Политические режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 18:19, контрольная работа

Описание работы

I. Понятие политического режима, его сущность и основные признаки. Характеристика основных типов политических режимов.

Работа содержит 1 файл

контр. по политологии.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Тема 8. Политические режимы 
 

I. Понятие политического режима, его сущность и основные признаки. Характеристика основных типов политических режимов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      Введение 

     Термин  «политический режим» сязан с одним из запутаннейших вопросов в современной политической науке. Наряду с этим термином часто используют термин «политическая система», но как же соотносятся эти два понятия? Не случайно между ними нередко вообще не делается каких бы то ни было различий.

     В европейской политической науке  понятие «политический режим» является базисным, в американской же предпочтение по фундаментальности отдается категории  «политическая система». Несмотря на довольно длительное использование понятия «политический режим», достаточно четкого содержания оно не имеет. Это порождает некоторые теоретические трудности , так как возникает опасность терминологического дублирования понятиями одного ряда политических явлений.

      Французские и некоторые другие политологи склонны  отождествлять политический режим с политической системой. К примеру, М. Дюверже, приложивший немало усилий для раскрытия данной прблемы, использовал понятия «политическая система» и «политический режим» как синонимы. Американский политолог М. Хагопян также не видит разницы между этими терминами, считая, что они выражают общие структурные характеристики политического порядка. Политический деятель Ю. Кашкин, наоборот, справедливо избегал неоправданного отождествления политического режима с политической системой и считал, что режим является  лишь методом осуществления политической власти государственным аппаратом. 

      В учебной и научной литературе отсутствует единый подход к определению  понятия «политический режим», поэтому данный вопрос актуален и на сегодняшнй день.

      Как функционирует политическая система, кому принадлежит реальная политическая власть в обществе, какими методами она осуществляется, каковы объем  и гарантии прав и свобод личности, как соотносятся и взаимодействуют  гражданское общество и государство? Именно для ответа на эти вопросы в политологии и используется понятие «политический режим». Цель данной контрольной работы сводится к тому, чтобы наиболее точно раскрыть это понятие и рассмотреть основные типы политических режимов.  

I. Понятие политического режима, его сущность и основные признаки. Характеристика основных типов политических режимов. 

     Форма правления и форма территориального устройства государства не могут  еще ответить на вопрос о том, как, с помощью каких способов осуществляется взаимодействие государственной власти с гражданским обществом, каков политический статус различных общественных организаций, какую роль выполняет фактически государство по управлению населением, проживающем на его территории. На этот вопрос отвечает третий блок формы, или устройства, государства – политический режим.  

     Термин  «политический режим» появляется в  научном обороте в 60-е гг. XX века. Категория «политический режим», по мнению некоторых ученых, в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманию политического (государственного) режима.

     Политический  режим в узком смысле – это совокупность средств и методов реализации политической власти, определяющая степень свободы и правовое положение личности. В более широком плане это понятие включает в себя всю функциональную характеристику политической системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов, формирующих определенный облик политической власти. Именно политический режим придает качественную определенность политической системе. Поэтому не случайно в нашей литературе нередко с одинаковым значением используются понятия: «президентский режим» - «президентская система», «парламентский режим» - «парламентская система», «тоталитарный режим» - «тоталитарная система» и другие.                                                                                                                

     Политический  режим предполагает и необходимо требует широкого и узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политических процессов, происходящих в обществе в двух основных сферах – государственной и общественно-политической, а также характеру политической системы, включающей в себя государство и негосударственные, общественно-политические организации.

     Вместе  с тем, понятие «политический режим» совместно с понятиями «форма правления» и «форма государственного устройства» определяют характеристику формы государства. В этом случае «политический режим» используется как синоним «государственного режима», хотя очевидно, что первое понятие по своему содержанию гораздо шире второго, поскольку включает в себя методы и способы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны других субъектов политики – политических партий и движений, общественных объединений и т.п.

     Политический  режим определяется многими параметрами. Среди них важнейшими являются:

  • степень участия народа в формировании политической власти;
  • гарантированность прав и свобод личности и их соотношение с правами государства;
  • степень реального участия народа в политической жизни, наличие механизмов прямой демократии;
  • характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;
  • положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
  • реальное соотношение между законодательной, исполнительной и судебной властями;
  • положение политических партий, движений, общественных объединений граждан в политической системе; функционирование системы социального представительства;
  • политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.);
  • доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;
  • учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
  • наличие механизмов политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

       В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга, однако это разнообразие укладывается в три основные теоретические модели – демократического, авторитарного и тоталитарного политических режимов.

