. Учебник. М., 2001.

      Политология: учебник для студентов вузов / Мухаев Р.Т. М., 2007.

      Политология / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. СПб., 2005.

Информация о работе Политические режимы