                       

                                  Тоталитарный политический режим

         

     Тоталитарный  режим является способом реализации идей коренного переустройства общества вопреки его реальным интересам  и возможностям. Он руководствуется  не действительными интересами людей  и общества, а утопическим учением о коренном переустройстве общества и перевоспитании людей. Вся политическая система и ее функционирование ставятся на службу такому учению – идеологии, поэтому тоталитарный режим является идеократией, властью идеологии. Тоталитаризм ( от латинского «totalis» - «весь», «полный», «целый» ) – это всеобъемлющий контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности  общества, а также каждого человека посредством прямого вооруженного насилия (террора). Государство и идеология, играющие особую роль в тоталитаризме, поглощают все общество и конкретного человека.

     Вожди, фюреры, харизматические лидеры, удерживая  в своих руках монополию на развитие идеологии, опираются на фанатизм своих последователей и используют массовые организации, чтобы навязать свою идеологию всему населению. Их главное орудие – партия, противостоящая всем другим и монополизирующая государственную власть и контроль над всеми сферами развития общества.

      Характерные черты тоталитаризма:

  • идеологизация всей общественной жизни при монопольном господстве «единственно верной» идеологии, жестокое подавление всякого рода инакомыслия;
 
  • господство  «партии-государства», сосредоточившей  всю полноту власти в обществе; партия-монополист является ядром политической системы;
 
  • монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни граждан, бытовыми и даже брачно-семейными отношениями;
 
  • предельная  централизация государственной  власти, обожествление носителей этой власти, культ вождей;
 
  • запрет  на всякую политическую оппозицию;
  • тотальное манипулирование общественным сознанием с помощью всеохватной системы пропаганды и агитации;
 
  • доминирование в управлении методов насилия, принуждения, террора; наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения.
 

   Отсюда  видно, что тоталитарное государство  является всеконтролирующим, всеохватывающим, всепроникающим. Но не следует рассматривать термин «тоталитаризм» лишь как негативно оценочный. Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения. Первоначально понятие «тотальное государство» имело вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Нынешняя же интерпретация понятия  впервые предложена для характеристики фашизма.

   Тотальный контроль способствует тотальной мобилизации ресурсов общества. С одной стороны, это позволяет данному режиму добиться значительных успехов, например, в наращивании своей экономической и военной мощи. Однако с течением времени, чем дальше он продвигается в реализации своих планов, идеалов, тем сильнее обнаруживается их утопичность и увеличиваются расхождения курса режима с реальными интересами общества. Это неизбежно ведет к кризису, к изменению или крушению режима. Примером является изменение режимов в Китае и Вьетнаме, крушение тоталитрных режимов в Италии, Германии, Испании, а также в СССР, странах Восточной и Юго-Восточной Еропы. 

Авторитарный  политический режим 

            Авторитаризм обычно рассматривают как тип режима, который занимает промежуточное место между тоталитаризмом и демократией. Авторитарный режим – это система првления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это одна из форм политической диктатуры, и в роли диктатора здесь выступает индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящая элитарная группа. 

     Признаки  авторитарного режима:

  • автократизм (от греческого «autokrateia» - «самовластие») или небольшое число носителей власти (монарх, диктатор, военная хунта, олигархическая группа);
 
  • неподконтрольность  власти народу;
  • отсутствие принципа разделения властей, доминирование главы государства и исполнительной власти, ограничение роли представительных органов;
 
  • монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции;
 
  • отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполиические сферы, прежде всего в экономику;
 
  • отсутствие  единой идеологии;
  • в качестве методов государственного управления доминирование командных и административных, отсутствие террора, минимальное использование массовых репрессий;
 
  • провозглашение  прав и свобод личности, но необеспечение их в реальности (прежде всего в политической сфере);
 
  • лишение личности гарантий безопасности во взаимоотношених  с властью;
 
  • неподконтрольность  силовых стуктур обществу.

      Таким образом, авторитарный политический режим  можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах.

      При определении авторитаризма сущностно  значимым является характер отношений государства и личности: они построены больше на принуждении, чем на убеждении. При этом данный режим либерализует общественную жизнь, не стремится навязывать обществу четко разработанной официальной идеологии, может допустить ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении, действиях, мнениях, мирится с существованием оппозиции. Руководство различными сферами общество не столь тотально,  поскольку нет строго организованного контроля над социальной и экономической инфраструктурой, над производством, профсоюзами, учебными заведениями, средствами массовой информации. Однако авторитаризм подавляет основные гражданские права, он беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию народа в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества. В этом видно сходство авторитаризма с тоталитаризмом. Однако если при авторитаризме отношения власти с обществом и индивидом дифференцированы и опираются на «ограниченный плюрализм», то тоталитаризм вообще отвергает плюрализм и даже разнообразие социальных интересов. Существенным различием является и то, что тоталитаризм стремится ликвидировать не только социальный, но и идеологический плюрализм, всякое инакомыслие, тогда как авторитарный тип режима не оспаривает права на автономное самовыражение различных групп общества.

Информация о работе Политические режимы